Эмпиризм и рационализм

Осн. хар-ки эмпиризма:1) ед-ный источ-к зн-я – опыт. Зн-я приобр-ся в пр-се ж-ни. 2) ориентация на детальны йан-з чувств-го позн-я. 3) принижение или игнорир-е рац-го позн-я. 4) отказ от мышл-я, особ. на концептуальном ур-не. 5) абсолютиз-ция возм-тей индукции (индуктивизм); 6) сущ-т в 2-х разновид-х: в материалистической (Предс-ли: Бэкон, Гоббс, Локк + франц. материалисты 18 в.) и идеалистической – шир. распространение получ. с сер. 19 в., когда он выступ. в кач-ве гносеологич. основы позит-зма, сводящего пр-с позн-я к эмпир-м опис-м фактов и их простейшей сист-ции (Предс-ли: Беркли, Юм + весь позитивизм.

Осн. хар-ки рационализма:

1) рожд-ся из критики фидеизма (примат веры над разумом); 2) абсолютиз-ция возм-ти разума и противопост-е его возм-тей опытному зн-ю; 3) фактическое утверждение, что м. сущ-ть идеи не зависящие от опыта. Родонач-к Платон. Всякое зн-е присуще чел. с момента рожд-я, он его просто припоминает. 4) аболютиз-я возм-тей дедукции (дедуктивизм). 5) поиск иных неопытных м-дов познания, кот. м. бы обеспечить всеобщие, необх-е, строгие истины, наподобие материальных. 6) сущ-т в 2-х разновид-х: материалистич. Р. (Спиноза) и идеалистич. Р. (Декарт, Лейбниц).

1.2.2. Совр. ф-фия: осн. шк. и предст-ли, сциентистские и несциентистские модели ф-фии науки. Соотн-е пон-й «совр. ф-фия науки» и «ф-фия науки» в совр. ф-фии.

Совр. ф-фия охват-т период с сер. 19 в. и до сег. дня. Назв-е «совр.» явл. условным, а более адекватным назв-м явл. неклассич. ф-фия.

Пр-пы классич. ф-фии: 1) поиск ед-ва и субстанцион-ти; 2) опора на рац-ть; 3) поиск сущности; 4) стр-ра фил. зн-я трехчлена (пр-да, позн-е, об-во). Осн. функции: мировоз-кая, методологич-я.

Пр-пы неклассич. ф-фии: 1) отказ от поиска ед-ва и субстанцион-ти; 2) отказ от опоры на рац-ть; 3) отказ от поиска сущности; 4) отказ от пр-в логики; 5) нарушена стр-ра фил. зн-я (аморфна). В лучшем случае выдел. 4 комп-т – фил. антропологию; 6) в кач-ве перв. з-чи и гл. фил. м-да выступ. антропол-я; 7) ограничены f ф-фии: либо свод-ся к мировоз-кой, либо к методологич-й.

Совр. фил-вание – новообразование классич., неклассич. и постнеклассич. доктрин.

Т.к. пр-пы ф-диф-ции фил. зн-я утрачены, совр. фил. течения подразделяют в завис. от сущ-х в них оценок науки и науч. зн-я. Все совр. течения делят на две осн. линии: 1) фил. рационализм (ф-фия науки) и 2) фил. иррац-зм. И 1, и 2 явл. неклассич. ф-ванием.

Ф-фия науки сосред-на на общ. хар-ках науч. позн-я, его стр-ре, ср-вах и м-дах, идкалах и нормах, сп-бах обоснования и разв-я зн-я, на его социокул-х доминантах. Заним-т промеж-е положение м/у ф-фией и наукой, синтезируя опыт и той, и др.

Фил. иррац-зм сосред-н на таких пробл., кот не м.б. постигнуты разумом, не м.б. выражены в логике и не м.б. систем-ны. Сосред-ны на внут. мире чел.

Школы и направления «ф-фии науки» (рац-зм):

1. Позитивизм. Его счит. 1-й внутри ф-фии собств-но ф-фией науки. Все виды суждений делят на 3 гр: научные, фил-кие (метафизич-е), религ-е. Ф-фию и религ. приравняли и объявили б/смысл-ми. Наиб. радикал-ю критику П. производили каталич. Ф-фы (неотомисты).

30-е гг. 19 в.– зарожд-е П. С тех пор П. прошел 3 этапа.

1 этап – наз. «первым П. (или классич.) – до 19 в. Предс-ли: Конт, Спенсер, Дж.Ст. Милль, Лавров, Михайловский.

2 этап – «второй П.» (или махизм, эмпириокритицизм). Предс-ли: Мах, Авинариус, Пирсон, Пуанкаре.

