рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ - раздел Науковедение, Федеральное Агентство По Образованию Государственное Образовательное...

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Социологический факультет

 

Кафедра теории и истории культуры

  УТВЕРЖДАЮ
  Проректор по учебной работе
  ________________В.П. Гарькин
  «____»_______________ 2011 г.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

История культуры Древней Греции

(блок «Общепрофессиональные дисциплины»; раздел «Федеральный компонент»; основная образовательная программа специальности 020600 Культурология)    

Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе, требования к уровню освоения содержания дисциплины

Цели и задачи изучения дисциплины

Задачи дисциплины: · рассмотреть процесс формирования древнегреческой культуры; · показать место древнегреческой культуры в истории мирового культурного наследия, сформулировать задачи ее изучения,…

Требования к уровню подготовки студента, завершившего изучение данной дисциплины

Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: – иметь представление: · об основных закономерностях и факторах становления древнегреческой культуры;

Связь с предшествующими дисциплинами

Студент должен владеть терминологией, связанной с анализом взаимодействия общества и природы, общества и культуры, культуры и цивилизации, уметь…  

Связь с последующими дисциплинами

Понятия, закономерности, методы анализа памятников культуры, введенные в курсе «История древнегреческой культуры»какразделе курса «История культуры», будут использованы при изучении последующих разделов истории культуры, а также курсов «История религии», «Теория и история искусств», «Теория культуры», и в ходе этнологической практики.

 

Методические рекомендации преподавателю

Пособие включает тематическое планирование разделов курса, разработку основных проблем и контрольных вопросов по каждой теме, списки основной и… Каждый из разделов курса «Истории культуры» предлагается изучать по следующей… При изложении материала важно, выделяя ключевые события истории культуры, предлагать различные варианты интерпретации…

Рекомендации студенту по освоению программы учебной дисциплины

Не следует относиться к лекциям как к материалу, достаточному для глубокого освоения курса. Задачи лекции иные – познакомить с методами анализа… При этом важно познакомиться не только с теоретическим и историческим… Знание авторов выдающихся произведений прошлого и содержания их исканий - насущная задача студента-культуролога.…

Содержание дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

Разделы дисциплины и виды занятий

 

№ п/п Название раздела дисциплины Количество часов
Лекции Практические занятия
Введение
Культура Эгейского мира
Культура Древней Греции
Итого: 38 24

Лекционный курс

Введение

Тема 1. Общая характеристика античной культуры.

Аполлонически-дионисийская традиция в культуре античности. Влияние Элевсинских мистерий и орфического учения на религиозное сознание и этические… Этапы развития античной культуры. От мифа к логосу и эпосу; формирование…

Раздел 1. Культура Эгейского мира

Тема 1.1. История открытия и изучения культуры Эгейского мира

Древнегреческие мифы и легенды об острове Крит и пеласгах.

Открытие немецким археологом Г. Шлиманом Трои, Микен и Тиринфа, раскопки английского археолога А. Эванса на Крите: от мифов и преданий - к историческим фактам.

Археологические находки на Кикладских островах. Загадка фестского диска.

Расшифровка англичанами М. Вентрисом и Дж. Чедвиком микенской письменности (линейного слогового письма В).

 

Тема 1.2. Минойский период в развитии

Эгейской культуры

Гегемония Крита в Эгейском мире на рубеже III-II тыс. до н. э. и ее отголоски в греческих мифах. География торговой деятельности критян, продукция… Исторические сведения о теократии и религии Крита. Скульптура, архитектура,… Монументальная архитектура дворцов Кносса, Феста, «царской виллы» в Агиа Триада, домов в Тилисе и ее фресковые…

Тема 1.3. Микенская культура

Формирование микенской культуры и ее периодизация. Особенности структуры микенского общества и его политические центры. Влияние критской культуры на… Своеобразие культуры Микен: суровость и мужественность образов, строительство… Территориальная экспансия ахейцев и их культурные контакты. Приходдорийских племен и гибель ахейского общества.…

Раздел 2. Культура Древней Греции

 

Тема 2.1. Мифологическое начало в культуре античной Эллады.

