Вехи развития метода беседы в психоанализе

В основе использования беседы, как метода психологического исследования, лежат богатые традиция развития рациональной терапии в психиатрии.

Особую роль в развитии метода убеждения, как одной из основных форм рациональной терапии, сыграл П.Дюбуа (1848 - 1918), швейцарский невропатолог, психиатр и психотерапевт. Его метод основан на стремлении психотерапевта — при помощи обращения к "сократическому методу" — пробудить в пациенте адекватное понимание травмирующей ситуации и его собственной роли в ее провоцировании и выхода из нее [Дюбуа П. Психоневрозы и их психическое лечение. СПб., 1912]. В развернутом диалоге больному объясняется развитие симптомов его невроза, одновременно подчеркиваются его силы и способности решить проблему. Этот метод имеет много общего с логотерапией В.Франкла.

В дальнейшем метод беседы активно развивался в рамках глубинной психологии, в целом, и психоанализа, в частности. Глубинная психология (от нем. Tiefenpsychologie) включает в себя ряд направлений в психологии и психиатрии, сущность которых определяется положением о нетождественности личности и сознания (рационального познания) [Die tiefenpsychologischen Schulen von den Anfangen bis zur Gegenwart. Goettingen, 1970; Ricroft C. A Critical Dictionary of Psychoanalysis, L., 1977]. Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные в конечном счете биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности. Человек предстает как многоступенчатая структура, например, трехчастная, состоящая из Я (сознания), Оно, Супер-Эго. При этом часть конфликтных событий, которая не была истолкована, устраняется из Я - вытесняется в область бессознательного, при их проникновении в Я возникает внутреннее противоречие. В Оно находятся потребности, которые, в соответствии с традиционной психоаналитической трактовкой имеют асоциальный характер и находятся под давление социальных норм и социальных отношений Я (Супер-Эго). В дальнейшем в ходе развития школы глубинной психологии произошел отход от постулирования исключительно биологической детерминации и сформировалась ориентация на социальную мотивацию.

Во всех направлениях глубинной психологии беседа выступает наиважнейшим методом, предваряющим и служащим основой психоаналитического процесса. Психоаналитический процесс(от греч. psychе - душа + analysis - разложение, расчленение), как форма психотерапии, был создан З.Фрейдом. Его целью выступает постепенная интеграция ранее подавленного содержания в общую структуру личности и сознания. В ходе анализа данного процесса были разработаны следующие базовые понятия: перенос (т.е. связывание с психоаналитиком тех чувства и поведение пациента, которые основаны на его инфантильных отношениях к родителям), контр-перенос (т.е. процесс, симметричный к переносу, осуществляющийся психоаналитиком в отношении пациента), сопротивление (т.е. стремление не допустить в сознание бессознательных и неприемлемых идей и импульсов), динамическое бессознательное, внутрипсихический конфликт и др.

В рамках психоаналитического процесса беседа преобразуется в особый метод, в проведении которого традиционно используется метод свободных ассоциаций, суть которого заключается в том, пациент говорит все, что ему приходит в голову, стараясь не подвергать это критике (внутренней цензуре). При этом обычно он лежит на кушетке, а психоаналитик сидит сзади него, вне поля его зрения. [Wolman B.B. (Ed.) Psychoanalytic Techniques. N.Y.: Basic Books, 1967; Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х т. Т. 2. Пер. в англ. М.: Медицина, 1994, с. 49-63].

Главной целью психоаналитического процесса является катарсис. Катарсис(от греч. katharein – очищение) - эмоциональное отреагирование, т.е. сильное эмоциональное потрясение, которое вызвано не реальными событиями жизни, а их символическим отображением, например в произведении искусства. В смысле эмоционального отреагирования тех или иных конфликтных ситуаций это понятие стало использоваться в психоанализе. Считается что, за счет катарсиса индивид избавляется от болезненного аффекта и невротических симптомов.

В недрах методологии психоанализа была создана целая система учебным мероприятий, призванная научить будущего психоаналитика адекватным методам ведения беседы [Gardner J. Self-renewal: The Individual and the Innovative Society. N.Y., 1963; Moser T. Lehrjahre auf der Couch. Frankfurt, 1974; (Ed.) Goodman S. Psychoanalitic Education and Research. N.Y., 1976; Marcus J.M. Current in Psychoanalysis. N.Y., 1971].

Это, прежде всего:

- учебный,

- контрольный анализ.

Учебный анализ – форма образования психоаналитиков, когда будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя в качестве пациента. Необходимость таких учебных процедур определяется тем, что психоаналитик должен не только владеть определенными теоретическими знаниями и навыками установления личных контактов, но и научиться отслеживать проявление своих собственных комплексов, сознательно контролировать контр-перенос, а также взаимодействовать со своим бессознательным. Процедура «учебного анализа» предполагает около трех сотен сеансов психоанализа.

