Комплексное наблюдение жестов и поз.

При осуществлении наблюдения важно интерпретировать жесты и позы в их единстве, в контексте целостного невербального сообщения.

Так, человеку, испытывающему тревогу, свойственны быстрые, беспокойные движения рук и ног и дрожь в кистях рук. Самыми важными невербальными намеками, позволявшими установить наличие тревоги, были положение кистей рук, взгляд, положение губ и положение корпуса тела. Для клиентов, испытывавших тревогу, были характерны нервные движения кистей рук и нехарактерны сигнальные жесты; также для них был характерен менее продолжительный зрительный контакт с собеседником; они реже улыбались и держали корпус тела более напряженно.

Подавленный человек движется очень медленно, словно каждое движение дается ему с огромным трудом.

Замкнутый человек обычно не отводит рук далеко от своего тела и не поднимает голову.

Проксемика

Проксемика – это тафизическая дистанция, которую человек поддерживает между собой и другими людьми и которая является важным фактором общения. Она выражает собой то, как люди используют пространство во взаимодействии. Выделяют четыре зоны дистанции:

- интимную,

- личную,

- социальную,

- публичную.

Для каждого типа взаимодействия двух людей существует некая оптимальная дистанция, определяющаяся пропорцией теплоты и враждебности в их отношениях:

- примерно в полуметре вокруг тела располагается интимная зона, предназначенная для возлюбленных, супруга, детей и близких членов семьи; На этом расстоянии можно прикоснуться к другому человеку, поцеловать, почувствовать запах его тела, разглядеть поры и дефекты его кожи;

- беседуя с друзьями и знакомыми, человек, как правило, находится от них на удалении от полуметра до 1 м 20 см;

- более официальные деловые и социальные взаимодействия происходят на расстоянии от 1 м 20 см до 2 м 75 см;

- в еще более официальных ситуациях (например, при переговорах с важными особами) используются дистанции свыше 2 м 75 см.

Расхождение в оценке участниками взаимодействия подходящей дистанции приводит к переживанию дискомфорта, хотя нередко люди не осознают, что послужило причиной этому. Будучи приобретенными в ходе научения, эти паттерны регуляции личного пространства, как правило, находятся за рамками сознательного контроля.

Существуют индивидуальные различия в ощущении границы личного пространства, которая переживается человеком как наиболее комфортная, поэтому некоторые психотерапевты ставят в своем кабинете несколько стульев, позволяя пациенту выбрать, где и на каком отдалении расположиться. Если терапевт работает с парами и семьями, то должно быть достаточное количество мест, а то, как члены семьи усаживаются по отношению друг к другу, может стать важной информацией о существующей в семье динамике отношений.

Визуальный контакт

Визуальный контакт, т.е. контакт глазами, является ключевым элементом невербальной коммуникации.

В ходе исследований был выявлен ряд особенностей визуального контакта. Так Аргайл и Кук отмечают:

- что обычно человек больше смотрит в глаза собеседнику, когда слушает, чем когда говорит сам;

- что взгляд в глаза часто используется для "передачи слова" своему собеседнику;

- что дружелюбно настроенные собеседники смотрят в глаза друг другу чаще, чем люди, испытывающие взаимную антипатию, а женщины - чаще, чем мужчины.

Визуальный контакт - это средство взаимной регуляции процесса беседы. Время, уделяемое визуальному контакту в общении, занимает от 28 % до 70 %. Недостаток визуального контакта может сигнализировать о том, что слушателю не интересно, в то время как переизбыток визуального контакта может говорить о попытке доминирования, контроля, внедрения и даже поглощения.

Визуальный контакт легко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегают его, когда речь заходит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий то смотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он еще не закончил говорить. По завершению своего сообщения говорящий, как правило, дает об этом знать посредством прямого взгляда в глаза собеседнику, как бы запрашивая его реакцию.

Некоторым людям трудно вступать в прямой визуальный контакт, и поэтому они избегают его, некоторые боятся выражения какой-то идеи или эмоции, и обсуждения определенных тем (например, таких как секс или агрессия) и отводят глаза, как только в разговоре затрагивается болезненная тема.

Для различных культурных групп характерны разные особенности визуального контакта. Так, например, англо-американцы используют зрительный контакт для того, чтобы подтвердить, что они слушают, однако в других культурах прямой взгляд и попытка уклониться от прямого зрительного контакта имеют иной смысл.

Единство экспрессивных выражений

При осуществлении наблюдения за сообщениями очень важно добиться одновременной фиксации и интерпретации как вербальных, так и невербальных знаков. Ни положение тела, ни движение руки сами по себе не имеют точного смысла. И невербальный и вербальный язык (язык тела и разговорный язык) взаимно дополняют друг друга. Разговорный язык сам по себе не дает полноты содержания и смысла, которые пытается выразить личность. То же касается языка тела - он также не выражает полного смысла.

Чаще всего опознавательными знаками служат не просто коммуникативные сигналы сами по себе, а их динамика изменений.

Например, слушающий какой-либо рассказ все время может сидеть, откинувшись на спинку кресла с перекрещенными руками и ногами, но когда наступает момент, когда его мнение разойдется с мнением говорящего, он может сменить позицию, готовясь высказать протест. Он может наклониться вперед, разомкнуть перекрещенные руки и ноги. Перед тем как возразить, слушатель может поднять одну руку с указательным пальцем вверх. Когда он закончит, то снова откинется назад в первую позицию и перекрестит руки и ноги - а, возможно, и перейдет в третью, более восприимчивую позицию, когда руки и ноги не будут перекрещены при отклонении назад, что сигнализирует об открытости в обсуждении.

(См.: Хрестоматия. Фаст Дж. Язык тела. Как понять иностранца без слов. Пер. с англ. Ю.В. Емельянова. М.: Изд. Вече, Персей, АСТ.)

(См.: Хрестоматия. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам).)