Институционализм

Нетрудно видеть, что политическую реальность можно представить в двух состояниях: с одной стороны, она существует как взаимодействие, функционирование государств, партий, институтов и их облеченных властью представителей, с другой — это сложная цепь действий, контактов людей и их сообществ со своими специфическими мотивами, основаниями, результатами.

Формирование политической теории как отрасли знания шло прежде всего за счет становления институциональной версии политики, в которой она предстает в виде совокупности структур, организаций, устойчивых отношений и образований, в основе которых находятся нормы — уставы, программы — и смысл политики видится в правильном определении характера отношений между этими образованиями, в решений таких проблем, как формирование образа идеального государства и идеального правителя, поиск наиболее целесообразных форм устройства политической власти и их описание, методов разрешения политических конфликтов на внутригосударственном и межгосударственном уровне. Политика вслед за Платоном и Аристотелем мыслится как инструмент достижения, вернее, организации благой жизни.

Результаты этих поисков были оформлены в достаточно четкие представления о типах государственной власти:

· демократия — организованная власть народа;

· монархия — наследуемая власть одного лица;

· тирания — власть одного лица, захваченная им и не ограниченная законом;

· охлократия — власть толпы;

· аристократия — власть избранных;

· республика — государственное устройство, где власть осуществляют выборные лица.

В рамках институционального подхода произошло обоснование принципа разделения властей, осуществленное прежде всего в работах Дж. Локка и Ш. Монтескье, которые выделили три основных вида государственной власти (законодательную, исполнительную, судебную), доказали опасность их совмещения в одном органе или лице, рассмотрели механизм их оптимального сочетания, взаимодействия, который заключается в уравновешивании ветвей власти.