Архаический период: переплетение догреческой и греческой мифологии. Микенское происхождение греческих мифов. Представления греков о первосилах… Классический (олимпийский) период развития греческой мифологии и его связь с… Отсутствие догматической кодификации греческого мифа и многообразие его античных интерпретаций. Образы богов и героев…

Тема 2.2. Культура Древней Греции гомеровского периода

XI-VIII вв. – «Темные века» греческой истории. Отражение «Темных веков» в «Илиаде» и «Одиссее». Троянская война: эпос и история. Спор унитариев и… Поэтика «Илиады» и «Одиссеи»: традиционные готовые формулы, постоянные… Реалии культуры протогеометрического и геометрического стилей. Древнейшие святилища и их архитектурное оформление.…

Тема 2.3. Культура Древней Греции периода архаики

Успехи в социально-экономическом развитии Древней Греции VIII-VII вв. до н.э. Борьба родовой аристократии и демоса. Полисное устройство общественной… Активные контакты греков с другими народами (войны, колонизация, торговля) и… Иония - «первая родина мудрецов и поэтов». Зарождение философии. Философы милетской школы. Пифагор и начало…

Тема 2.4. Культура Греции эпохи классики.

 

Победа Эллады в _реко-персидских войнах. Социально-экономические предпосылки возвышения Афин как «центра просвещения Эллады». Создание Афинского морского союза. Расцвет древнегреческого полиса, утверждение афинской демократии и ее сущность.

V в. до н. э. – эпоха классики. Поиск идеальной нормы (канона, меры), отражающей «космические закономерности». Рациональное постижение мира как основа нормотворчества. Деятельность Перикла и его круга (Анаксагор, Геродот, Протагор, Фидий). Разработка представлений о гармонии, мере, ритме, симметрии в сфере социального проектирования, в области философии, истории, стихосложения, скульптуры, танца, архитектуры. Смысл представлений Протагора о человеке как «меры всех вещей».

Согласование «божественной» и «человеческой» меры в афинской демократии. Афины – зримое воплощение «образцового города». Теоретические и практические попытки создания «идеального города». Фидий и реконструкция Афинского акрополя.

Ордерная система, фронтонная композиция древнегреческого храмового зодчества как отражение идеи «божественной мерности».

Поэтическое прославление разума человека и размышления о его границах, о соотношении божественных и человеческих установлениях в драматургии V в. до н.э.

Совершенство, гармония физического облика человека как выражение равновесия его душевных сил, понятие калокагатии и его художественные воплощения в скульптуре V века до н.э. Художественный принцип пондерации как отражение сбалансированности социальной структуры древнегреческого полиса, равновесия между индивидуальным и общественным, рациональным и иррациональным.

Идея космической гармонии в древнегреческой музыке. Греческие музыкальные инструменты: струнные и духовые, «благородные» (лира, кифара) и «варварские» (флейта и свирель). Аполлоническое и дионисийское начало в музыкальных жанрах древней Эллады.

 

Тема 2.5. Культура Греции IV в. до н.э. – от классики к эллинизму

 

IV в. до н. э. – время конфликтов и потрясений; кризис античного полиса. Последствия поражения Афин в войне с Пелопонесским союзом. Имущественное расслоение населения и обострение социальной борьбы. Нарушение социального равновесия, борьба демократии и тирании. Завоевание Греции Македонией. Экспансия на Восток и походы Александра Македонского.

Разрушение «ментального равновесия» «золотого века» древнегреческой демократии. Обогащение представлений древних греков о многообразии мира и его беспредельности; утрата чувства сбалансированности и устойчивости мирозданья. Рассогласование «божественной» и «человеческой» меры в софистике и обоснование Критием тирании. Агон Сократа и софистов. Скептицизм, стоицизм и эпикуреизм как отражение нарушения идеи классического равновесия.

Проекты Платона и Аристотеля – социальные утопии IV в. до н. э. Поворот философской мысли от идеи демократии к образу единоличного правителя. Теоретическое обоснование всевластия сильной личности в трудах Ксенофонта и Исократа.

Распад универсальной целостности художественного восприятия мира. Постепенное выделение личностного начала из распадающегося единства полиса. Обретение искусством лирически преобразованного образа мира. Утрата гармонической ясности монументального искусства, нарастание интимно-лирических интонаций. Развитие искусства портрета – от идеализирующих образов к стремлению индивидуализировать облик человека, передать его конкретное душевное состояние.

Исчезновение хоровой драмы. Ощущение трагических диссонансов эпохи в творчестве Еврипида.

