Пр-да науч. зн-я и его осн. хар-ки. Осн. познавт-е f науки.

Осн. хар-ки науч. зн-я. Важно, когда эти харак-ки присут-т в совокуп-ти. Наличие 9 хар-к свид-т, что зн-е действит-но научное.

Объективность – осн. видом истины на кот. ориент-ся наука д.б. объктив-я (впервые опред-е объкт. Истины дал Аристотель).

Рациональность – хар-ка науч. зн-я с точки зр. ее ф-мы.

Системность – хар-ка содержания. Ее не следует путать с рациональностью, классиф-й и делением.

Обоснованность – это некот-я рационалистич-ки ориентир-ная оц-ка зн-я для того, чтобы рез-т данного зн-я был принят другими. Это аналог убеждения.

Открытость для критики и проверки – внешнее усл-е для сущ-ния науч. зн-я.

Предметная определ-ть – у кажд. науки св. пр-т. Опред-е пр-та связ. со строгой рацион-кой процедурой.

Интерсубъективность – термин нов. Это консенсуальное согласие м/у суб-ми позн-я относ-но принятия разл. когн. реш-й (относ-но понимания знач-я и смысла конкр. терминов и понятий, истинного значения конкр. высказываний и т.д.). И. это та же объект-ть зн-я, но принятая науч. сообществом.

Полезность – практич. применимость.

Наличие собств. языка – кажд. Н. д. иметь св. язык. Не м.б. у 2-х разн. Н. одинакового языка. Сущ-т два стиля языка: 1) устно-разговорный (литер-разгов, разгов-бытовой, ораторский). 2) письменно-книжный (офиц-деловой, публицистич-й, беллетрический, научный).

Осн. черты науч. стиля: 1) логич. послед-ть науч. излож-я; 2) однозначность; 3) точность; 4) сжатость при информативной насыщенности содержания; 5) конкретность (предмет); 6) бесстрастность изложения (индифферентизм).

Харак-ные особ-ти науч. стиля:

1) насыщенность теминами 15-20%; 2) использ-е особ. науч. фразеологии; 3) преоблад-е абстрак-й лексики (термины с усложненными суффиксами); 4) употреб-е ф-мы ед-го числа в значении множественного (виды движения); 5) употреб-е существительных вместо глаголов; 6) наличие сложных и сложно-подчиненных предложений.

Осн. познав-е f науки:

1) синтетическая f - f Н. как особого вида зн-я, это объед-е отд. достоверных зн-й в единую целостную с-му. (С-ма – это совок-ть элем-в с отн-ми м/у ними).

2) объяснительная f – это выявление причинных и иных зависимостей, а ткж многообразие связей опр-го явления, его существенных харак-к, з-в происхождения и разв-я.

3) методологическая f – формул-ка на базе опр-й т-рии всевозм-х м-в, СП-в и приемов иссл-кой д-ти.

4) прогностическая f – это f предвидения, т.е. производство выводов на базе теор-х представ-й о сост-и изв-х явлений, о сущ-нии не изв. ранее фактов, объектов или их св-в и связей м/у явлениями (пример: с-ма Менделеева).

5) практическая f – практич. значимость.

1.32.2. Универсальность научного знания и ее границы: особ-ти пр-та, ср-в и методов, целей науки.

Наука изуч. рацион-ть (суб. и объективную). След. помнить о разнице м/у об-том и пр-том.

Универс-ть науч. зн-я не абс-на и обл. науч. интересов опр-ся поисками ответов тол. на 3 вопроса: что изучаем? Как? Почему? На вопрос «зачем?» т.е. с какой целью, наука отвечает уже с трудом и уступает место ф-фии, религии и иск-ву. Наука т.о. явл. ограниченной частью чел. к-ры как общечел-кой, так и национ-ной. Если гов. о в/д-вии Н. с др. ф-ми к-ры, то в этом плане Н. лучше всего в/д-вует с техникой, ф-фией и религией. Если гов. о запад. к-ре, то это вообще аксиома. Стрем-е найти ответы на эти фунд-е вопросы делает Н. наиб. динамичной частью чел. к-ры. Отрицая мир а его объект-ти (даже когда объектом делается суб-т) Н. дает лишь один из срезов многообразия чел. мира. Поэтому она не исчерпывает собою всей к-ры, а сост. лишь одну из ее сфер, кот. в/д-вует с др. сферами кул-го ТВ-ва – моралью, религией, ф-фией, иск-вом.

 

1.85.25. Конц-я разв-я зн-я И. Лакатоса в раб. «Фальсификация и метоло-гия науч-иссл-х программ»

Два осн. положения: 1) фил. и ист. Н. д.б.связ м/у собой неразрывным образом (в этом тезисе он проявл-ся как последователь Куна); 2) методол-гия иссл-х программ (Лакатос) – разв-е Н. предс. из себя смену иссл-х программ.

Состав иссл-кой программы Лакатоса: 1) ядро программы; 2) негатив. эвристика прогр. Ее цель – сосредоточить ср-ва, спасающие ядро от разрушения; 3) позтив. эвристика прогр. реш-т з-чу сохр-я иссл-кой прогр; 4) предохранительный пояс прогр.

Лакатос объяс-т смену прог-м тем, что все они (т.е. каждая очередная) приним-ся м-дом конвенциональных реш-й внутри науч. сооб-ва. Не ставится вопрос об истинности, лишь бы приносило пользу в экон. плане.

Критика Лакатоса: 1) нет удовлетв-го крит-я прогресса или регресса Н.; 2) нет, крит-я отбрасывания программ; 3) не реш-ся пробл. преемст-ти прогр. Напр., не ясно куда девается старая прогр, остается ли от нее что-л. и переходит ли это в нов. прогр.; 4) проблематичность конвенционализма.