АРИСТОТЕЛЬ МЕТАФИЗИКА

АРИСТОТЕЛЬ

МЕТАФИЗИКА

КНИГА ПЕРВАЯ

Все люди от природы стремятся к знанию. Доказательство тому - влечение к чувственным восприятиям: ведь независимо от того, есть от них польза или… Способностью к чувственным восприятиям животные наделены от природы, а на… Другие животные пользуются в своей жизни представлениями и воспоминаниями, а опыту причастны мало; человеческий же род…

КНИГА ВТОРАЯ

Исследовать истину в одном отношении трудно, в другом легко. Это видно из того, что никто не в со стоянии достичь ее надлежащим образом, но и не… Но поскольку трудность двоякая, причина ее, быть может, не в вещах, а в нас… Верно также и то, что философия называется знанием об истине. В самом деле, цель умозрительного знания - истина, а…

КНИГА ТРЕТЬЯ

Для искомой нами науки мы должны прежде всего разобрать, что прежде всего вызывает затруднения; это, во-первых, разные мнения, высказанные… Так вот, первое затруднение относительно тех начал, которые мы разобрали… ГЛАВА ВТОРАЯ

КНИГА ЧЕТВЕРТАЯ

Есть некоторая наука, исследующая сущее как таковое, а также то, что ему присуще само по себе. Эта наука не тождественна ни одной из так называемых… ГЛАВА ВТОРАЯ О сущем говорится, правда, в различных значениях, но всегда по отношению к чему-то одному, к одному естеству и не…

КНИГА ПЯТАЯ

Началом называется то в вещи, откуда начинается движение, например у линии и у пути отсюда одно начало, а с противоположной стороны - другое; то,… ГЛАВА ВТОРАЯ Причиной зазывается то содержимое вещи, из чего она возникает; например, медь-причина изваяния и серебро-причина чаши,…

КНИГА ШЕСТАЯ

То, что мы ищем, - это начала и причины существующего, притом, конечно, поскольку оно существующее. А именно: имеется некоторая причина здоровья и… Так как учение о природе также имеет теперь дело с некоторым родом сущего, а… Что учение о природе, таким образом, есть учение умозрительное, это очевидно из сказанного. Но и математика -…

КНИГА СЕДЬМАЯ

О сущем говорится в различных смыслах, как мы это установили раньше в разделе о многозначности [каждого выражения]: оно означает, с одной стороны,… О первом же говорят, правда, в различных смыслах, но сущность есть первое во… И вопрос, который издревле ставился и ныне и постоянно ставится и доставляет затруднения, - вопрос о том, что такое…

КНИГА ВОСЬМАЯ

Из сказанного надлежит сделать выводы и, подводя итог, завершить [эту часть] исследования. Так вот, было сказано, что предмет настоящего… Теперь разберем, как обстоит дело с сущностями общепризнанными. Они сущности,… Что и материя есть сущность, это ясно: ведь при всех противоположных друг другу изменениях имеется их субстрат,…

КНИГА ДЕВЯТАЯ

Итак, сказано о сущем в первичном смысле, т. е. о том, к чему относятся все другие роды сущего, именно о сущности. Ибо все другое обозначают как… В другом месте мы уже разбирали, что “возможность”, или “способность”, и… Итак, ясно, что в некотором смысле способность действовать и претерпевать - одна (ибо нечто способно и потому, что оно…

КНИГА ДЕСЯТАЯ

Что о едином говорится в различных значениях, об этом сказано раньше - там, где мы разбирали, в скольких смыслах [употребляются отдельные слова]; но… Надо, однако, иметь в виду, что нельзя считать одинаковыми вопрос о том, какие… Так вот, во всех этих случаях мерой и началом служит нечто единое и неделимое, ибо и при измерении линий мы как…

КНИГА ОДИННАДЦАТАЯ

Что мудрость есть некоторая наука о началах, это явствует из первых [глав], в которых было обращено внимание на трудности, связанные с… Далее, должна ли одна наука рассмотреть начала доказательства или несколько?… Далее, есть ли мудрость наука о всех сущностях или нет? Если не о всех, то трудно сказать, о каких; а если, будучи…

КНИГА ДВЕНАДЦАТАЯ

Предмет настоящего рассмотрения - сущность, ибо мы ищем начала и причины сущностей. И если все в совокупности есть как бы некоторое целое, то… Имеется три вида сущностей: прежде всего воспринимаемые чувствами; из них одни… Сущность, воспринимаемая чувствами, подвержена изменению. Если же изменение исходит от противолежащего одно другому…

КНИГА ТРИНАДЦАТАЯ

Итак, что такое сущность чувственно воспринимаемых вещей - это было сказано в сочинении о природе относительно материи и позже - относительно… По этому вопросу существуют два мнения, а именно: некоторые говорят, что… Если же существуют математические предметы, то необходимо, чтобы они либо находились в чувственно воспринимаемом, как…

КНИГА ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ

Итак, сказанного об этой сущности достаточно Все, однако, считают начала противоположностями - так же как у природных вещей, так одинаково и у… Между тем одной из двух противоположностей они объявляют материю: одни единому… А что единое означает меру, это очевидно. И в каждом случае субстрат - особый, например: у гармонии - четверть тона, у…