 

Тема 2.6. Культура эпохи эллинизма

Своеобразие мироощущения эпохи эллинизма, изменение образа мира и человека: утрата строгой и ясной гармонии мировосприятия, «укрупнение» внутреннего… Становление профессиональной науки (Мусейон в Александрии); формирование… Постепенное исчезновение полисных ценностей из области художественного творчества. Гибель эпического сознания. Новые…

Практические (семинарские) занятия

Тема 1. Особенности древнегреческого антропоцентризма

1. Понятие антропоцентризма и его виды.

2. Сущность понятия «атрибутивная личность античности».

3. Тема судьбы в древнегреческой культуре.

4. Тема героя в древнегреческой культуре.

Тема 2. Влияние Крито-Микенской культуры на формирование античной культурной традиции

1. Крито-микенская культура как самобытная культурная эпоха и транслятор древневосточной традиции.

2. Древнегреческая мифология и ее крито-микенские истоки.

3. Гомеровский эпос и его место в античной культуре.

4. Архитектурные традиции Эгейского мира и их влияние на древнегреческую культуру.

Тема 3. Древнегреческая мифология

2. Особенности архаического древнегреческого мифа. 3. Браки Зевса как образ прекрасноустроенного мира в классическом… 4. Древнегреческий миф и его место в культуре Эллады.

Тема 5. Древнегреческая лирика

1. Архилох - поэт и воин.

2. Защитник справедливости Солон.

3. «Певец любви» Анакреонт.

4. Сафо - «десятая муза».

5. Особенности древнегреческой лирики.

Тема 6. Классические ценности древнегреческой культуры

1. Понятие «полисных ценностей», «сочетание «божественного» и «человеческого» в афинской демократии.

2. Теоретические и практические попытки создания «идеального города». Социальные утопии Платона и Аристотеля.

3. Принцип калокагатии и поиск идеальной нормы.

4. Идея «космической гармонии» и ее отражение в искусстве.

Тема 7. Происхождение и устройство древнегреческого театра

1. Происхождение древнегреческого театра.

2. Устройство театра в Древней Греции.

3. Великие Дионисии и особенности театрального состязания.

4. Своеобразие театрального действия.

 

Тема 8. Древнегреческая драматургия

 

1. Понятие тетралогии.

2. Древнегреческая трагедия и ее особенности.

3. Эсхил - «отец трагедии».

4. Творчество Софокла.

5. Творчество Эврипида.

6. Древнегреческая комедия. Аристофан.

 

Тема 9. Образ человека в культуре Древней Греции

 

1. Человек как «мера всех вещей».

2. Репрезентация героя в древнегреческой культуре.

3. Классический канон и его воплощение в искусстве.

4. Эволюция образа человека в эллинистическом искусстве.

Тема 10. Мусическое воспитание в Древней Греции

1. Идея Пайдейи.

2. Система воспитание в Древней Греции.

3. Греческая медицина как Пайдейя.

4. Великие воспитатели и система воспитания.

Тема 11. Повседневная жизнь, быт и нравы древних греков

1. Понятие повседневности и особенности ее изучения.

2. Пространственно-временные параметры повседневной жизни свободного эллина.

3. Рождение свободного досуга и его формы.

4. Брак и семья в Древней Греции.

5. Вещь в системе древнегреческой культуры.

Тема 12. Эволюция древнегреческой культуры в эпоху эллинизма

1. Влияние походов Александра Македонского на своеобразие мироощущения эпохи эллинизма.

2. Взаимодействие древневосточной и эллинской культур.

3. Становление профессиональной науки.

4. Миф, логос и религия в культуре эпохи.

5. Новые темы в искусстве эллинизма.

Перечень основных памятников культуры,

Рекомендованных к изучению.

 

Архитектура, скульптура, изобразительное искусство

 

Эгейское искусство

1. Идол. Из Аморгоса. 2500-1100 г. до н. э. Мрамор, высота 0, 76 м. Музей Эшмола, Оксфорд. 2. Вазы стиля Камарес. Из Феста. Глина. 1800 г. до н. э. Гераклион, музей. 3. Кубок из Вафио. Золото. Высота 0,084 м. 16 в. до н. э. Афины. Национальный музей.

