Взаимосвязь между учением о грехе и другими доктринами

Учение о грехе имеет крайне важное значение и активно обсуждается. Значение его заключается в том, что оно тесно связано с другими догматическими вопросами. Наше представление о природе Бога оказывает воздействие на наше понимание греха. Если Бог - высокое, чистое и требовательное существо, ожидающее от всех людей подобия Ему, то малейшее отступление от Его высоких норм ведет к греху и положение человека очень серьезное. С другой стороны, если Сам Бог не совсем совершенен или если Он - снисходительный и даже чуть дряхлый старичок, не замечающий многого из происходящего вокруг, то положение человека не столь уж серьезно. Таким образом, наше учение о грехе будет по сути отражением нашего учения о Боге.

Понимание человека тоже связано с пониманием греха. Если человек предназначен быть отражением природы Бога, то его надо оценивать не в сравнении с другими людьми, а по тому, как он соотносится с божественными нормами. Любое несоответствие этим нормам - грех. Если человек - свободное существо и его поведение не определяется просто силами природы, то он несет ответственность за свои дела и его поступки следует судить строже, чем в том случае, если бы его возможности и свобода выбора контролировались и ограничивались какой-то внешней силой.

Понимание греха оказывает большое влияние и на учение о спасении. Если человек по своей сути благ, а его интеллектуальные и моральные качества сохраняются в первозданном виде, то в положении пред Богом у него лишь относительно мелкие проблемы. Трудности, с которыми он сталкивается, проистекают просто из неведения, недостатка знания о том, что и как он должен делать. При таком положении вещей решить проблему могут воспитание и образование, хороший образец или пример - вот все, что нужно. С другой стороны, если человек развращен или бунтует, если он не может или не хочет делать правильные вещи, то требуется более радикальное лечение. Фактически он нуждается в преобразовании личности. Таким образом, чем радикальнее наша концепция греха, тем более сверхъестественным должно быть в наших глазах спасение.

Понимание греха важно и потому, что оно оказывает существенное воздействие на представление о природе служения и на то, как его следует проводить. Если человек воспринимается по сути своей добродетельным и расположенным делать то, что Бог желает и ожидает от него, направленность служения будет позитивной и оптимистической, побуждающей людей делать как можно больше. В данном случае предполагается, что большинство людей - по сути уже христиане и что им нужно просто продолжать двигаться в том же направлении. С другой стороны, если человек представляется полностью греховным, проповедь будет в основном направлена на необходимость покаяния и второго рождения. В первом случае достаточными будут призывы к справедливости, доброму отношению и великодушию, во втором же все необращенные будут рассматриваться как по сути своей эгоисты и нечестные люди.

Понимание греха определяет и подход к проблемам общества. С одной стороны, если мы считаем человека по сути своей добродетельным или, в худшем случае, морально нейтральным, проблемы общества мы приписываем нездоровому окружению. Измените окружающую среду, и за этим последуют изменения в самих людях и в их поведении. С другой стороны, если проблемы общества коренятся в полностью извращенной сущности человека, тогда необходимо изменить его природу, иначе он будет заражать все сущее.