рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Закономерности и категории политологии

Закономерности и категории политологии - раздел Науковедение, Политология-наука и учебная дисциплина Понятия И Категории Политологии Можно Классифици­ровать По Различным Основани...

Понятия и категории политологии можно классифици­ровать по различным основаниям. К понятиям и категориям общей теории политики и политических систем относятся: политика, политическая власть, субъекты политики, политические отношения, по­литическая система общества, политическая норма, поли­тический институт, государство, политическая партия, общественное объединение, общественное движение, по­литическое сознание, политическая идеология, политиче­ская культура. Кроме того, в политологии широко используются понятия и категории смежных с нею научных дисциплин.Более или менее устоявшиеся научные значения этих и других понятий и категорий политологии будут даны при рассмотрении последующих тем курса. Оно заключается в том, что ключевым вопросом и основнойее категорией является политическая власть. Таким образом, изучаемыми политологией закономерно­стями являются наиболее существенные и устойчивые тен­денции развития и использования политической власти. Здесь же дос* таточно будет отметить, что характерные закономерности можно разделить на три основн> группы в зависимости от сферы их проявления.Первую группусоставляют политико-экономические закономерности, отражающие соотношение между эконо­мическим базисом общества и политической властью как элементом надстройки. Важнейшие закономерности этой группы были открыты Карпом МарксомКо второй группе закономерностей относятся политико-социальные. Они характеризуют развитие по­литической власти как особой социальной системы со своей внутренней логикой и структурой. Здесь основной законо­мерностью является укрепление стабильности политической власти. Третью группу образуют политико-психологические закономерности. Они отражают комплекс существующих связей и отношений между личностью и властью. Наиболь­ший интерес из данной группы представляют связанные с достижением и удержанием власти политическим лидером закономерности.

 

5.Политические учения Древней Греции и Рима.Возникновение политических идей на Древнем Западе (Греция, Рим) связано с развитием общественного способа производства, возникновением и функционированием государства. На политические представления продолжает оказывать внимание религиозно-мифологическое мировоззрение. Общей особенностью политической мысли античности является обоснование божественной, сверхъестественной природы политической власти. Политические взгляды мыслителей античности тесно переплетаются также с философскими и моральными представлениями. Основными политологическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы», а также диалоги «Политики››. Согласно тракту <Государство>, свободные эллины должны быть разделены на три сословия: правителей, воинов и трудящихся. Тем людям, у которых преобладает аффективное, мужественное начало, суждено быть воинами, военачальниками, стратегами. У стражей, полагал Платон, не должно быть ни собственных домов, ни земли и вообще никакого имущества. Для них также вводилась общность жен. Функция воспитания детей полностью отводилась государству. Платоновский проект идеального государства справедливо расценивается как утопия. Прежде всего в ней нашли отражение ряд реальных черт уже существовавших в прошлом общественных и государственных форм. Платон пытался осуществить свои проекты реформ. Платону не удалось увидеть во главе государств мудрецов-философов, не был он и сам допущен к власти. Дальнейшее развитие политическая мысль античности получает в сочинениях Аристотеля, взгляды которого выражали интересы среднего слоя класса рабовладельцев. Его политическое учение изложено главным образом в работе «Политика». Он выдвигает на первое место не «абсолютно наилучшую» форму государства, а предпочитает говорить о таком политическом устройстве, которое могут иметь у себя большинство государств. Аристотель выступил убежденным защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи. Методом политики как науки у Аристотеля является анализ.Аристотель различает в политическом устройстве три части: законодательную, административную и судебную. Но главное в государстве — это гражданин, которого Аристотель определяет как того, кто участвует в суде и управлении. Аристотель различает правильные и неправильные государственные устройства. Правильным он считал такой государственный строй, при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие. Неправильным — такой, при котором преследуются частные цели правителей. К правильным :1)монархию (правление одного); 2) аристократию (правление немногих); 3) политию (правление многих). Неправильных государственных форм: 1) тирания; 2)олигархия; 3) демократия (полит. строй, основанный на признании принципов свободы и равноправия граждан) . Таким образом, если Платон искал «идеальное» государство, то Аристотель был более реалистичен.Среди произведений мыслителей Древнего Рима, где развива­ются оригинальные идеи политики, выделяются поэма "О приро­де вещей" Кара и работы "О государстве" и "О законах" Цицеро­на.Тит Лукреций Кар воспринял и развил об­щефилософские воззрения Демокрита и Эпикура: представления Демокрита о прогрессивном развитии людей от первоначального естественного состояния до создания упорядоченной политичес­кой жизни государства и законов и мысль Эпикура о договорном характере государства и права.Марк Туллий Цицерон (известен своими положениями о правовом характере государства, о справедливос­ти и истинном законе, о естественном праве. Цицерон придал уче­нию греческих стоиков о естественном праве ту форму, в которой оно "работало" в Западной Европе вплоть до XIX в. В работе "О государстве" Цицерон утверждает, что существует высший закон природы, источником которого являются в равной степени божественное начало и рациональная, социальная природа лю­дей. Естественное право (высший, истинный закон) — это спра­ведливый разум, который соответствует природе, распространяет­ся на всех людей, призывает к исполнению долга; ограничивать его действие не дозволено, отменить его невозможно.. Он различает три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию), под­черкивая, что "благоволением своим нас привлекают к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы". Перечисленные до­стоинства, по его мнению, должны быть представлены в смешанной форме государства, которую он вслед за Аристотелем и Полибием считал наилучшей.Значительным достижением древнеримской мысли было со­здание юриспруденции как самостоятельной науки.