Искусство Греции

1. Амфора геометрического стиля. Из Дипилона. Глина. Высота 0,60 м. 9 в. до н. э. Афины, Музей керамики. 2. Надгробный кратер геометрического стиля. Из Дипилона. Высота 1,23 м. 8 в.… 3. Герой и кентавр. Статуэтка. Бронза. Высота 0,11 м. Середина 8 в. до н. э. Нью-Йорк, Метрополитен-Музей.

Литература

ЭПОС.

1. Гесиод. Теогония.

2. Гомер.Илиада. Одиссея.

ДРАМАТУРГИЯ

1.Аристофан.Облака. Птицы. Мир. Лисистрата. Лягушки.

2.Герод.Мимиамбы.

3.Еврипид. Алкеста. Киклоп. Медея.

4.Менандр. Брюзга. Третейский суд. Отрезанная коса.

5.Софокл. Антигона. Царь Эдип. Аякс.

6.Эсхил. Персы. Прометей прикованный.

ИСТОРИЯ

1. Геродот.История греко-персидских войн.

2. Фукидид.История.

ФИЛОСОФИЯ

1.Аристотель.Поэтика.

2.Диоген Лаэртский.О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов.

Киники.

4.Платон.Пир. О государстве, человеке и любви.

5.Феофраст.Характеры.

ПРОЗА

1.Афиней. Пир софистов.

2.Лисий.Речи.

3.Лонг. Дафнис и Хлоя.

4.Лукиан.Разговоры богов. «Золотой осел».

5.Эзоп.Басни.

ЛИРИКА

Поэзия Алкея, Анакреонта, Архилоха, Ивика, Сафо, Солона, Феогнида.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные центры Крито-микенской культуры.

2. Почему именно с Критом связаны мифы о Тесее, Минотавре и лабиринте?

3. Почему греческая мифология родиной Зевса называет Крит?

4. В каких документах мы впервые встречаем имена героев «Илиады» - Ахилла, Аякса, Кастора, Гектора, Махаона?

5. Существуют ли исторические факты, подтверждающие характеристику Гомером Микен как «златообильных»?

6. Объясните один из эпитетов Геры - «волоокая».

7. На каких основаниях VIII в. до н. э. возможно отнести и к гомеровскому периоду и к периоду архаики?

8. Назовите выдающихся деятелей Древней Греции, почитавшихся эллинами как герои.

9. Назовите художественные произведения античности, Возрождения, XVII века, Просвещения, Романтизма и XX столетия, в которых разрабатывался миф об Эдипе.

10.Объясните смысл выражения «под эгидой». Какова его мифологическая основа?

11.Сравните художественную интерпретацию мифа об Атридах в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, а также в произведениях Юджина О Нила, Жана Жироду, Жана-Поля Сартра.

12.В чем суть так называемого «гомеровского вопроса»?

13.Почему Г. Шлимана называют великим археологом и великим мистификатором?

14.Почему знаменитый герой Троянских событий носит два имени - Парис и Александр?

15.В чем суть противостояния Париса и Гектора?

16.Как связаны прекрасная Елена и братья-близнецы Диоскуры?

17.Установите связь между платоновской «Академией» и мифом о первом похищении прекрасной Елены.

18.Какой сюжет является организующим началом «Илиады»?

19.О каком «Каталоге кораблей» идет речь во второй песне «Илиады»?

20.Кто из героев «Илиады» наделен единственной в своем роде привилегией - возможностью сражаться с богами?

21.Назовите имена авторов наиболее признанных переводов «Илиады» и «Одиссеи» на русский язык.

22.В каких произведениях мировой художественной культуры мы встречаемся с героем «Одиссеи» и его приключениями?

23.Платон сравнивал Гомера и Пифагора как «учителей жизни», но приоритет отдавал последнему. Почему?

24.Объясните следующие высказывания: «море цивилизовало греков», «горы защищали и разъединяли эллинов, море объединяло».

25.Фалес утверждал, что был трижды счастлив потому, что родился человеком, а не животным; эллином, а не варваром, мужчиной, а не женщиной. Объясните природу такого представления о счастье.

26.Почему Фукидид назвал Афины «школой Греции»?

27.В чем достоинства и ограниченность афинской демократии?

28.Что такое ордерная система? Назовите основные элементы архитектурного ордера.

29.Какие типы древнегреческих храмов Вы знаете?

30.Назовите основные районы формирования и развития дорического и ионического стилей.

31.Назовите первый известный случай применения мотива кариатид.

