Политическая мысль эпохи средневековья и Возрождения.

В средние века господствовала теологическая форма мышления. Учение Фомы Аквинского о бо­жественном происхождении государства и влас­ти, моральном характере правления и другие во­просы оказали заметное влияние на политичес­кое знание.

Родоначальником политической науки считается итальянский философ и социолог Н. Макиавелли, он в трактатах «Государь» и «Размышления о первой декаде Тита Ливия» первым сформулировал предмет и метод политологии. Н. Макиавелли в течение 14 лет работал секретарем правительства Итальянской республики (Совета десяти) и наблюдал политику изнутри. Для него политическая наука - это наука практическая, служащая решению жизненно важных задач. Н. Макиавелли обосновал самостоятельность политической сферы, ее автономность от других областей жизни общества (экономики, культуры)Он считал, что политика имеет собственную логику, которую определяет политическая власть. Власть - предмет политической науки, он изучал политику как социальную реальность, а не как воображаемый, идеальный мир. Политическая наука, по Макиавелли, должна наблюдать за фактами - поведением политических лидеров, масс, их взаимодействием. Метод политического реализма ввел в политологию, помог ей освободиться от религии. Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Обозначал государство термином «Stato», рассматривал его как политическую форму организации общества. Макиавелли сформулировал концепцию циклического развития государственных форм, в основе которой лежит идея кругооборота, взаимообращения добра и зла. Выделяя шесть форм государства, он рассматривал три из них как «дурные во всех отношениях» (тирания, олигархия и охлократия) и три - как «хорошие сами по себе» (монархия, аристократия, демократия). Достигнув предела совершенства, форма государства клонится к упадку, переходя в свою противоположность, т.к. природа не позволяет вещам пребывать в состоянии покоя. Монархия сменяется тиранией, тирания - аристократией; аристократия уступает место олигархии, на смену последней приходит демократия, которая перерастает в охлократию (власть толпы).Наилучшей формой государства Макиавелли считал смешанную- умеренную республику, сочетающую достоинства монархии (сильное объединяющее начало), аристократии (мудрость и добродетельное правление лучших) и демократии (свобода и участие народа в управлении). Макиавелли отделил политику от морали. Политику, основанную на культе насилия, безнравственности, назвали «макиавеллизмом». Политика подчинена достижению определенных целей, которые ставят участники полит. взаимодействий. Выбор цели зависит от обстоятельств, а не от морали.

в политике цель оправдывает средства. Он отдает предпочтение республике, а не монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а республиканское правление является лучшим для поддержания государственной власти.