Дела Святого Духа в жизни Иисуса

Обращаясь к жизни Иисуса, мы обнаруживаем в ней повсюду присутствие и мощную деятельность Святого Духа. Даже само начало Его жизни во плоти было делом Святого Духа1292. Как предсказание о рождении Иисуса, так и рассказ о самом этом событии указывают на особую работу Духа. Сообщив Марии, что у Нее будет Сын, ангел разъяснил Ей: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим" (Лк. 1:35). Когда зачатие уже произошло, ангел, явившийся Иосифу, который испытывал совершенно естественную обеспокоенность, сказал ему: "Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого" (Мф. 1:20). Начальные же слова всего отрывка, в котором рассказывается об этом событии, гласят: "Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого" (Мф. 1:18)1293.

В словах Иоанна Крестителя, объявляющего о будущем служении Иисуса, также подчеркивается важнейшая роль Святого Духа. Иоанн Креститель сам был исполнен Святого Духа даже еще от чрева своей матери (Лк. 1:15). В своей проповеди он подчеркивал, что, в отличие от него самого, крестившего только водой, Иисус будет крестить Духом Святым (Мк. 1:8). Матфей (Мф. 3:11) и Лука (Лк. 3:16) добавляют: "и огнем". Иоанн не утверждает, что сам обладает Духом; и, в частности, он не высказывает притязаний на то, что может наделять Духом других. Способность наделять других Духом он приписывает грядущему Мессии.

В публичном служении Иисуса Дух принимал заметное участие с самого начала, если относить начало этого служения к Его крещению, ибо именно тогда произошло видимое сошествие на Него Святого Духа (Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22; Ин. 1:32). Матфей и "Марк отмечают, что спускающегося голубя видел Иисус; они не сообщают, видел ли его кто-нибудь еще1294. Лука не пишет о том, кто видел голубя. Лишь Иоанн вполне определенно пишет, что Иоанн Креститель видел Духа и засвидетельствовал этот факт. Ни в одном из этих рассказов не упоминаются какие-либо непосредственно последовавшие за этим конкретные проявления, например, какие-нибудь видимые изменения или что-то подобное. Мы узнаем, однако, что с этого момента и далее Иисус был исполнен Духа Святого (Лк. 4:1). Фактически авторы Евангелий предоставляют нам самим делать вывод из последующих событий, в чем именно заключались дела Святого Духа в жизни Иисуса.

Непосредственным результатом исполнения Иисусом Святого Духа было великое искушение - или ряд искушений - при начале Его публичного служения1295. В ситуацию, где произошло искушение, Иисус попал, ведомый Святым Духом. В Мф. 4:1 и Лк. 4:1-2 записано, что Иисус был приведен в пустыню Святым Духом. Марк сформулировал это еще четче и определеннее: "Немедленно после того Дух ведет Его в пустыню" (Мк. 1:12). Фактически Иисус был "изгнан" в пустыню Духом. Внимания здесь заслуживает тот факт, что присутствие Святого Духа в жизни Иисуса ставит Его в прямой и непосредственный конфликт с силами зла. По-видимому, необходимо было подчеркнуть противоположность между Святым Духом и злом в мире.

В дальнейшем служение Иисуса также шло в силе и под водительством Святого Духа1296. Лука рассказывает нам, что после искушения "возвратился Иисус в силе Духа в Галилею" (Лк. 4:14). Затем Он учил во всех синагогах. Придя в Свой родной город Назарет, Он вошел в синагогу и встал читать. Найдя Ис. 61:1-2 и прочитав, Он заявил, что ныне это пророчество исполнилось в Нем (Лк. 4:18-21). Тем самым Иисус утверждал, что служение, выражавшееся в том, чему Он учил в синагоге, было результатом работы Святого Духа в Нем и через Него.

То, что относится к учению Иисуса, относится и к творимым Им чудесам, особенно к изгнанию бесов. Здесь особенно явным становится противоборство между Святым Духом и действующими в мире силами зла. В одном из случаев, когда Иисус исцелил бесноватого, фарисеи заявили, что Он изгоняет бесов силой князя бесовского. Иисус указал на содержащееся в этом утверждении противоречие (Мф. 12:25-27), а затем в противовес их словам отметил: "Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие" (Мф. 12:28). Оценка утверждения фарисеев как "хулы на Духа" (Мф. 12:31) и предупреждение, что "если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему" (Мф. 12:32), свидетельствуют о том, что только что сделанное Им было совершено силой Святого Духа. Это было действие Святого Духа через Него. Иисус явно отрицает, что Сам Своей силой творит чудеса, относя их на счет Святого Духа.

Не только учительское служение и совершение чудес, но и вся жизнь Иисуса в этот период протекала "в силе Святого Духа". Когда семьдесят учеников возвратились после выполнения данного им поручения и рассказали, что даже бесы повинуются им о имени Иисуса (Лк. 10:17), "возрадовался Духом Иисус" (Лк. 10:21). Он даже чувствовал "Духом". Это описание человека, совершенно исполненного Духом.

Следует отметить, что нет никаких свидетельств о возрастании "количества" Святого Духа в жизни Иисуса. Нет никакой серии сошествий Святого Духа, только зачатие и крещение. Однако, по-видимому, в жизни имело место возрастающее проявление этого присутствия Духа. Не обнаруживаем мы и свидетельств о какого-либо рода экстатических явлениях в жизни Иисуса. Бывали, несомненно, случаи, когда Его охватывала чувство безотлагательности того дела, которое Он делал (как, например, когда Он сказал: "Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать" [Ин. 9:4]). Но в жизни Иисуса мы не видим таких харизматических явлений, о которых рассказывается в Деяниях и которые обсуждает Павел в 1 Кор. 12 - 14. Нет не только никаких сообщений о такого рода явлениях в Его собственной жизни, но и никаких Его наставлений на эту тему. В свете тех проблем, с которыми столкнулась церковь в Коринфе, а также событий в день Пятидесятницы и других случаев, описанных в Деяниях, удивительно, что ни рама жизнь Спасителя, ни Его проповедь не дают нам никакого намека на подобные харизматические явления. Это удивительно прежде всего для тех, кто утверждает, что экзистенциальный Sitz im Leben был главным фактором, определявшим включение того Или иного материала в Евангелия.