32.Существовало ли в Древней Греции искусство портрета? Почему?

33.Как Вы думаете, нарушил ли мастер Скопас в изображении танцующей менады классический канон красоты?

34.В чем заключаются принципиальные отличия древнегреческого театра от современного?

35.Объясните принцип деления греческих музыкальных инструментов на благородные (лира, кифара) и варварские (флейта и свирель). В каких мифах отражается указанный принцип?

36.Каким образом представлены музыкальные мифы древних греков в изобразительном искусстве?

37.В чем заключаются основные противоречия эпохи эллинизма?

38.Определите суть архетипа «пути к мудрости» эпохи эллинизма.

39.Каковы важнейшие достижение эллинистической науки?

40.Сравните отношение к природе у киников и идиллических поэтов эпохи эллинизма. В чем Вы видите сходство и различие?

41.Каковы основания возникновения смешенного культа Гермеса-Тота, в чем его суть?

42.Какие новые темы и жанры искусства возникают в эпоху эллинизма?

43.Установите содержание»музейного» отношение к культуре, сложившееся у греков в период эллинизма.

44.Сравните изображение битвы богов и титанов («Пергамский алтарь») с классическими сценами борьбы героев и лапифов, героев и кентавров. Как Вы можете прокомментировать различия в изображениях? Как эти различия фиксируют эволюцию мировосприятия древнего грека от классики к эллинизму?

45.Какие отличия классического и эллинистического образа человека могут быть выявлены при сравнении изображения «Дорифора» Поликлета и статуй диадохов?

Организация текущего и промежуточного контроля знаний

Контрольные работы

Контрольные работы не предусмотрены

Комплекты тестовых заданий

3.2.1.Задания для экспресс-тестов

Примерный состав заданий теста, направленного на оценку знаний, усвоенных в процессе изучения курса для организации текущего контроля. Тестирование проводится по окончании изучения ключевых тем раздела.

 

Экспресс-тест №1 по темам раздела I

«Культура Эгейского мира»

 

1. Назовите основные центры Эгейской культуры.

2. Назовите имя археолога-любителя открывшего Трою и Микены.

3. Назовите имя археолога, открывшего Кносский дворец.

4. Назовите три мифологических сюжета, связанных с Эгейским миром.

5. Почему греческая мифология родиной Зевса называет Крит?

6. В каких документах мы впервые встречаем имена героев «Илиады» - Ахилла, Аякса, Кастора, Гектора, Махаона?

7. Существуют ли исторические факты, подтверждающие характеристику Гомером Микен как «златообильных»?

8. Объясните один из эпитетов Геры - «волоокая».

9. Как назывался тип микенского дворца?

 

Тест дополняется работой со слайдами: студенты должны атрибутировать памятники культуры, представленные в видеоматериалах, указав название, дату, место находки.

 

Экспресс-тест №2 по теме 2.1 «Мифологическое начало

в культуре античной Эллады»

раздела II «Культура Древней Греции»

 

1. Поясните прозвища Афины: Паллада, Парфенос, Лемния.

2. Какие ценности древнегреческой культуры олицетворяет брак Зевса и Фемиды?

3. Какие ценности древнегреческой культуры олицетворяет брак Зевса и Метиды?

4. Какие ценности древнегреческой культуры олицетворяет брак Зевса и Геры?

5. О какой богине идет речь:

6. Видя Киприду на Книде, Киприда стыдливо сказала:

7. Горе мне, где же нагой видел Скопас меня?

8. Назовите сына Зевса и Данаи.

9. Назовите богиню утренней зари.

10. Назовите имя бога, убившего Пифона.

11. Кого из богов греки называли мойрагетом?

12. Чьей дочерью была Гармония?

13. Как звали основателя Трои?

 

Экспресс-тест №3 по темам 2.2- 2.3

 

Вариант 1

1. Творец,живший в Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э.

· один из основателей мелики

· широко использовал способ передачи душевного смятения через изображение телесных состояний

· поэту принадлежат строки:

Когда б твой помысел невинен был,

Язык не прятал слова постыдного, -

Тогда бы прямо с уст свободных

Речь полилась о святом и правом

_____________________

2. Греческий поэт, написавший об острове Фасос следующие строки:

как осла хребет,

Заросший диким лесом, он вздымается.

Невзрачный край, немилый и нерадостный,

Не то что край, где плещут волны Сириса?