3 этап – «третий П.» (хотя так не принято называть. Чаще наз. неопозитивизм, логич. П.). Сущ-т с 20-30 гг. 20 в. Начиная с 50-х гг. стали наз. «аналитич. ф-фия» (в нее входит и лингвистич. Фил). Предс-ли: Шлик, ранний Витгенштейн, Карнап, Нейрат, Рассел, Вайсман, Бриджмен, Моррис, ранний Уайхед + вся львовско-варшавская школа: Ян Лукосевич, Котарбиньский.

Позитивисты сосред-т св. вним. на позитивном в науке, т.е. на рез-те, на личном науч. зн-и. Сочетание эмпиризма и рац-зма. Отказ отметафизич-х (фил-х) построений. В обл. ф-фии признают тол. методологич. функцию.

2. Неогегельянство. Совр. неоклассич. Ф-фия нач. со смерти Гегеля (при ж-ни Г. был признан гл. идеологом страны). Однако гегельянства как такового никогда не было! Т.О. позитивное (нео) отн-е к чему? После смерти Г. воз-ло 3 ветви: левое, правое, центризм.

Младогегел-во – (к нему принад-л молод. Маркс).

Н. – интернац-е течение. В англ. науке: Кэрд, Брэдли, Коллингвуд. Итал.: Кротче. Немцы: Кронер, Глокнер, Лассон, Розенцвейг. Франц.: Валь, Кожев(ников), Ипполит. Рус.: Ильин И.А.

3. Неокантианство. Кант – авторитет мысли во всей Европе. Его критиковали даже при ж-ни, а Гегеля – тол. после смерти. В России неокант. не б. популярно. Ленин счит., что ф-фию надо нач. учить с Гегеля.

Неокант. сфокусир-сь в 2-х школах на тер-рии Герм.: марцбурская и бадденская. Предст-ли: Коген, Коссирер, Виндельбанд, Риккерд.

Неокан-цы пыт. преодолеть кантовский дуализм за счет отказа от идеи объективного сущ-ния «вещи в себе», кот. не познаваема. Трактуют ф-фию как критику позн-я. Огранич. Позн-е сферой опыта.

4. Прогматизм (вкл. в себя инструм-зм). Это амер. Ф-кая шк. вся амер. К-ра – эмигрансткая. Предс-ли: Ч. Пирс (основатель П.), Джеймс, Дьюи, Мид, Шиллер Ф., Уайт М.

5. Неомарксизм (не весь марксизм, а тол. его часть). Сциентистский Н. – одно из 3-х направлений, интересущее нас, т.к. отн-ся к ФН. Предс-ли: Альтюссер, Болибар, Лекур, Реймон, Хиндесс, хёрст, Хауг, Деля Вольпе, Коэн, Элстер, рёмер.

6. Постпозитивизм (это не разновид-ть и не продолжение позит-зма, это его критка + их собств. программа). Еще их наз. «ист. школой». П. счит., что в самой науке происх-т изменения. Наиб. авторитетным внут. течением П. явл. «крит. рац-зм» как часть П. Предс-ли: Поппер, Кун, Лакатос, Фейерабенд, Уайтхед поздний, Тулмен, Агасси, Селлорс, Полани.

Ослабленное вним. к пробл. формальной логики. Активное обращение к ист. науки. Перекл-е усилий с ан-за готового науч. зн-я на изуч. его динамики, на его разв-е. Отказ от жестких ограничений м/у эмпирией и т-рией, наукой и ф-фией. Стремление предст-ть разв-е зн-я как ед-во колич-х и кач-х его измен-й. Колич. изм-я наз. «норм. наукой», а кач-ные – «науч. революцией». Парадигма – категория, кот. соед-т «норм. науку» и «науч. револ.» Парадигма (ввел Кун) использ. В 3-х смыслах: 1. П. –совок-ть всех тех науч. пр-в, установок и ценностей, кот. опр-т спец-ку и х-р науч. иссл-й в данных конкр. промежут-х вр. 2. П. – (в шир. см.) – это такое сост-е общ. к-ры, кот. опр-т особ-ти чел. позн-я в опред. эпохе (заслуга Куна). 3. П. – (в уз. см.) – (парадейгма) разновид-ть аналогии.

7. Структурализм (его относят к логич. позит-зму, сближают с логич. ф-фией). С-зм – фил. течение постнеклассич. ф-фии, самое модное и совр. Заним-т промеж-е место м/у иррац-мом и рац-мом. Это происх-т в силу неклассич-ти ф-фии. Еще это переход от неклассич. фил. к постмодернизму. Предс-ли: Якобсон, Трубецкой, Юрий Лотман, Леви-Стросс, Лакан, Пропп, Фрейденберг, бард, Греймас, Фуко, Деррида.