6,Политические идеи средневековьяЧерты:-формирование теологической концепции власти;- обоснование приоритета церкви над государством политики;-формирование политич. Идей преимущественно религиозными мыслителямиВ средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа еестановления - патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести довольно трудно.Патристика - обоснование христианства, опираясь на античную философию ипрежде всего на идеи Платона.Схоластика - обоснование принятых Богом идей и формул по средствамчеловеческого разума.Августин АврелийВ работе «О граде Божьем» мыслитель средневековья Августин изложил основы христианской политической доктрины. Работа была написана в целях объяснения с позиций христианства исторического события - взятия Рима готами в 410 году: священный город пал потому, что Рим был градом дьявола. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». «Град Божий», высшим выражение которого является Церковь, составляют, по мысли Августина, праведники и ангелы, «град земной» - грешники и дьяволы. Единственное спасение человека - в приобщении к Богу, христианской добродетели.Фома АквинскийСредневековый мыслитель-богослов. Он полагал, что государственная властьпроисходит от Бога и потому должна быть подчинена духовной. Это положениебыло связано со стремление средневековых теологов обосновать верховенстводуховной (церковной) власти над светской. Возмущение народа против власти монарха признавалось смертным грехом, поскольку было равносильно выступлению против Бога. Однако сама светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана.

 

 

7.Политическая мысль в эпоху Возрождения.Черты:-освобождение политич. Мысли от теологии и становление гражданской концепции политики;-обоснование принципа реализма в политике;- формирование концепции централизованного государства(концепция суверинитета)Систему разрабатываемых мыслителями Возрождения идей относительно государства, общества и личности можно определить как гражданскую концепцию политики. Центральное место в социально-политических теориях эпохи Возрождения занимает идеология централизованного государства. Наиболее ярким представителем политической науки в эпоху Возрождения по праву считается флорентиецНикколо Макиавелли. Политика, по его мнению, есть лишь автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости. Политику определяют практика, естественные законы жизни и человеческая психология. В основе политической деятельности лежат реальные интересы, корысть, стремление к обогащению. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам и оставление без внимания того, что должно быть согласно априорным схемам или предписаниям религиозной морали. Лучшей формой государственного устройства считал республику. В главном труде «Государь» он доказывает, что только при сильном правителе возможно создать независимое итальянское государство, освободиться от чужеземного ига. Жан Боден (1530—1596). Свои политические воззрения он изложил в работе «Шесть книг о государстве». В ней он выразил потребность в сильной государственной власти, которая могла бы вывести Францию из хаоса религиозных войн. Монарх — единственный, абсолютный источник права. Выдвинутая Боденом одна из самых значительных политических идей того времени — идея государственного суверенитета. По его мнению, самым существенным признаком государства является суверенитет, под которым он понимал высшую, абсолютную и постоянную власть над подданными в политическом сообществе. Бодену принадлежит также идея географическойтипологизации государств: тип государства зависит от климатических условий.

8,Идеи мыслителей Нового времени о политике и государствеЧерты:-разработка концепций общественного договора;-обоснование идеи верховенства закона о разделении власти и народовласти;-формирование концепций прав человека и гражданинаПолитические теории Нового времени были направлены на обоснованиевозможности устройства общества на принципах рационализма, свободы игражданского равенства. Эти теории отражали требования зарождавшейсябуржуазии, которая боролась против феодальных устоев. Одной из фундаментальных политических идей Нового времени была версия одоговорном характере государства, пришедшем на смену средневековой теорииего божественного происхождения..Идеологическим обоснованием правомерности такого шага стала теория«общественного договора». В ее основе лежит идея о том, что независимый самостоятельный индивид,появившийся благодаря утверждению частной собственности, составляетпервооснову социального мироздания Этот договор означает переход от естественногосостояния общества, когда человек был частью природы и проявлял своиприродные страсти (эгоизм, жестокость), к цивилизованному, т.е. кгосударственноорганизованному существованию.Теорию «общественного договора» развивали английские и французскиемыслители:Томас ГоббсПо его мнению, появлению государства предшествовало так называемоеестественное состояние, состояние "войны всех против всех ", т.е.абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах испособностях. Для того, чтобы обуздать природные страсти человека,гарантировать общественный порядок и права граждан, люди и заключилиобщественный договор между собой, взаимно ограничив свою свободу чтобысуществовать в состоянии общественного мира. Согласно этому договору онивручили свои права, судьбу и власть главе государства, который в договорене участвовал и, следовательно, ответственности перед договаривавшимисяиндивидами не несет. Так возникает государство, власть которого суверенна,т.е. независима ни от каких внешних или внутренних сил. Идеаломгосударства для Гоббса была абсолютная монархия, неограниченная власть поотношению к обществу.Дж. ЛоккРодоначальник либеральной идеологии трактовал идею общественногодоговора иначе: поскольку главной ценностью либерализм признает свободнуюличность, постольку он считал, что реализация идеала свободной личноститребует ограничения власти государства. С этой целью свободные индивидызаключают общественный договор, основным принципом которого являетсяположение о народном суверенитете: народ - источник власти, и он заключаетдоговор с правящей властью. Согласно договору, главная и единственнаяфункция государства состоит в защите естественных и неотчуждаемых прав человека., Дж. Локк выдвинул идею разделениявластей на законодательную и исполнительную. Причем законодательная власть,по его мнению, должна иметь более высокий статус, чем исполнительная, т.к.именно она определяет политику государства.