____________________

3. Имя греческого поэта, призывавшего сограждан:

На Саламин! Как один человек, за остров желанный

Все ополчимся! С Афин смоем проклятый позор!

_____________________

4. Имя автора древнегреческой трагедии «Медея» ________________.

5. В своих произведениях древнегреческий поэт ____________ описывал веселые пирушки, прославившись как «поэт любви». В тоже время на протяжении всего творчества этого поэта присутствует образ старика:

Сединой виски покрылись, голова вся

побелела,

Свежесть юности умчалась, зубы

старческие слабы.

6. Одна из самых известных поэм римского поэта Вергилия, в которой он подражает гомеровской «Илиаде»____________

7. Поэт, воспевший труд крестьян – _______________.

8. Авторы наиболее признанных переводов «Илиады» и «Одиссеи» на русский язык ___________________.

9. Первоначальное звучание и значение древнегреческого слова, вошедшего в русский язык как «трагедия» _______________ .

Вариант 2

Сочинитель сколиев, застольных песен, современник Сафо ______________.

2. Стихотворение греческого поэта ______________ Пушкин перевел следующим образом:

Кобылица молодая

Честь кавказского тавра,

Что ты мчишься удалая?

И тебе пришла пора;

Не косись пугливым оком,

Ног на воздух не мечи,

В поле гладком и широком

Своенравно не скачи…

3. Греческий поэт ______________ оставил следующие строки:

Эрос вновь мучит истомчивый –

Горько-сладостный, необоримый змий

4. Известный афинский политический деятель VII-VI вв. до н.э., один из легендарных «семи мудрецов», поэтически защитивший проведенную им реформу _______________ .

5. В чем суть противостояния Париса и Гектора, героев «Илиады»?

6. Один из героев «Илиады», наделенный единственной в своем роде привилегией – возможностью сражаться с врагами __________ .

7. Первоначальное звучание и значение древнегреческого слова, вошедшего в русский язык как «сцена» ____________.

8. Первоначальное звучание и значение древнегреческого слова, вошедшего в русский язык как «симпозиум» __________________ .

С этой даты и этого события начинается история древнегреческого театра _______________.

Вариант 3

1. Древнегреческий поэт ___________был по происхождению обедневшим беотийским земледельцем, создал т.н. дидактический, т.е. назидательный эпический жанр, а своей знаменитейший труд в этом жанре он посвятил советам и наставлениям земледельцу.

2. Название жанра античной лирики ______________, родоначальником которого считался древнегреческий поэт Калин (1-ая пол. VII в. до н.э.), с греческого языка переводится как «жалобный напев флейты». В античности стихи этого жанра охватывали широкий круг тем и мотивов, но позднее так стали называть стихи, передающие интимные чувства поэта, его любовные переживания.

Древнегреческий поэт, который прославился и как законодатель

4. Трагедия Эсхила,в центре которых – судьба героев из «проклятого дома Лабдакидов» ___________ .

Самый младший из древнегреческих драматургов _____________ .

6. Первоначальное звучание и значение древнегреческого слова, вошедшего в русский язык как «комедия»

7. Первоначальное звучание и значение древнегреческого слова, вошедшего в русский язык как «оркестр» ______________.

8. Первоначальное звучание и значение древнегреческого слова, вошедшего в русский язык как «корифей» ___________ .

9. Какой сюжет является организующим началом «Илиады»?

 

Вариант 4

1.Поэт _____________ – современник древнегреческой поэтессы Сафо,которой он посвящал стихи с пылкими признаниями в любви и которой был отвергнут.

2. Поэт _________оставил один из первых из известных в культуре гимнов труду:

…Труд человеку стада добывает и всякий достаток

…Нет никакого позора в работе – позорно безделье.

Самый старший из трех древнегреческих драматургов, которым аттическая трагедия обязана своей неувядаемой славой.

Поэт ____________ большую часть жизни провел в сражениях. На родине в его честь было воздвигнуто святилище.

5. Автор комедий «Облака», «Птицы» - ___________ .

Языковая основа древнегреческого эпоса (диалект) _________ .

Философ, учитель Александра Македонского _____________ .

8. В переводе с древнегреческого ____________ - – «место для зрелищ», «круглая площадка, на которой выступали актеры», «палатка для переодевания актеров».

В состав тетралогий входили _________________- .

