Наказание

Итак, еще одно последствие греха заключается в том, что он подлежит наказанию. Нам важно уяснить основополагающую природу и цель Божьего наказания. Следует ли считать его коррективным, преследующим цель исправить грешника? Или это средство устрашения и удержания от греха с целью указать на последствия, к которым ведет грех, и предостеречь других от неправильных действии? Или это карательная мера, просто воздающая грешникам то, что они заслуживают? Рассмотрим поочередно каждую из этих концепций.

Представление о Божьем наказании как о возмездии или каре вызывает сейчас довольно сильное сопротивление. Возмездие рассматривается как нечто примитивное и жестокое, как проявление враждебности и мстительности, совершенно несвойственных, Богу любви и Отцу Своих земных детей894. Но несмотря на это чувство, которое, возможно, отражает пермиссивные представления общества о любящем отце, в Библии, особенно в Ветхом Завете, с совершенной очевидностью присутствует понятие божественной кары. Райдер Смит категоричен в этом вопросе: "Нет никаких сомнений, что евреи воспринимали наказание как возмездие. Для подтверждения этого достаточно вспомнить о наказании смертью"895. Безусловность вывода Смита можно, конечно, ставить под сомнение, но возмездие действительно было важным элементом иудейского понимания закона. Ведь наказание смертью невозможно рассматривать как меру перевоспитания, оно окончательно по своей природе. Хотя у него был и устрашающий эффект, тем не менее ясно просматривалась взаимосвязь между действием, совершенным в отношении жертвы, и действием в отношении преступника. Это особенно явствует из таких мест, как Быт. 9:6: "Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию". Учитывая отвратительность совершенного (разрушения Божьего образа), наказание должно быть соответствующим.

Идея возмездия ясно выражается словом (паqат). Это слово (включая производные) встречается в Ветхом Завете около восьмидесяти раз и переводится обычно как "мщение", "отмщение", "отомстить". Перевод этого термина как "мщение" и "отмщение" вполне подходит для обозначения действий Израиля против его соседей, но не вполне уместен применительно к Божьим делам896. Ибо мщение относится прежде всего к личному действию человека как реакции на совершенное против него зло. Бог же при нарушениях морального и духовного закона выступает не как частное, а как общественное лицо, как гарант закона. Далее, мщение подразумевает расплату, (психологическое) удовлетворение от возмещения за содеянное, а не обеспечение и отправление правосудия. Бог же заинтересован прежде всего в поддержании справедливости. Поэтому применительно к Божьему наказанию больше подходит термин возмездие, а не мщение.

В Ветхом Завете, особенно у больших пророков, есть множество ссылок на карательную сторону Божьего наказания грешников. Примеры мы видим в Ис. 1:24; 61:2; 63:4; Иер. 46:10 и Иез. 25:14. В Пс. 93:1 Бог назван "Богом отмщений". В этих случаях, как и в большинстве других мест Ветхого Завета, подразумевается, что наказание происходит в данный конкретный исторический момент, а не в каком-то будущем состоянии.

Мысль о возмездии проводится не только в дидактических, но и во многих описательных повествованиях. Для наказания ужасной порочности всего человеческого рода Бог послал на землю потоп, уничтоживший человечество (Быт. 6). Потоп был послан не для удержания кого-то от греха, ибо единственные уцелевшие, Ной и его семья, уже были праведными людьми.

И, конечно, в нем не было какого-то исправительного или перевоспитательного смысла, поскольку все нечестивые погибли. То же относится к Содому и Гоморре. Бог разрушил эти города из-за их греховности. Это Божье действие было просто возмездием за грех. Их дела заслуживали разрушения, и таким образом Бог очистил землю от этого греха.

Мысль о возмездии проводится и в Новом Завете, хотя в меньшей степени по сравнению с Ветхим. Здесь оно относится, скорее, к будущему, чем к земному суду. Ссылки на Вт. 32:35 содержатся в Рим. 12:19 и Евр. 10:30 - "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь". В Римлянам Павел использует эту цитату, чтобы удержать верующих от мщения за причиненное им зло. Бог есть Бог справедливости, и никакое зло не останется без наказания.