9.Политические идеи мыслителей Беларуси, ее периодизация и первые памятники.Идейнополитические искания белорусов получили отражение в литературных памятниках, созданных отечественными мыслителями в различные эпохи. Полоцкое княжество смогло упрочиться настолько, что в состоянии было вести междоусобную борьбу даже с такими мощными соседями, как Новгородское и Киевское кн. В Полоцком княжестве наиболее зрелых форм в своем развитии достигла система органов власти и управления. Уже к середине XVII в. широко употребляется понятие «Белая Русь». Закрепившись за определенной территорией, оно постепенно наполнилось этническим содержанием. Факт наличия Белой Руси как национально-территориального образования получил впоследствии правовое признание, будучи зафиксированным в титуле русского царя. Первые памятники. Существовавшие на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, земли-княжества отказывались подчиняться Киеву. Эти события, конечно же, не могли не волновать мыслителей того времени. Об этом свидетельствуют произведения и общественная деятельность Ефросиний Полоцкой и КириллаТуровского..Полоцкая вошла в историю как выдающаяся просветительница белорусского народа. Впоследствии она стала одной из первых восточнославянских женщин, причисленных к лику святых. О характере ее соц-политических взглядов говорит текст церковного певческого канона XII в.. Обязательными для изучения являлись произведения античной и византийской научной мысли, а также имевшие широкую известность среди служителей церкви тексты древнерусской письменности. Епископ К Туровский, также причисленный церковью к лику святых- блестящий стилист и оратор. Но он как гуманист, поборник нравственности и защитник обездоленного люда обращался и к злободневным вопросам общественной жизни. Ефр. Полоцкая и Кирилл Туровский внесли весомый вклад в формирование одной из самых примечательных отечественных политических идей — идеи единения восточнославянских земель, или идеи общерусского единства.

 

10.Общественно политическая мысль Беларуси периода ВКЛ, РПОбщественно-политическая мысль Беларуси со времен Полоцкого княжества находилась в тесной связи с христианской религией. Наиболее выдающимися представителями Просвещения и общественной мыслью раннего средневековья Беларуси являлась Е. Полоцкая и К.Туровский Их произведения были посвящены укреплению феодальной власти, осуждению междоусобиц, утверждению христианской религии.
В период ВКЛ в 15-16 веках в Беларуси возникают гуманистические идейно-политические течения. У истоков гуманистического движения в Беларуси стоял наш первопечатник и просветитель Ф.Скорина. Особый интерес он проявлял к праву и закону. Законы Скорина делил на 2 категории: естественные и написанные на бумаге. Естественные законы возникают из естественных прав человека. Они заложены в самой его природе. Законы, написанные на бумаге, появляются тогда, когда нарушаются законы естественные, появляются для восстановления справедливости. Перед законом все должны быть равны: и рядовые граждане, и монархи. Законность и правопорядок должны стать нормой общества.
В 16 веке в Беларуси действовало большое количество мыслителей, придерживающихся гуманистических взглядов. Основная их часть придерживались умеренных взглядов и выступала только за совершенствование феодального общества. К числу этих мыслителей можно отнести Н.Гусовского, А.Волона, С.Будного, Л.Сапегу. Другая часть гуманистов выступала за радикальные изменения существующего государственного строя, уничтожение крепостного права. Идеологами этого направления были Петр из Галенза, Якуб из Калиновки, Мартин Чеховиц, Павел из Визны и др. (лидеры антитринитариев).
Основной политической темой в трудах белорусских мыслителей 2-ой половины 16-18 в являлись борьба с полонизацией и засильем католической церкви. Одним из мыслителей, в чьих трудах были представлены подобные взгляды, был Казимир Лыщинский. Свои взгляды он изложил в произведении “О несуществовании Бога”. Лыщинский являлся одним из первых сторонников идеи утопического социализма в Беларуси. В своей утопии Лыщинский высказывал идеи имущественного равенства, всеобщности труда, обосновал необходимость справедливого законодательства и равного суда для всех, также выступал против войн. Особое место в общественно-политической мысли Беларуси 17-18 веков занимала проблема воссоединения Беларуси и России. Виднейшим представителем этого направления являлся СимеонПолоцкий. В первой половине 19 века центром просветительской идеологии северо-западного края был Виленский университет, который являлся очагом развития национальных идей и борьбы с царизмом.

