Человек как машина

Одна из широко распространенных точек зрения на человека основывается исключительно на том, что он способен делать. Например, работодателя интересуют в человеке его сила и энергичность, те навыки и способности, которыми он обладает. Исходя из этого работодатель нанимает, "арендует" работника на определенное число часов в день (хотя некоторые работодатели считают себя владельцами своих наемных работников и контролируют почти все сферы их жизни). Отношение к человеку как к машине становится особенно очевидным, когда автоматизация приводит к потере рабочим своего места. Робот, будучи более точным и последовательным в своих действиях, часто выполняет работу лучше; кроме того, он требует меньше внимания, не требует увеличения зарплаты и не теряет времени из-за болезни.

Главная забота людей, имеющих такое представление о человеке, заключается в удовлетворении тех потребностей человека (машины), которые поддерживающего эффективное функционирование. Здоровье работника представляет интерес не потому, что болезнь может принести личные страдания, но потому, что результатом ее может стать понижение эффективности в работе. Если работа может быть лучше выполнена машиной или внедрением более совершенной технологии, необходимые меры принимаются без всяких колебаний, ибо основная цель - это работа. Кроме того, работнику платят не больше, чем это абсолютно необходимо для выполнения им своих функций622.

Такой взгляд на человека в определенной мере проявляется и в церкви. Людей порой оценивают в соответствии с тем, что они могут делать. Это отражается в том, как в церквах выбирают пасторов в стремлении заполучить человека, способного успешно и эффективно проводить служение. Это может выражаться и в особой заинтересованности привлекать в общину членов, которые смогут выполнять необходимую церковную работу. На потенциальных новообращенных иногда смотрят как на "жертвующие единицы", которые могут помочь в финансировании церкви. Один пастор после посещения престарелых и больных прихожан отозвался о них как о "ненужном хламе", поскольку эти люди не могли вносить большого вклада в работу церкви. Во всех этих случаях мы имеем дело с представлением о человеке как о машине - люди оцениваются по их способности что-то делать; в то же время не проявляется большого интереса к тому, что можно сделать для них.

При таком подходе люди рассматриваются, в сущности, как предметы, как средства достижения каких-то целей, а не как существа, каждое из которых само является целью. Они представляют ценность, пока приносят пользу. Их можно перемещать, подобно шахматным фигурам, как и поступают с управленческим персоналом в некоторых больших корпорациях. При необходимости ими манипулируют так, чтобы они наилучшим образом выполняли требуемые от них функции.