Таким образом, Божье наказание грешников имеет явный характер возмездия, но при этом нам не следует терять из вида две другие его стороны или функции. Предупреждения во Второзаконии остерегаться греха сопровождаются примерами наказания грешников. Эти примеры имеют целью удержать людей от совершения неправильных действий (Вт. 6:12-15; 8:11, 19-20). То же относится к напоминанию Иеремией Израилю того, что Бог сделал с Силомом (Иер. 7:12-14), и к напоминанию псалмопевцем того, что произошло с поколением, погибшим в пустыне (Пс. 94:8-11). Избиение камнями Ахана и его семьи частично было возмездием за его дела, но в то же время способом удержания других людей от подобного поведения. По этой причине наказание преступников часто совершалось публично.

У наказания есть и дисциплинирующий эффект. Наказание преследовало также цель указать грешнику на ошибку и отвратить от нее. В Пс. 166:10-16 мы видим, как Израиль был наказан за грехи и благодаря этому отвратился от своих злых дел, во всяком случае на время. В другом месте псалмопевец признает, что наказание было ему во благо, ибо он научился уставам Господа (Пс. 118:71). Автор Послания к евреям пишет: "Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает" (Евр. 12:6).

В Ветхом Завете в какой-то мере выражается даже мысль об очищении от греха через наказание. Это, во всяком случае, подразумевается в Ис. 10:20-21. Бог использует Ассирию для наказания Своего народа, в результате чего остаток Израиля будет уповать на Господа. "Остаток обратится, остаток Иакова - к Богу сильному".

Показательно и то, как совершается наказание. В одних случаях оно совершается косвенно, через Божью имманентную работу благодаря установленным Им в мире физическим и психологическим законам. Косвенное наказание может быть внешним, например, когда грех нарушает принципы гигиены и выливается в болезнь. Очевидный и чаще всего приводимый пример тому - сексуальный грех, в результате которого человек получает венерическую болезнь, но есть и множество менее явных случаев. Психологи все больше убеждают нас в том, что ненависть и враждебное отношение оказывают разрушительное воздействие на физическое здоровье. Косвенное наказание может также принимать форму внешних конфликтов (например, семейных) в результате греха человека и действия установленных Богом психологических законов. Примером здесь может служить Давид. После греха прелюбодеяния с Вирсавией и убийства Урии Давиду было сказано, что на его дом обрушатся неприятности (2 Цар. 12:10-12). Изнасилование Фамари, убийство Амнона Авессаломом и бунт Авессалома против Давида стали исполнением этого пророчества. Эти трагические события можно рассматривать не только как прямое вмешательство Бога для наказания греха Давида, но и как естественные последствия, автоматически вытекающие из поведения Давида и сущности человеческой психологии. Преступления детей вполне могли быть следствием либо их склонности подражать родителям, либо неспособности Давида наказывать сыновей, учитывая собственное поведение в прошлом. Наконец, косвенное наказание может быть внутренним. Например, грех может автоматически вести к ужасному чувству вины, к угнетающему осознанию ответственности.

В некоторых дидактических местах Библии мы видим примеры практически прямой причинно-следственной связи между грехом и наказанием. В Гал. 6:7-8 для сравнения последствий греха и праведности Павел использует образ сеяния и жатвы. Имеется в виду, что за греховным действием автоматически следует наказание, как из посеянного зерна вырастает соответствующий урожай. Но не следует забывать, что, хотя Бог часто действует опосредованно через установленные Им физические и психологические законы, это не единственный и даже не главный способ наказания. Гораздо чаще наказание налагается в результате Его конкретного решения и прямого действия. Кроме того, даже когда наказание естественным образом вытекает из совершенного действия, его нельзя считать безликим или просто неудачей. Управляющие мирозданием законы - выражение Божьей воли.

Христианский постулат о косвенном наказании через установленные Богом законы не надо путать с индуистской или буддистской концепцией о карме, в соответствии с которой каждое действие влечет за собой определенные последствия. В последнем случае между ними существует неразрывная связь897. Эту связь нарушить не может ничто, даже смерть, ибо .карма подразумевает будущее воплощение. По христианским же представлениям, логическую связь между грехом и наказанием можно разорвать покаянием и исповеданием грехов с последующим прощением, а смерть приносит освобождение от земного воздействия греха.