11,Политическая мысль Беларуси периодаРоссийской империиПолитическая мысль Беларуси в период Российской империи приобретает преимущественно революционнодемократическую направленность. Это идейно-политическое течение возникло на общей почве российской действительности, где вопросы о крепостном праве и охраняющем его царском самодержавии с самого начала XIX в. встали как важнейшие общественные проблемы. В национальных окраинах России они к тому же тесно переплетались с проблемами реализации культурных, социально-экономических и политических прав проживающих здесь народов. Немаловажное значение для развития революционно-демократических идей в Беларуси, как и в России в целом, имели революционные события, происходившие в это время в западноевропейских странах. Генератором демократических социально-политических идей стала, главным образом, белорусская литература.Особенноявственно революционно-демократическое содержание политических идей белорусских мыслителей начинает обозначаться со второй половины XIX в. Среди обсуждавшихся в это время теоретических и практических проблем общественной жизни главное место занял крестьянский вопрос. Революционные демократы Беларуси стояли за самое радикальное для тех условий его разрешение - раздел помещичьей земли между крестьянами и передачу им всей земли без всяких выкупов. Не менее важным предметом дискуссий на собраниях землячеств и революционных кружков белорусской молодежи были также проблемы, связанные с пробуждением и подъемом белорусского национального движения. Белорусский национальный вопрос ставился и рассматривался революционными демократами в общей связи с польским, литовским и украинским национальными вопросами. Центром всей общественно-политической жизни в западных областях России стала подготовка и проведение восстания, направленного на решение указанных проблем.Для развития революционно-демократических политических идей и становления национального движения в Беларуси огромное значение имела деятельность Кастуся (Константина Семеновича) Калиновского (1838-1864). Всю свою недолгую жизнь он посвятил делу освобождения белорусского и литовского крестьянства. Революционная деятельность Калиновского полностью соответствовала его демократическим социально-политическим взглядам. Его социальный идеал есть не что иное, как крестьянский социализм. Он считал, что возникшее в прошлые времена крепостное право является вопиющей несправедливостью, и потому мечтал об освобождении крестьян и раздаче им всей земельной собственности..Важнейшие положения политической программы Калиновского - освобождение от власти Московского царя и создание демократического государства. С падением самодержавия и распадом Российской империи на первое место в общественно-политической жизни Беларуси выдвигается становление белорусской национальной государственности. Оно привело к жесткому идейному противостоянию вчерашних единомышленников и союзников по политической борьбе, Составлявших революционно-демократическое течение. Размежевание произошло по вопросу о форме национального самоопределения белорусского народа, о характере будущего национального государства, о его месте и роли в складывавшейся новой системе международных отношений.Одна часть революционных сил, главным образом в лице партии Белорусская социалистическая громада, заняла национально-демократические позиции. Она стала осуществлять идею национального самоопределения белорусов в форме образования ими своего независимого демократического государства.. Ближайшими наследниками демократических, свободолюбивых устремлений Кастуся Калиновского стали поэты Франтишек Богушевич(1840-1900) и Адам Гуринович (1869-1894). Их деятельность - особенно это относится к творчеству Богушевича - способствовала оформлению в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа. Затем, уже в начале XX в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Алоиза Степановна Пашкевич (1876-1916), известная под псевдонимом Тетка, Максим Богданович(1891-1917), Янка Купала (1882-1942), Якуб Колас (1882-1956) и др. Трудно переоценить значение в формировании национального самосознания белорусов, в их консолидации как самобытного народа выходившей в 1906-1915 гг. газеты «Наша шва». Из номера в номер она пропагандировала идею равенства белорусов с другими народами, отстаивала их законные культурные и социальные права. Опубликованные на ее страницах произведения стали идейной основой белорусского национального движения.

 

 