Экспресс-тест № 4 по темам 2.4-2.6

Тест выполняется в виде работы со слайдами: студенты должны атрибутировать памятники культуры, представленные в видеоматериалах, указав название, дату, место находки.

 

Примерный вариант итогового теста

 

Сочинитель сколиев, застольных песен, современник Сафо

Анакреонт

Алкей

Гесиод

Солон

Феогнид

2. Афинский политический деятель VII-VI вв. до н.э., один из легендарных «семи мудрецов», поэтически защитивший проведенную им реформу

Солон

Перикл

Пифагор

Демокрит

Афинский государственный деятель V в. до н.э., начавший дорогостоящее строительство на Акрополе ____________

Правильная последовательность периодов развития древнегреческой культуры

Крито-микенский период

Гомеровский период

Архаика

Классика

Эллинизм

Древнегреческий философ и математик, автор учения о гармонии сфер _________________________________

6. ___________________________ – жанр античной лирики, название которого переводится как «жалобный напев флейты»

Соответствие между определениями и понятиями

Соответствие между

Драматургическими произведениями и их авторами

1 «Облака» Эсхил
2 «Антигона» Софокл
3 «Персы» Еврипид
4 «Медея» Аристофан

Самостоятельная работа

Поддержка самостоятельной работы

 

1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., с грифом перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2004. (Гриф)

2. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебное пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М.: Академия, 2003.

Тематика рефератов

Тематика рефератов

2. Агонистическое начало древнегреческой культуры и его значение в социокультурной реальности античности. 3. Культурные контакты эллинистического мира. 4. Синтез культур в эллинистическом мире.

Примерный вариант экзаменационного билета

Экзаменационный билет №1

 

 

По дисциплине ____ История античной культуры

Семестр 2 Факультет_________Социологический___________

Специальность _____« Культурология »____ зо____

 

 

1. Общая характеристика античной культуры.

2. Архаическая мифология Древней Греции.

 

 

Дата составления 18.01.11 г.

 

 

Зав. кафедрой проф. Мачнев В.Я.

Преподаватель доц. Левитская И.В.

Вопросы к экзамену

2. История изучения античной культуры. 3. Историография античной культуры. 4. Культура минойской эпохи.

IV. Инновационные методы обучения

· Публичная защита рефератов, организованная в форме учебно-практической конференции · Круглый стол «Древнегреческая культура у истоков европейской культурной… · Подготовка студентами видеоматериалов, рассказывающих о проблемах изучения культуры Древней Греции

V. Материальное обеспечение дисциплины

· Слайдфильмы по истории культуры Эгейского мира и Древней Греции. · Видеофильмы из серии «Лувр» («Греческое Средиземноморье»), видеоматериалы… · Мультимедийная программа «Всемирная история искусств», «Археология».

VI. Литература

Основная литература

 

1. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. Проф. А.Н. Марковой. – 2-е изд., с грифом перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2004. (Гриф, 14 экз.)

2. Культурология. История мировой культуры: Учебник / Под ред. Ю. Н. Солонина; М.С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2005. – 266 с. (гриф УМО, 2 экз.)

3. Петрухинцев Н.Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. (гриф, 11 экз.)

4. Шендрик А.М. Теория культуры. – М.: Изд-во полит. литры «Единство», 2003. (гриф, 3 экз.)

 

Дополнительная литература

1. Античная басня: Пер. с греч. и лат. - М., 1991.

2. Античная драма. М., 1970.

3. Античная литература. Греция: В 2 т. - М., 1989.

4. Античность и современность сквозь призму мифа об Атридах. - М., 1996.

5. Античные поэты об искусстве. - М., 1938.

6. Античные мыслители об искусстве. - М., 1937.

7. Блаватский В.Д. История античной расписной керамики. - М., 1958.

8. Блаватский В.Д. Греческая скульптура. - М., 1939.

9. Боннар А. Греческая цивилизация: Пер. с фр. - М., 1985.

10.Бритова Н.Н. Греческие терракоты. - М., 1969.

11.Вальдгауэр О.Ф. Этюды по истории античного портрета. - М.-Л., 1938 г.

12.Виппер В.Р. Искусство Греции. - М., 1972.

13.Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Очерки по истории Рима: В 2 т. - Ростов-на-Дону, 1995.

14.Вощинина А.И. Античное искусство. Исторический очерк. - М., 1962.