Фил. иррационализм. Школы и направления:

1. Ф-фия жизни (нач. как нем. ф-фия), нач. с Шопенгауэра, Бергсон, Ницше, Дильтей, Шпенглер, Зиммель, ортега-и-Гассет. Разнородное течение. Общ. неприязнь к Гегелю.

2. Ф-фия психоан-за(выдел-ся из ф-фии ж-ни). Фрейд, Юнг (как ф-фы), Фромм, Хорни, Адлер.

3. Экзистенционализм (20-30-е гг. м/у двумя войнами). Еще наз. «ф-фией кризиса». Ясперс, Марсель, Хайдеггер, Камю, Макс Шелер, Сартр, Бубер, Бультман, Бердяев, Шестов. Одна из версий происхожд-я Э. – из рус. эмигрантской ф-фии. В кач-ве лидера Бердяев. Его сочли за родонач-ка. Он различал Э. как школу и как сп-б мышл-я.

4. Феноменология. Осн-ль Гуссерль, а также Шелер, Гартман.

5. Герменевтика. Гадамер, Беттси, Риёр, Хайдеггер. Герм. феноменология (Франк).

6. Фил. антропология. Шелер, Плеснер, Гелен, Ротхакер, Портман.

1.86.26. Пробл. ф-фии и методологии науки в раб. Куна «Стр-ра науч. революций»

Пон-е разв-я науки и его осн. аспекты. Аспекты: 1) источники разв-я Н. (внут. и внеш.); 2) выяснение х-ра происх-х в Н. изм-ний. Явл. ли эти изм-ния эвол-ми или переросли в революц-е. Не всякие изм-ния ведут ведут к разв-ю Н.; 3) преемственность в разв-и Н.; 4) направленность.

Разв-е науки – это изменение кач-ва. Кач-во – это совок-ть существ-х сторон и признаков. Кач-ное изм-ние – это сам переход от одного кач-ва к др. и наз. революцией. Этот переход свид-т о разв-и.

Термин науч. революция ввел Кун (представитель постпозит-зма) в св. раб. «Стр-ра науч. революции».

Парадигма (по Куну) – это совок-ть науч. достижений, кот. в теч. Опред. вр. признаются науч. сооб-вом в кач-ве основы для разв-я его дальнейшей практич. д-ти. Кун: парадигма – это не просто совок-ть т-рий, но это еще и набор образцов реш-я конкр. з-ч, образцов иссл-я конкр. вопросов. П. задает круг проблем, кот. имеют науч. смысл и кот. принц-но решаемы ср-ми Н. П. опр-т что м. отн-ся к науч. фактам, а что не может. П. задает мир. Науч. революция – это смена парадигмы.

Что м. счит. П. по Куну: физика Арист-ля, геоцентрич. с-ма Птолемея, гелеоцентрич. с-ма Коперника, классич. механика Ньютона, геометрия Евклида и Лобачевского, электродинамика Максвелла, т-рия относ-ти Энштейна.

Весь пр-с разв-я Н. уклад-ся в 3 периода:

1) период норм. науки – отказ от нов. т-рий, т.к. кажд. нов. т-рия это покушение на парадигму, у всякого науч. новшества отсут-т ореол открытия. Лучше соверш-ние старых т-рий. Все раб. на укрепление парадигмы.

2) подпериод кризиса в Н. признаки кризиса: а) нарастает несп-ть норм. Н. решать локальные пробл. ср-ми парадигмы; б) внутри самой парад. Воз-т аномалии; в) пробл. поле парад.сужается, т.е. пробл. уже нет; г) растет число ф-ров, остающихся за пределами парад. Как следствие этих 4-х приз-в воз-т «смутное ч-во интел-го дискомфорта» и нарастает стремление самих ученых к ф-фии.

3) период экстроординарной (револ-ной) Н. – старая парад. замен-ся новой, кот. не совместима со старой. Пропаганда за нов. парад. Мир остается прежним, но видим его по-новому.

Конц-я Куна не м. объяснить момент преемственности, а без нее не б. разв-я.

Критика Куна: 1) монопольность парад.; 2) тезис о несоизмер-ти парадигм разрушает преемст-ть зн-я; 3) нет четкого крит-я прогресса Н.; чрезм. психол. и иррац-й подтекст.

«+» стороны конц-и Куна: 1) дает бол. возм-ти для объяс-я разв-я; 2) срабатывает ист. подход; 3) в конц-и воз-т усл-я для соед-я не тол. фил. науки, но и мех-мы в/д-вия науки с др. бог-вом мира; 4) есть эл-ты соц-гии науки.