Учение о динамическом воплощении

Последнее предлагаемое решение проблемы двух природ в одном Лице можно назвать учением о динамическом воплощении. Согласно этому учению, присутствие Бога в Богочеловеке осуществлялось не в форме личного ипостасного соединения второго Лица Троицы и конкретной человеческой личности, Иисуса из Назарета. Воплощение, скорее, следует понимать как активное присутствие силы Божьей в личности Иисуса.

Эта точка зрения близка к динамическому монархианству. Сила Божья вошла в человека Иисуса. Это значит, что воплощение было не столько сочетанием Иисуса и Бога через какого-то рода ипостасное объединение, сколько пребыванием в Иисусе силы Божьей.

Современный вариант этой тонки зрения можно найти в книге Дональда Бейлли "Бог был во Христе". Свое богословское учение Бейлли строит на основе 2 Кор. 5:19: "Бог во Христе примирил с Собою мир". Обратите внимание, что в этом стихе говорится не: "Христос был Богом", а: "Бог [был] во Христе".

Для объяснения воплощения в качестве модели Бейлли использует пребывание Бога в верующем, проявляющееся в так называемом парадоксе благодати. Когда верующий совершает праведный поступок или делает правильный выбор, он обычно говорит: "Не я, а Бог сделал это". В Гал. 2:20 и Флп. 2:12-13 Павел пишет о работе Бога в человеке. Эту силу Божью, присутствующую в верующем, Бейлли предлагает в качестве модели воплощения. Его формулировки подразумевают, что воплощение, реализовавшееся в Иисусе, - фактически частный случай, хотя и самый полный и совершенный, общего парадокса пребывания в человеке благодати: Этот парадокс, время от времени проявляющийся в нашей христианской жизни, есть отражение того совершенного соединения Бога и человека в воплощении, от которого зависит вея наша христианская жизнь, и потому его можно считать наилучшим ключом к пониманию нами воплощения. В Новом Завете мы видим, что Человек, в Котором воплотился Бог, превосходил всех прочих людей, не претендуя на что-либо для Самого Себя и относя всякое совершенство На счет Бога1082.

При таком истолковании воплощения между нами и Христом существует только количественная, а не качественная разница. Но необходимо отметить, что это истолкование входит в противоречие с рядом концепций Писания: с полнотой (plhrwma) Божества, обитающей в Иисусе телесно (Кол. 2:9); с предсуществованием Христа (Ин. 1:18; 8:58); с уникальностью Его сыновства (monogenhs, Ин. 3:16). Хотя учение о динамическом воплощении снижает остроту противоречия, заложенного в халкидонской формуле, оно сталкивается с трудностями вследствие подразумеваемого в нем умаления божественной природы.