15.Горбунова К.С., Передольская А.А. Мастера греческих расписных ваз. - Л., 1961.

16.Горбунова К.С., Саверкина И.И. Искусство Древней Греции и Рима в собрании Эрмитажа. - Л., 1975.

17.Древняя Греция. Литература. СПб, 1995.

18.Знаменитые греки и римляне: 35 биографий выдающихся деятелей Греции и Рима. Сборник. - СПб., 1993.

19.Иванов В.Г. История этики древнего мира. СПб., 1997.

20.История искусства зарубежных стран: Первобытное общество, Древний Восток, античность: Учебник./ Под ред. А.П. Чубовой. - 4-е изд. - М., 1980.

21.История всемирной литературы. - Т.I. - М., 1983.

22.История мировой культуры: Наследие Запада: Античность, Средневековье, Возрождение: Курс лекций / Под ред. С.Д. Серебряного. - М., 1998.

23.Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. – СПб.: Лань, 1997. (Гл. 3. Культура и народы, Гл. 4. Социокультурные миры).

24.Колпинский Ю.Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. - М., 1988.

25.Культурология. Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. (Раздел 1.7. Историческая типология культуры, Раздел 2. История мировой культуры).

26.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с польск. - М., 1990.

27.Кобылина М.М. Аттическая скульптура. - М., 1958.

28.Колпинский Ю.Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. - М.. 1970.

29.Кравчук А. Закат Птолемеев. - М., 1973.

30.Кравчук А. Перикл и Аспазия: Пер. с польск. - М., 1991

31.Культура Древнего Рима: В 2 т. - М., 1985.

32.Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993.

33.Неверов О.Я. Геммы античного мира. - М., 1983.

34.Павлов В.В. Древнеегипетский портрет I-IV вв. - М., 1967.

35.Панченко Д.В. Платон и Атлантида. - Л., 1990.

36.Сидорова Н.А. Афины. - М., 1974.

37.Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. - М., 1972.

38.Соколов Г.И. Эгейское искусство. - М., 1972.

39.Соколов Г.И. Мирон, Поликлет. - М., 1961.

40.Словарь античности: Пер. с нем. - М., 1989.

41.Чубова А.П. Скопас. - Л., 1959.

42.Чубова А.П. Фидий. - Л., 1962.

43.Чубова А.П., Иванова А.Н. Античная живопись. - М., 1967.

Учебно-методические материалы по дисциплине

1. История культуры. Культура античности. Программа и методические рекомендации / Сост. И.В. Левитская. – Самара, 1999.

 

 

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ В РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

за___________/___________учебный год

 

В рабочую программу«________________»для специальности _______________

(наименование) (код, наименование)

вносятся следующие дополнения и изменения:

 

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: Учебно-методический, Комплекс, дисциплины0.063

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ по дисциплине EUR 1106 - Экология и устойчивое развитие ООД 1 Учебно-методическое пособие по дисциплине Экология и устойчивое развитие / – Астана: Изд-во ЕНУ
Евразийский национальный университет им Л Н Гумилева... Кафедра Управления и инжиниринга в сфере охраны окружающей среды...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина Информатика
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования... ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ сервиса ПВГУС...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Наименование дисциплины: Философия
Утверждено на заседании Ученого совета факультета Финансы протокол от апреля г Декан факультета Финансы... Тематика курсовых работ не... Тестовые задания...

Учебно-методический комплекс по дисциплине Информатика Раздел «Основы информационной культуры»
Краткий конспект лекций... Методические материалы для лабораторных занятий... Методические рекомендации по СРСП и СРС... Для студентов специальности 050703 – «Информационные системы»...

Учебно-методический комплекс по дисциплине ФИЛОСОФИЯ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования... Российская академия народного хозяйства... И государственной службы...

Учебно-методический комплекс дисциплины Бухгалтерский учет
АННОТАЦИЯ... ОРГАНИЗАЦИОННО МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ... РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ...

Учебно-методический комплекс дисциплины «Налоги и налогообложение»
Учебно методический комплекс дисциплины НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО: ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ... ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ...

Учебно-методический комплекс по дисциплине Экономическая теория
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... СЕВЕРО ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ... Кафедра экономической теории...

Учебно-методический комплекс дисциплины Оценка стоимости
Учебно методический комплекс дисциплины...

0.038
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам