Вознесение и восседание одесную Отца

Первая ступень уничижения Иисуса означала отказ от положения, которое Он занимал на небесах, и принятие условий жизни на земле. Вторая ступень возвеличивания означала выход из земного состояния и возвращение на место рядом с Отцом. Сам Иисус неоднократно предсказывал Свое возвращение к Отцу (Ин. 6:62; 14:2, 12; 16:5, 10, 28; 20:17). Самый подробный рассказ о вознесении приводит Лука (Лк. 24:50-51; Деян. 1:6-11). О вознесении пишет Павел (Еф. 1:20; 4:8-10; 1 Тим. 3:16), а также автор Послания к евреям (Евр. 1:3; 4:14; 9:24).

Когда-то вознесение донималось как переход из одного места (земля) в другое (небо). Теперь же мы знаем, что небо расположено не просто над землей и что отличие неба от земли, по всей видимости, не только пространственное. До Бога не долететь на каком-то космическом корабле, даже если он преодолевает большие расстояния и движется с большой скоростью. Бог - в ином измерении реальности, переход в которое требует перемены не только места, но и состояния. Следовательно, вознесение Иисуса было изменением не только физическим в пространственным, но и духовным. На этом этапе Иисус закончил преобразование, начатое при воскресении тела.

Смысл вознесения заключается в том, что Иисус вышел из состояния, связанного с жизнью на земле. Он не испытывал больше физических и психологических страданий, которым подвержены люди. Противодействие, враждебность, неверие и предательство, с которыми Он сталкивался на земле, сменились хвалой ангелов и непосредственным присутствием Отца. Бог превознес Его и дал Ему "имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено... и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца" (Флп. 2:9-11). Ангелы пели гимны хвалы - вернулся небесный Господь. Какой контраст с оскорблениями и унижениями, пережитыми Им на земле! Но эти гимны хвалы отличались от тех, которые пелись до Его воплощения. В них добавился новый мотив. Иисус совершил то, чего не было до воплощения: Он лично пережил смерть и победил ее.

Но есть и другое изменение. Иисус стал Богочеловеком. Воплощение продолжается. В 1 Тим. 2:5 Павел пишет: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус". Это ясно указывает, что Иисус - человек и посредник между Богом и нами. Но у Него не такая человечность, как у нас, и даже не такая, которой Он обладал на земле. Это совершенная человечность того типа, которую мы получим после воскресения. Следовательно, продолжающееся воплощение не налагает ограничений на Его Божественность. Многие из наших ограничений тоже исчезнут, но совершенная, прославленная человечность Иисуса продолжает сочетаться с Божественностью и будет всегда превосходить то, что в конце концов получим мы.

Иисус должен был покинуть землю по определенным причинам. Одна из них состояла в том, чтобы приготовить место для нашего будущего пристанища. Хотя Он и не уточнял, что под этим подразумевается, тем не менее Он дал ясно понять ученикам, что должен оставить их, чтобы выполнить эту задачу (Ин. 14:2-3). Другая причина заключалась в том, что должен был прийти Святой Дух, третье Лицо Троицы. Он опять же не объяснил ученикам, почему одно требовало другого, но сказал, что так надо (Ин. 16:7). Святой Дух был послан по важной причине, ибо Иисус мог работать с учениками, только проповедуя учение и показывая личный пример, тогда как Святой Дух может действовать внутри них (Ин. 14:17). Имея доступ к их сокровенным чувствам, Он может свободнее работать через них. В результате у верующих появляется способность творить дела, которые творил Иисус, и даже больше них (Ин. 14:12). Вдобавок через служение Святого Духа в них присутствует триединый Бог, поэтому Иисус и сказал, что будет с ними до скончания века (Мф. 28:20).

Вознесение Иисуса означает, что Он сидит сейчас одесную Отца. Иисус Сам предсказал это в Своем заявлении перед первосвященником (Мф. 26:64). О восшествии одесную Отца Петр упоминал в своей проповеди на Пятидесятницу (Деян. 2:33-36) и в синедрионе (Деян. 5:31). Об этом говорится также в Еф. 1:20-22; Евр. 10:12; 1 Пет. 3:22 и Отк. 3:21; 22:1. Смысл заключается в том, что место по правую руку - место почета и власти. Вспомните, как Иаков и Иоанн просили Христа позволить им сидеть рядом с Ним по правую и левую стороны (Мк. 10:37-40). Место Иисуса одесную Бога не следует понимать как указание на состояние пассивности или бездеятельности. Это символ власти и активного правления. Это также место, с которого Иисус ходатайствует за нас пред Отцом (Евр. 7:25).