Универсальное и уникальное в лицевой экспрессии.

Когда исследователю приходится долго общаться с человеком, то определяется, что такое-то выражение лица означает у него раздражение, тогда как другое — восторг: помимо общего языка эмоций, необходимо знать еще язык индивидуальный, то есть язык мимики конкретного человека.

Невербальные аспекты речи

Выражение эмоций голосом, так же как и мимическое выражение, имеет как врожденные видотипичные компоненты, так и приобретенные — социально обусловленные и формирующиеся в процессе индивидуального развития компоненты. Врожденными механизмами обусловлены такие проявления, как изменение силы голоса (при измене­нии эмоционального возбуждения) или дрожание голоса (под влиянием волнения). При усилении эмоционального возбуждения возрастает количество функциональных единиц, актуализированных к действию, что связано с усилением активации мышц, участвующих в голосовых реакциях.

Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективных чувств и смыслов. Одна и та же фраза в зависимости от интонации может приобретать различный смысл.

То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служить индикатором силы чувств.

В состоянии эмоционального возбуждения обычно возрастает сила голоса, а также значительно изменяются его высота и тембр.

Иногда сильное возбуждение может, напротив, проявляться в уменьшении силы голоса (можно говорить шипящим от ярости голосом). Эта форма является следствием сочетания врожденной тенденции к усилению голоса под влиянием эмоций и приобретенной способности не издавать слишком сильных звуков.

Отдельные интонационные колебания высоты могут охватывать целую октаву.

Можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся, ликующим и пренебрежительным тоном.

Тон и темп речи может многое сказать об эмоциональном состоянии человека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбужден или обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника. Медленная же речь часто свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.

Выделяют шесть основных экспрессивных уровней речи, выступающих в качестве аккомпанемента речи и выступающих признаками при формальном описании невербальных аспектов коммуникаций [Хансен Дж., Стевик Р., Уорнер Р. Невербальная коммуникация в консультировании // Журнал практической психологии и психоанализа. № 2, июнь, 2000].

Это:

1. Общий уровень интенсивности. Повышенный тон обычно встречается в контексте раздражения или тревоги, пониженный тон может означат, например, недоверие.

2. Изменение интенсивности. Повышение громкости обычно свидетельствует о тревоге или раздражении, понижение может являться признаком недовольства или разочарования.

3. Диапазон. Расширение и сжатие обычного интервала между тонами произносимых фонем.

4. Напряжение. Зажатость или открытость связаны со степенью мускульного напряжения голосового аппарата: чем больше напряжение, тем явственнее эффект зажатости (“скрипучий” голос); открытость, или свобода, проявляется в гулком, раскатистом голосе, производящем впечатление авторитетности.

5. Темп. Растягивание и сокращение относятся к индивидуальному темпу произнесения слогов.

6. Общий темп. Ускоренный и замедленный темп речи, в отличие от растягивания и сокращения, применяются для оценки более объемных фрагментов речи; во многих контекстах ускоренный темп речи сигнализирует о раздражении или тревоге, а замедленный - о нерешительности.

К этим основных экспрессивным уровня речи добавляются так называемые вокальные разграничители и вокальные определители.

К вокальным разграничителям относят:

- смех,

- плач,

- прерывистость голоса.

В частности, прерывистость характеризуется особыми мускульными явлениями в голосовом аппарате, когда голосовые связки попеременно то жестко напрягаются, то расслабляются, и в результате голос «дрожит». Это указывает на активную или глубокую эмоциональную вовлеченность говорящего.

К вокальным определителям относят, прежде всего, прерывание слова твердым приступом и паузой. Это обычно означает, что под влиянием внезапно осознанной контрастной мысли или инсайта говорящий отказывается от всего или от части сказанного раннее (или хочет как-то изменить свое высказывание).

(См.: Хрестоматия. Хансен Дж., Стевик Р., Уорнер Р. Невербальная коммуникация в консультировании // Журнал практической психологии и психоанализа. № 2, июнь, 2000.)

Кинесика

Хотя лицо является главным источником информации при наблюдении за эмоциональными реакциями другого человека, но и тело (конечности и, особенно, кисти рук) также играют важную роль в коммуникации. Т.е. наряду с мимикой содержательные сигналы передаются также с помощью пантомимики.Пантомимика(от греч. рantоmimоs - все воспроизводящий подражанием) - выразительные движения, представленные изменениями в походке, жестах, осанке и т.д. С помощью пантомимики передается сообщение о психическом состоянии индивида, его переживаниях. Наиболее информативным является жест (выразительное движение рук), с помощью которого дополняется сообщение речевой коммуникации. При этом пантомимика мало контролируются сознанием, хотя исходно большую роль в ее формировании играют культурно обусловленные системы поведения, которые усваиваются, прежде всего, путем имитации ролей в детском возрасте. Но большинство людей не осознают, что активно пользуются сложной системой жестов и движений. Может сопровождаться мимикой, подтверждая ее или опровергая. Другой термин, который также используется для обозначения коммуникаций посредством движений тела, - кинесика. Она определяет связь между телесными движениями и вербальной формой коммуникации.

К числу невербальных физических способов коммуникации относят прежде всего жесты и позы.