Карл Барт

Учитывая трудности в понимании учения о предопределении и те проблемы, которые связаны с двумя классическими точками зрения в этой области, на протяжении долгих лет истории церкви предпринимались попытки выработать какую-то менее спорную позицию. Из множества теорий, предлагавшихся в качестве альтернативы двум классическим точкам зрения, одной из наиболее интересных выглядит разработанная в XX веке концепция Карла Барта. Будучи протестантским богословом, Барт, естественно, стремился дать оценку этому сложному вопросу, занимающему, по его мнению, центральное место во всем богословии. При этом он считал, что в его церковной традиции свидетельства Библии поданной теме понимаются неправильно. Сознавая свой отход от традиционной точки зрения, он в рассмотрении вопроса о предопределении следовал тому принципу, который лежал в основе всех его богословских воззрений, - принципу главенствующей роли Иисуса Христа.

Изложение своего учения об избрании Барт начинает с критики традиционной кальвинистской точки зрения, согласно которой Бог предвечно определил окончательным и абсолютным образом, кому суждено быть спасенным, а кому погибнуть. Эту точку зрения Барт считает неправильным истолкованием Библии, основанным на метафизическом убеждении, что отношение Бога к миру статично: одни люди предвечно избраны, а другие отвергнуты, и изменить это нельзя. Барт признает, что богословы, придерживавшиеся этого взгляда, обращались к Библии, прежде всего к Рим. 8 и Еф. 1. Но они истолковывали Библию неправильно и избирали неправильную отправную точку. Библию надо читать с христологической точки зрения, ставя в центр учение Иисуса Христа1396.

Формулировать учение о предопределении, говорит Барт, надо в свете Божьего откровения и Искупления1398. Здесь мы сталкиваемся с тем фактом, что Иисус Христос пришел спасти людей. Барт указывает на неразрывную связь между положением Христа в центре Божьей деятельности во времени и вечным предопределением этой деятельности в божественном избрании1399. Если это так, то воля Божья заключалась в том, чтобы избрать, а не отвергнуть людей. Воплощение - доказательство того, что Бог находится на стороне людей, а не против них. Он избрал, а не отверг их.

В вопросе о том, кто был избран Богом, Барт отстаивает те же христологичеокие взгляды. На место статического, застывшего и абсолютного решения, которое мы видим в кальвинистском учении, Барт ставит Личность Христа. Это существенная поправка в традиционном понимании предопределения1400. Основное положение его концепции предопределения заключается в том, что предвечная воля Божья - избрание Иисуса Христа. Не надо искать какого-то проявления воли Божьей вне той работы, которую Он выполнил в истории через Христа. По мнению Барта, в рамках традиционной точки зрения воля Божья понимается как неизменное решение, принятое предвечно; Бог вынужден осуществлять эту волю во времени. Барт выдвигает более динамическое понимание: подобно царю, Бог волен вносить коррективы в Свое решение, приостанавливать его исполнение, заменять его другим1401. Барт пишет о "святой изменчивости" Бога; Он не пленник Своего собственного решения - такое представление фактически вело бы к деизму. По мнению Барта, неизменный элемент заключается не в вечном выборе одних и осуждении других, а в том, что Бог в Своем Триединстве постоянен и верен в свободно избранной любви.

Но избрание Иисуса Христа - не избрание какой-то отдельной личности. В Нем был избран весь человеческий род1402. Но даже и это - еще не все учение об избрании, ибо Христос не только избранный человек, Он Сам - избирающий Бог. Он по Своей воле повиновался Отцу, решив стать человеком. Барт говорит о Христе как о "конкретной к явленной форме божественного решения - решения Отца, Сына и Святого Духа для установления завета между Ним и нами"1403. Понимание Бартом двойного предопределения подразумевает, что Иисус Христос есть одновременно избирающий Бог и избранный Человек. Но здесь есть и двойственность содержания, сближающая его с традиционным пониманием двойного предопределения. Ибо, решив стать человеком, Христос избрал "осуждение, гибель и смерть"1404. Он добровольно принял отвержение людьми; ярче всего это проявилось в распятии. Избрав жизнь для человечества. Он навлек на Себя осуждение.

По Барту, как мы видим, избрание начинается с избрания Иисуса Христа. Ошибка ортодоксального протестантского богословия заключается отчасти в том, что оно начинало с отдельных людей, а не с избранного Человека и избирающего Бога, Иисуса Христа. К тому же, между избранием Христа и избранием конкретных личностей есть и промежуточное избрание сообщества, которое свидетельствует о Христе и призывает мир к вере в Него1405. Когда же Барт доходит до рассмотрения избрания отдельного человека (третий шаг в этом процессе), он уже не говорит о двойном предопределении. Напротив, он говорит о всеобщем избрании. Все люди избраны в Иисусе Христе. Это не значит, что Барт придерживается мнения о всеобщем спасении, - тему эту он рассматривает с величайшей осторожностью, нигде по-настоящему не заявляя о какой-либо определенной позиции. Хотя все избраны, не все живут как избранные. Некоторые живут так, как будто они отвергнуты. Но это зависит от их собственного выбора и действий. Задача избранного сообщества заключается в том, чтобы объяснить таким людям, что "они вечно принадлежат Иисусу Христу, связаны с Ним и потому не отвергнуты, но избраны Богом в Иисусе Христе, что то отвержение, которое они заслуживают вследствие своего превратного и порочного выбора, претерпел и уничтожил Иисус Христос и что на основе праведного, божественного решения они предназначены к вечной жизни с Богом"1406.

По мнению Барта" не существует никакого абсолютного различия между избранными и отвергнутыми, верующими и неверующими, ибо избраны все. Первые осознали факт своего избрания и живут в его свете; вторые все еще живут так, как будто они не были избраны1407. Христианам с традиционными представлениями, возможно, было бы интересно знать, получат ли спасение и отвергнутые, но по сути избранные, однако Барт не обсуждает этот запутанный вопрос. Церкви не следует слишком серьезно относиться к неверию отвергнутых. В конечном счете не существует никакого отвержения человека Богом. Бог во Христе избрал отвержение для Себя и избрание для человека.