12.Основные направления современной политологииПод современными направлениями политологии будем понимать проблемы политической науки, поставленные в различные периоды XX в. и являющиеся предметом обсуждения и дальнейшего исследования в настоящее время. Представители социологического направления изучают явления политики в контексте и через призму анализа общества во всей сложности и многообразии его социальной структуры и процессов. В рамках социологического направления итальянцы Вильфредо Парето и Гаэтано Моска разработали основы современной концепции элиты. Согласно этой концепции индивиды, наделенные от рождения предрасположенностью к манипулированию массами с помощью хитрости и обмана («лисы») или способностью применения насилия («львы»), создают два различных типа правления, которые приходят на смену друг другу в результате исчерпания «потенций» правящей элиты с последующей ее деградацией. В русле социологического направления находится разработанная русским ученым Моисеем Острогорским и немецким— Робертом Михельсом концепция политических партий. выдвинул идею неизбежности олигархического перерождения всех демократических партий и систем. Невозможность демократии без организации, без управленческого аппарата и профессионального лидерства, по Михельсу, неизбежно ведет к закреплению за партийными функционерами постов и привилегий, отрыву руководства от партийных масс, к его фактической несменяемости. Институционализм. Его представители изучают устойчивые формы организации и регулирования общественной, в том числе политической жизни. Основным понятием является «политический институт», под которым понимается создаваемое для выполнения определенных политических целей и функций учреждение, имеющее внутреннюю организационную структуру и подчиняющееся установленным правилам и нормам деятельности. Политическое поведение людей институционализмом изучается в тесной связи с существующей системой социально-нормативных актов и институтов, необходимость возникновения и функционирования которых признается в качестве естественноисторической закономерности. В рамках теории демократии сложилось современное учение о правовом государстве, гражданском обществе, правах и свободах человека. Видны теоретиками данного направления -С. М. Липсет и Р. Даль, Йозеф Шумпетер. Концепции тоталитаризма также являются предметом современной политологии. Его отличительной чертой является превращение личности в атомизированного индивида, представителя «массы», сплачиваемого в коллективные социальные тела с помощью насилия и тотальной идеологической манипуляции. Разработке теории международных отношений большое внимание уделяется в сочинениях одного из крупнейших мыслителей Франции Раймона Арона. Его наиболее крупной и значительной работой является книга «Мир и война между нациями». Арон внес также заметный вклад в разработку таких политологических концепций, как теория индустриального общества, демократии и тоталитаризма.

13,Современная западная политологияСовременная политическая наука на Западе обладает рядом черт и свойств,которые ее подняли на очень высокий уровень в ряду гуманитарных наук. Ороли и значении западной политологии в современном обществе можно судитьтолько проанализировав основные направления исследования и ееметодологическую основу. Принято выделять 4 направления исследованийв зарубежной политологии:1.Сравнительные политологические исследования - т.е. используютсяисследования по одному вопросу в различных странах, с целью дальнейшего сопоставления и нахождения точек соприкосновения или разъединения. 2. Исследования в области международных проблем - т.е. исследованияразвития цивилизации и глобальной зависимости экономики разных страндруг от друга. Имеет дело с такими проблемами как война и мир, внешняяполитика, региональная интеграция, власть в международном сообществе,проблемы национальной и международной безопасности. 3. Исследование отношений между Востоком и Западом - в этой области особоевнимание уделяется проблемам пост авторитарного развития многих стран.4.Исследование динамики общественного мнения - внимание к предпочтениямизбирателей, формированию имиджа и методам, а так же инструментампроведения избирательных кампаний.Большое внимание уделяется рассмотрениюдеятельности административного аппарата и политических партий, развитиюновой теории по политическому управлению, политической модернизации.Немецкая школа политической науки занимает сегодня особое место вмире. Для нее характерен теоретико-философский характер, сочетающийся сполитико-социальными исследованиями. Политико-правовая мысль немецкойполитологической школы развивается в 3 основных направлениях:1. Направление философской политики; использование категорий философии, методов психоанализа (Видные представители Хабермас, Фромм).2. Направление на изучение и анализ социальной природы тоталитаризма(Видные представители Арендж, Поппер) 3. Направление на изучение социальных конфликтов в обществе, специфики их проявления (Видный представитель – Дарендорф).Франция во многом определяет развитие политологии на Западе. Политическаянаука в этой стране сравнительно молода, Главное место занимает исследование политических процессов в рамкахконституционного права.. В эти годы четкообозначается и специфика исследований французской школы. Она выражается вакцентировании внимания прежде всего на:1. Исследовании классов и социальных групп, включенных в политическиотношения 2. Изучение социальной сущности власти: взаимодействие субъектов иобъектов; рекрутирование правящих элит, соотнесении рациональных ииррациональных элементов политики.3. Исследовании стратегий политических партий и движений; политических кризисов, социализации различных групп, особенно молодежи.4. Развитии в политике прикладных отраслей политического знания,направленных на оптимизацию политических отношений.

14.Специфика, функции и структура политики. Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества.политика есть область отношений между различными общностями людей – классами, нациями, социальными группами и слоями. Политика выступает как инструмент регулирования этих интересов в целях обеспечения целостности общественного организма.политика есть сфера властных отношений. активную роль в политической жизни играют политические партии, общественные организации и движения. В совокупности они придают ей внутреннюю целостность, позволяют выполнять определенные функции в обществе. Различают политику внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика охватывает основные направления деятельности государства, его структур и органов по регулированию взаимодействия людей внутри данного сообщества.возможно выделение экономической,социальной, культурной, национальной, демографической и других видов политики. Внешняя политика – это деятельность государства на международной арене, регулирующая его отношения с другими государствами, зарубежными партиями, международными органами. Основные функции в обществе. К ним относятся: а) поддержание и укрепление целостности общества, обеспечение общественного порядка и организованности; б) разработка целей всего общества и составляющих его коллективных субъектов, организация масс и мобилизация ресурсов на их осуществление; в) авторитарное, обязательное для всех распределение дефицитных ценностей и благ; г) предотвращение и регулирование групповых конфликтов;

15,Взаимодействие политики с экономикой и др.общественными сферамиСвязь политики с экономикой.Политика детерминирована экономикой и одновременно является выражением ее сути, выражением наиболее прямым и непосредственным.. Однако взаимосвязь политики и экономики имеет сложный характер.Политика может активно влиять на экономику. Политика в определенной степени может способствовать экономическому развитию, т.е. на основе познания и использования экономических законов она определяет главное направление, пути и методы решения экономических проблем (через директивы и решения высших органов власти). Это т.н. экономическая политика государства, которая будет способствовать социальному прогрессу. В то же время политика может в определенных направлениях ставить и преграды экономическому развитию. «Саморегулирующаяся» экономика при современном динамичном развитии общества практически невозможна. Связь политики с идеологией.Любая политика имеет определенную теоретическую основу, которая выражается в определенной идейной (идеологической) доктрине. Идеология разрабатывает цели и задачи развития общества, определяет те социальные силы, опираясь на которые можно достичь цели. Политика всегда имеет определенную идеологическую направленность. Связь политики с идеологией можно представить через национальную идею. Для РБ – идея национального возрождения выражается в том, чтобы дополнить политический суверенитет экономическим.Связь политики с моралью.Мораль – сложившиеся в данном обществе нормы поведения, а политические отношения невозможны без учета традиционных для данного общества норм поведения. Зачастую моральные ценности служат для обоснования или оправдания политических ценностей.Связь политики с религией.Религия – определенная идеологическая система. Как любая идеология, она служит конкретной политике, обосновывая тот или иной политический курс всеми доступными ей средствами и методами. Политические системы и режимы используют религию для достижения своей цели. Чем большими правами и свободами обладают религиозные организации в рамках политической системы, тем больше их влияние на политическую действительность.В РБ политика в области религии основывается на законе «о свободе вероисповедания». Закон предусматривает учет интересов различных религиозных конфессий.

16.Власть как социальное явление, ее функции, структура.Функции. Командование и исполнение – два универсальных принципа власти, которые нераздельны и взаимодействуют, как и два типа личности – властной и подчиняющейся. Оба эти типа общественно необходимы. Они воспроизводятся в крупных общественных структурах и отношениях между ними, например, государства и общества, правительства и масс, партий и лидеров и т.д. Координация этих отношений и относится к общественным функциям политической власти. Власть призвана формировать политическую систему общества, политические отношения между государством и обществом, общественными группами, классами, политическими институтами, партиями, гражданами, органами государственного управления. Власть призвана контролировать эти отношения, превращать их по возможности в бесконфликтные и организованные. Власть управляет делами общества и государства на разных уровнях: - макроуровне высших центральных политических институтов, государственных учреждений, партий и организаций; - среднем уровне, который образуют учреждения регионального, областного и районного масштабов; - микроуровне, охватывающем непосредственное политическое общение людей, малых групп, самоуправление. От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность. Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие: - поддержание общественного порядка и стабильности; - выявление, ограничение и разрешение конфликтов; - достижение общественного согласия (консенсуса); - принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;- управление делами общества.Понятие политической власти.Политическая власть в самом общем виде определяется как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства — авторитета, права, насилия. Виды власти: экономической, политической, семейной и иной. Политическая. Политическая власть — это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью тех или иных социальных субъектов — индивидов — подчинять своей воле деятельность других социальных субъектов с помощью государственно-правовых и иных средств.. Стуктура власти: субъекты, объекты,Источники власти, функции власти, ресурсыСущественные черты политической власти. Признаки, которые отличают ее от других видов власти: суверенитет, воля, авторитет, принуждение. Суверенитет есть независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц верховенство данного социального субъекта. Воля — наличие у социального субъекта осознанной политической цели, способности, готовности и решимости последовательно добиваться ее осуществления. Авторитет — общепризнанное и в стране и за ее пределами влияние субъекта политической власти. Принуждение — осуществление властвующим субъектом своей воли всевозможными средствами вплоть до применения физического насилия. Утрата властвующим субъектом авторитета, воли, суверенитета или способности принуждать приводит к кризису политической власти, который завершается, как правило, переходом власти к другой политической силе.

17.Основные типы, ресурсы власти.Под ресурсами власти принято понимать все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (сми), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей. Субъекты политической власти обладают уникальной системой ресурсов. В их руках находится государство с его аппаратом, армией, органами внутренних дел, тюрьмами, правоохранительными органами, денежной и налоговой системами и т.д. Ресурсами власти являются интересы, язык, убеждения людей, их чувства, эмоции. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество, благосостояние. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным. К ресурсам относитсяэкономический, военный, культурный потенциал страны, государственная территория, стабильность и порядок, единство общества, природные богатства, численность населения. Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Принуждение больше распространено в странах со слабыми демократическими традициями. В обществах с традициями индивидуализма упор делается на использование материального интереса, денег, хотя используется и принуждение, страх за жизнь, здоровье, благосостояние. Следует иметь в виду, что действие тех или иных средств власти имеет предел, за которым их применение становится бессмысленным.необходимо стремиться к тому, чтобы основой власти были привычка к порядку, высокий уровень культуры, благосостояния людей, законность, а не страх наказания и принуждения.

