Жизнь по стереотипу

 

Вы можете увидеть свои стереотипы через другого человека. Знание о себе является самым важным знанием, которое мы пытаемся добывать. На самом деле, знание о своей стереотипности надо добывать. В процессе поиска вы можете читать книги, но пишущие их тоже находяться в рамках своей стереотипности. Концепции, которые они предлагают, - тоже стереотип мыслей, который у них существует. Любое произведение несет на себе отпечаток личности автора, если он от нее еще не избавился.

Если автор известен и обладает способностями, которые признаются другими людьми, то, читая его книги, люди попадают в присущие ему стереотипы мышления и чувствования. Они могут считаться модной современной концепцией: психологической, религиозной, философской или любой другой. Что мы и наблюдаем в разных сферах: культурных, политических, экономических, где угодно. Возьмите любую сферу, и вы увидите определенные стереотипы, которые там существуют.

Ум обычного человека не хочет ничего слышать помимо того, что он считает правильным, и требует только одного – утвердить то, что знает, то есть проходить по одному и тому же циклу все время, бесконечно, говоря при этом: вы меня недослушали, недопоняли, сейчас я скажу самое важное.

Что есть личность человека, которой он так гордится и которую он все время хочет возвысить и утвердить? Это есть зацикленность на определенных стереотипах. Достаточно взять одного охотника, достаточно взять одну эстрадную певицу, достаточно взять одного политика, достаточно взять одного администратора и мы увидим, какие стереотипы мышления имеют место в их среде: в среде политиков, администраторов, охотников.

“Но не все же администраторы одинаковы, как под копирку? Есть и различия?”, - возможно, возразите вы.

Да. Есть разные стереотипы.Есть стереотипы, присущие уму данного человека. Есть стереотипы, присущие той прослойке, тому образу жизни, которому он следует. Возьмем человека, который занимается политикой, играя роль, которую считает важной для себя. Тогда стереотипы, принятые в политической среде, в которой он находится, становятся стереотипами его мышления.

Возможно, вы обращали внимание на то, что не всякий человек входит в определенный образ жизни, в определенную ее сферу, но, если он входит, то вы можете увидеть, что механизм данной сферы жизни таким образом его обрабатывает, что в его ум закладываются и подкрепляются характерные для нее стереотипы. То есть он становится тем, кого обрабатывает данный механизм. Конечно, есть и индивидуальные особенности ума и присущие ему стереотипности или пути мысли, пути эмоции, пути ощущения конкретного человека. Но, когда он входит в некий образ жизни, стремясь к нему приобщиться, то он получает определенную “обработку”, характерную именно для данного образа, стиля жизни.

Новый русский, например: а) определенный стереотип мышления, б) определенный стереотип поведения и т.д. Вы можете увидеть стереотипы, существующие в уме такого человека. Но сам он их в себе не видит. Он может смеяться над анекдотом о новых русских именно потому, что не видит в себе. Человек видит со стороны, но не в себе. То есть в другом человеке это легче увидеть, в себе же увидеть очень сложно. Но если ему скажут: “Это же ты. Это же про тебя”, он разозлится, он будет возмущаться. Так же можно определить тип поведения городского жителя и жителя села. Одного или другого народа, той или другой профессии, конфессии и т.п. Все они отличаются друг от друга различным набором стереотипов.

Разделяя некоторый набор стереотипов, человек автоматически причисляет себя к нему. Он может за него держаться крепко, может не очень. Но, тем не менее, у каждого человека есть определенный набор стереотипов, за который он очень сильно держится. Допустим, стереотипы поведения женщины и мужчины, что существенно для многих людей. Что позволяется женщине, может быть запрещено мужчине, и наоборот. В некоторых кругах придерживаются очень жестких стереотипов, а в некоторых они более гибкие. Но это тоже стереотипы. Гибкость – тоже стереотип. У нас принято так, а у вас эдак. Если ты такое скажешь здесь, тебя к стенке поставят, а в другом месте ты можешь свободно поболтать по этому поводу. Стереотип демократии. По сути, всё – стереотипы. Стереотипы – это то, что порождено умом, а мы занимаемся исследованием стереотипности, механистичности реагирования ума.

“Но уйти от стереотипности невозможно”, - скажете вы.

Нельзя уйти от того, чего ты еще не видишь. Жизнь состоит из стереотипов, так давайте увидим хотя бы несколько в самих себе. Давайте увидим свою личность, те стереотипы, из которых она состоит.

Увидеть свою личность – увидеть свои стереотипы.Может быть, вы их вообще не увидите. Потому что вы очень долго будете просто говорить о том, что надо уходить от них. Но если вы их еще не видите, как вы можете от них уйти? Сначала надо увидеть, а дальше будет то, что будет. Может вы увидите и скажете: “Мне больше ничего не надо”. Что говорить о том, что будет. Надо сначала увидеть.

Хотите ли вы их увидеть прямо сейчас?

Когда человек начинает видеть механистичность, стереотипность своей жизни, он говорит: “Ужасно. Я очень хочу жить по-другому. Я готов многим пожертвовать, чтобы уйти от хождения по кругу”. И тогда сама жизнь создает условия, в которых он может увидеть все то, что сделало его несчастным.

Но много ли вы знаете людей, которые хотят избавиться от своей механистичности? Многие хотят рассуждать, не делая ничего. Да, есть такие, которые любят поболтать по поводу философских или религиозных представлений. Но кто действительно хочет столкнуться непосредственно с тем, чтобы увидеть свою личность такой, какая она есть на самом деле? Даже если он согласится, то насколько далеко он захочет продвинуться в исследовании себя? Ну допустим, он один такой безобидненький стереотип вытащил, один из тысячи, ну два, три, а дальше захочет? Что дальше он скажет, когда столкнется с тем самым важным стереотипом, который является основой его личности. Он же выдвинет кучу щитов и загородится ими. Он выдаст такую мощную защитную реакцию, что к нему на километр не подойдешь.

Так хочет ли человек в частности и человечество в целом менять свои стереотипы, или это только разговоры? Как можно говорить о том, что будет дальше, если мы еще не знаем того, что есть. Единственное, что имеет смысл делать сейчас, - выявлять и видеть присущие вам стереотипы.Потому что иначе все, что бы мы ни говорили, все, к чему бы мы ни пытались двигаться, будет являться просто еще одним стереотипом. За всем многообразием будет стоять одно и то же – стереотип.

Вы можете назвать это ерундой. Или спросить: “Зачем он так сгустил краски? Ну, есть у меня стереотипы, забавно было бы выявить их, но не все же время этим заниматься”.

Тот, кто видит в другом себя, но не хочет принять себя в себе, начинает воевать против того образа себя, который он видит. Именно так происходят конфликты, войны. Человек не хочет видеть нечто в себе, но видит в другом, не хочет этого принимать и идет на него с оружием.

“Как же избавиться от стереотипности?”, -захотите узнать вы.

Вопрос: “Как?” - это вопрос ума, которому очень непривычно жить с целостным пониманием. Но единственное, что может привести человека к истинному Я, - ясное видение своей стереотипности.Как тяжело даже допустить до себя это. Возникает эмоциональный надрыв. Куда бежать? Что делать? Как?