Контрольный анализ – форма профессионального образования, когда будущий психоаналитик на втором году своего обучения работает в качестве стажера. При этом он самостоятельно проводит психоаналитические сеансы с пациентом и после каждого сеанса обсуждает его ход со своим преподавателем. При этом используются стенографические записи, в которых фиксируется и сам диалог с пациентом, и собственные комментарии к нему. Целью «контрольного анализа» является прежде всего обсуждение корректность действий стажера, проявлений его контр-переноса и других личностных установок. Обсуждаются возможности иных психоаналитических толкований, кроме тех, что предложены стажером.

В дальнейшем в рамках классического психоанализа сформировались и другие теоретические и методологические подходы. Так возникли особые формы психоанализа, в частности: активный и короткий анализ. Но везде неизменно в качестве основы исследовательской и коррекционной части продолжала фигурировать беседа.

Так, в противовес психоанализу, т.е. «пассивному анализу», В.Штекелем и Ш.Ференци (см. рис. 36) был разработан активный анализ(от лат. actus - действие, движение). Здесь были объединены элементы как самого психоанализа (прежде всего метод свободных ассоциаций), так и других психотерапевтических направлений. В данном подходе большое место занимает рациональная психотерапия, которая в большей степени ориентирована на актуальные проблемы настоящей жизни пациента, а не на ранний детский опыт, как в психоанализе. Если в традиционном психоанализе аналитик как можно меньше вмешивается в процесс беседы, позволяя ассоциациям пациента течь наиболее естественным образом, то при «активном анализе» он старается преодолеть сопротивление пациента и особенно «проработать» эмоционально неприятные аспекты заболевания. В силу этого проведение «активного анализа» предполагает использование различных суггестивных приемов, требующих от психотерапевта достаточно высокий уровень подготовки. Правда, из-за высоких требований к психотерапевту и из-за недостаточной разработанности процедуры проведения данный метод не получил значительного распространения.

Рис. 36. Ш.Ференци

 

Короткий анализ также характеризуется ориентацией только на локальные темы, актуальность которых была определена на стадии предварительной психодиагностики [Malan D.H. Psychoanalytische Kurztherapie. Bern, 1965; Langen D. Autogenes Training und Hypnotherapie / Fortschritt Medizin. 1971, 83, 22, S. 867-870; Beck D. Die Kurztherapie. Bern. 1974; Tilley B.W. Sort-Term Consoling. Boston, 1984; Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия. В 2-х т. Т. 2. Пер. в англ. М.: Медицина, 1994, с. 64-64]. Основными процедурами проведения короткого анализа являются анализ свободных ассоциаций и перенос. Но в отличие от традиционного («длинного») анализа, длящегося до нескольких лет и включающего в себя более 500 сеансов, «короткий анализ» продолжается лишь 20-40 еженедельных сеансов. Наибольшую эффективность применение «короткого анализа» имеет при достаточно легких формах невротических симптомов и при актуальных психологических конфликтах. При характерологических же и психотических нарушениях он не используется.

Хотя по своим идеологическим позициямгуманистическая психология и дистанцируется от классического психоанализа, в методологической основе имеет с ним очень много общего. Здесь также в основе лежит метод беседы.

Гуманистическая психология (от лат. humanus - человечный) - это ряд направлений в современной психологии, ориентированных на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения гуманистическая психология выделилась в начале 1960-х. гг. в США [Грининг. История и задачи гуманистической психологии // Вопросы психологии. 1988, № 4, с. 161-167; Крипнер С., Корвалло Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. 1993, 2].

Идеологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах:

- человек целостен;

- ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

- главной психологической реальностью являются переживания человека;

- человеческая жизнь - единый процесс;

- человек открыт к самореализации;

- человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На этой основе строятся гуманистическая педагогика и некоторые направления психотерапии. Особое значение придается принципу «здесь и теперь» - прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической психологии, характерен акцент не на объяснении поведения индивида, а на его осознании и отреагировании эмоций.

При этом совершенно новые взаимоотношения между пациентом и психотерапевтом, которые стали носить субъект - субъектный характер узаконил К.Роджерс (см. рис. 37).

Рис. 37. К.Роджерс

 

Особую форму гуманистической психологии представляет экзистенциальный психоанализ (от лат. existentia - существование), разработанный Ж.П.Сартром. Он основан на постулате, что для человека особой ценностью является его собственный выбор. Каждый человек имеет выбор «каким ему быть». В любой момент его поведения происходит реализация (утверждение) его экзистенции. При этом процедура терапии заключается в анализе основных жизненных выборов индивида и согласовании их с реальностью. Подобный анализ является плодом совместных усилий, предпринятых психотерапевтом и клиентом в форме совместной беседы. В такой беседе с психотерапевтом происходит выявление конкретных форм такой реализации человеческой экзистенции [Кузьмина Т.А. Человеческое бытие как «ничто» (Ж.-П.Сартр) // Буржуазная философская антропология XX века / Под ред. Б.Т.Григорьяна. М.: Наука, 1986, с. 65-71.

Следует отметить, что во всех рассмотренных направлениях (и глубинной, и гуманистической психологии) беседа выступает не столько средством получении новых научных данных, сколько ступенькой к решению проблем клиента, участвующего в психотерапевтическом сеансе.