18.Субъект и объект власти.Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта. Власть возникает в отношениях между людьми, группами людей, обществом и его частями, то есть субъектами, наделенными сознанием, волей, способностью действовать. Субъектами власти могут быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и лидеры. К субъектам политической власти относятся: - социальные общности. Они влияют на власть опосредованно. В периоды радикальных политических перемен, безвластия, анархии эти общности могут на короткое время брать политическую власть непосредственно в свои руки путем бунта, восстания, гражданского неповиновения; - государство; - политические партии и организации; - правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления). - групповое и индивидуальное лидерство;- личная власть;- отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;- толпа (хаос). От того, как взаимодействуют субъекты политической власти зависит состояние политической жизни общества. Власть всегда представляет собой взаимодействие субъекта и объекта, воли властителя и подчинения объекта. Подчинение так же естественно присуще людям, как и руководство. Потому власть зависит от покорности населения, от того, готовы ли ее терпеть, если она не устраивает общество

19,Типы легитимности политической властиЭффективность власти во многом зависит от ее легитимности.Легитимность – это признание обществом законности существующих институтоввласти и правомерности принимаемых ими решений. В узком смысле понятиелегитимности характеризует законность власти. Правомерность здесь касаетсяубежденности, а не нормативности. Речь идет об определенном политическомконсенсусе в обществе, когда массы проявляют приверженность политическойвласти, политической системе с достигнутыми здесь основными политическимиценностями.М.Вебер видел в легитимности гарантию стабильности общества.Легитимация - процедура общественного признания какого-либо действия,события, факта, лица, призванная обеспечить политическое участие безпринуждения.Делигитимация - утрата доверия, лишение власти общественного кредита.Основными причинами ее являются: противоречия между ценностями в обществе иинтересами правящей элиты, нарастание коррумпированности и бюрократизации вобществе.Традиционная легитимностьопирается на традицию, на некогда установленный порядок. Виды традиционной власти: геронтократия (власть старейшин); патриархальная (власть племенных вождей); патримониальная (власть монарха, которая может быть освящена религиозными нормами); султанизм, где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений (древние восточные деспотии); власть суверена над феодалами-вассалами, которая доминировала в средневековую эпоху, а в современном обществе проявляется в таких явлениях, как верность присяге, кодекс чести и др.
Харизматическая легитимность(с греч. charisme - божественная благодать) основана на вере в руководителя, вождя, которому приписываются сверхвыдающиеся личные качества: мудрость, святость, героизм. Подобной властью обладают религиозные пророки, революционные и тоталитарные вожди. Харизматическая легитимность строится на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне, Ленине, Сталине и др.
Легальная (рациональная) легитимностьимеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы.
Веберовская типология получила всеобщее признание, хотя ряд ученых дополняет ее другими типами легитимности. Американский политолог Д. Истонвыделил идеологическуюлегитимность, которая опирается на убежденность индивидов в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью (это наиболее эффективный тип легитимности); структурнуюлегитимность, вытекающую из доверия населения к структурам и нормам режима (к законам, органам власти), персональнуюлегитимность имеющую своим источником веру граждан в компетентность лидера, его способность должным образом использовать власть и др..

20.Политическая система общества и её функции.В политической науке совокупность государственных и негосударственных общественных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения, называется политической системой общества. Структура : - государство; -политические партии;- общественные организации и движения;- социально-правовые и политич. Нормы, которые регулируют даннуюсистемуОбщая характеристика функций политической системы.Т.Парсонс считал, что фундаментальной функцией политической сферы является целедостижение. Процесс целедостижения заключается в формировании и утверждении приоритетов среди многочисленных целей, а также в обеспечении эффективного коллективного действия для достижения общих целей. Американский политолог Г.Алмонд в работе "Политика развивающихся регионов" разграничил функции политической системы, которые она выполняет на "входе" и на "выходе". "Входные" функции осуществляют различные неправительственные ассоциации: группы интереса, политические партии, независимые средства массовой информации. Так, многообразные требования выражаются группами интереса, аккумулируются партиями, которые завершают работу по приданию этим требованиям политической формы. "Выходные" функции выполняются государственными структурами. Эти функции в основном прерогатива органов государственной власти и управления, которые принимают авторитетно-властные решения, пригодные для окончательной подачи на "выход". К функциям на "входе" в политическую систему относятся: - политическая социализация и рекрутирование; - артикуляция интересов; - агрегирование интересов; - политическая коммуникация. На "выходе" политическая система выполняет функции: - нормотворчества; - применения правил и норм; - контроля за соблюдением правил и норм.

 

21.Типы политических системВ качестве оснований классификации политических систем могут выступать самые различные факторы: формационные (исторический тип общества), институциональные (степень развитости политических институтов), социокультурные (уровень развития политической культуры общества), функциональные (способы функционирования политических институтов, методы и средства осуществления власти) и другие. Если классифицировать политические системы на основе понятия исторического типа общества.то можно выделить политические системы рабовладельческого, феодального и буржуазного обществ. С точки зрения уровня социально-экономического развития сообщества, принято различать политические системы традиционного (доиндустриального), индустриального и постиндустриальногообщества. Политические системы по степени развитости политич. Институтов подразделяются на традиционные, харизматические и рациональные. Четыре типа политических систем по характеру политич. культур: англо-американские, континентально-европейские, доиндустриальные (частично индустриальные), тоталитарные(Г. Алмонд). В зависимости от способов функционированияполитических институтов либо методов и средств осуществления власти, выделяется ряд типов политических систем. В частности, по результатам анализа характера взаимодействия со средой, политические системы можно подразделить наоткрытые и закрытые (К. I Іоппер). Особой популярностью у политологов пользуется типология политических систем на основе анализа существующего в стране политического режима. Согласно данной классификации, различают политические системы демократического, авторитарного и тоталитарного типов. Для демократических политических систем характерны следующие черты: наличие широкого диапазона гарантированных прав и свобод граждан; свободная деятельность правящей и оппозиционных политических партий; наличие общегосударственного представительного органа власти - парламента, который избирается и действует в обстановке легальной борьбы партий; формирование правительства партиями в соответствии с итогами их легальной борьбы на выборах; Авторитарныеполитические системы. Их отличительными признаками являются: - ликвидация или существенное ограничение демократических прав и свобод граждан; запрещение ряда или всех оппозиционных политических партий и общественных организаций;.Тоталитарные политические системы. Политические системы тоталитарного типа характеризуются полным, тотальным контролем государства над обществом и личностью. Их отличительными особенностями являются: максимальное ущемление прав и свобод граждан; формирование власти на всех уровнях путем назначения сверху; фактическое упразднение принципа разделения властей;;; жесткая цензура каких бы то ни было сообщений, наличие только государственных средств массовой информации;

22,Политические режимы и их классификация. Для характеристики этих процессов применяется понятиеполитического режима.Политический режим представляет собой в широком смысле своеобразный срезполитической системы, в узком смысле политический режим – это совокупностьприемов, методов, форм, способов осуществления политической власти вобществе, выражающих ее содержание и характер.1. Демократические режимы:Демократия - ( от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть )-народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации ,основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в нейрешений по большинству. Демократический режим - характеризуется высокойстепенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав,позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом.Характерные черты демократического режима: Суверенитет народа,Периодическая выборность основных органов государства, Сочетание правлениябольшинства и защита прав меньшинства. Равенство прав граждан на участие вуправлении государством.2. Недемократические режимы:2.1 Тоталитаризм. Понятие тоталитаризма происходит от лат. “TOTALIS” -весь, полный, целый. Политический режим, основанный на стремлениируководства страны установить полный контроль над личностью и подчинитьуклад ее жизни одной, безраздельно господствующей идее.Признаки тоталитарного политического режима:1) государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; 3) монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д. вплоть до личной жизни, 4) абсолютная “правовая”, а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, которая базируется на принципе “дозволено только то, что прямо разрешено законом”; 5) государственная власть формируется бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам, недоступна для контроля со стороны народа; 6) доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор;2.2.Авторитаризм.Авторитарный режим —государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа.Признаки авторитарного политического режима: 1) в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;2) игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);;4) суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;6) в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;7) сохраняется частичная цензура, существует своего рода “полугласность”;

 

23,Государство как политический институтГосударство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата).Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин “государство” обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.Примерно до XVII века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: “полития”, “княжество”, “королевство”, “правление” и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.Четкое разграничение государства и общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды в результате хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган -- государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политология-наука и учебная дисциплина

Политическая коммуникация Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы а также между политической... Методы политической коммуникацииИспользуются следующие способы методы... СМИ в системе массовой коммуникацииОстановимся на роли средств массовой информации СМИ в осуществлении...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Закономерности и категории политологии

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политология-наука и учебная дисциплина
Вначале знание о политике являлось составной частью философии. Но уже в древности создаются и специальные трактаты, посвященные анализу политической деятельности. Платон соответствую

Функции политологии
Две основные функции: 1) познавательную, служащую решению узкопознавательных задач; полное и конкретное познание политич. Реальности, раскрытие тенденций и противо

Методы политологии
Диалектический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями дру

Сущность, признаки и функции государства
Государство – это комплекс институтов политической власти. Причины возникновения государства. -общественное разделение труда, - возникновение классовой эксплуатации частн

Формы государственного правления.
Форма правления отражает организацию верховной власти, структуру и порядок взаимоотношений между высшими государственными органами, а также между ними и гражданами. Различают две основные ф

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги