В истории методологии учета в Китае историки выделяют несколько этапов.
Этап первый (VII-X в. в.) — учет трех граф. Так называется пообъектный учет ценностей. Его суть заключается в схеме:
Приход - Расход = Остаток
Это очень логично, просто и убедительно.
Этап второй начинается в X в. и продолжается до XIII в. Это учет трех граф, трансформированный в четырехграфичный:
Остаток начальный + Приход = Расход + Остаток конечный
Тут можно выделить два совершенно новых момента:
1. раньше остаток конечный трактовался как остаток начальный в следующем отчетном периоде; и
2. суть учета не в выделении остатков, а в установлении равенства между информационным входом и выходом системы.
В сущности, тут четко формируется балансовое уравнение, которое позволяет легко контролировать движение учитываемых ценностей.
Этап третий (XTV-XV в.в.) — возникает и получает распространение трехшаговая бухгалтерия. Это несколько новый теоретический взгляд. Выделяются три вида учитываемых объектов:
1. деньги;
2. требования, дебиторская задолженность;
3. материальные ценности.
Эта классификация оставляет учет в пределах униграфической парадигмы, так как вне системы учета остаются собственные средства предпринимателя. Вместе с тем тут появляются зачатки двойной записи. Например, отгружены товары покупателю: делается запись — приход дебиторской задолженности и расход товаров. Но учитывается только дебиторская задолженность. Поэтому, когда поступают купленные товары, то делается запись — приход товаров, и только. Считалось, что поставщик сам должен вести свои требования, а обязательства получателя не должны быть предметом учета. Поставщику надо получить с покупателя деньги — пусть он и озаботится регистрацией своих требований.
Финансовый результат выводится по счетам товаров одним из двух способов — конечный остаток оценивается:
а) или по цене последнего поступления;
б) или по самой большой цене поступления в течение отчетного периода.
Сказанное поясним примером.
Вариант (а): начальный остаток товаров составляет 100 ед. по цене 5 ден. ед. В течение отчетного периода имели место два поступления: 300 ед. по цене 6 ден. ед. и 200 ед. по цене 4 ден. ед. За этот же период было продано 400 ед., и необходимо установить их себестоимость. Выручка составила 3 000 ден. ед.
Проданные товары обошлись фирме в 2 300 ден. ед. (500 + 1 800 + 800-800).
Но сколько за них было выручено, это знал не бухгалтер, а только хозяин. Поэтому и сумму прибыли знал только он. Но и мы знаем, и она равна 700 ден. ед.
Вариант (б) предполагает оценку конечного остатка по 6 ден. ед., что дает величину в 1200 ден. ед. И тем самым величина себестоимости проданных товаров уже составляет 1 900 ден. ед. (500 + I 800 + 800 - 1 200), что соответствует прибыли в 1 100 ден. ед.
Так в старом Китае была сформулирована учетная политика, и при желании можно было выбирать прибыль, которую делал бухгалтер, или в 700, или в 1 100 ден. ед. Все обстоятельства одинаковы, а результаты разные, а это значит, что и налоги и дивиденды могли быть разными.
Любопытно, что этот подход очень напоминает методы LIFO и FIFO, но, разумеется, они дают, в свою очередь, иные результаты. Может быть, американские достижения в этом отношении логичнее, но китайские проще.
Четвертый этап (XV–XIX вв.) получил самое яркое название: дверь Дракона.
Он был логическим завершением предыдущего развития учета и одновременно приближал Китай к восприятию двойной европейской бухгалтерии. Схематически идея учета выглядела так:
Доходы – Расходы = Актив – Пассив
В сущности, это не что иное, как постулат Пизани из итальянской бухгалтерии, а «дверь дракона» — это прибыль (или убыток). Финансовый результат — это что-то морально нехорошее. Если работодатель получил прибыль, то только за счет того, что кто-то ее потерял. Это почти по Марксу: капиталист получил прибавочную стоимость потому, что недоплатил рабочим. А «дверь» — это вхождение из текущего бюджета предприятия (разность доходов и расходов) в баланс, равенство которого достигается через «дверь», за которой лежит разность между имеющимся объемом имущества и привлеченными капиталами.
Пятый этап (XIX–XX вв.) связан с ассимилированием в рамках национальной традиции европейской бухгалтерии. Основным источником идей были разработки американских авторов. Правительство в очередной раз проявило заботу об учете. В 1918 г. выходят «Временные правила для бухгалтеров», в 1925 г. было создано традиционное объединение, а в 1935 г. принят Закон о бухгалтерском учете.
Китайцы очень любили и любят бухгалтерию. И очень показательно, что когда на них в 1937 г. напала Япония, в 1938 г. был принят новый, как его называли, окончательный Закон о бухгалтерском учете. Потом была долгая война, потом ось Москва — Пекин, потом размолвка и вновь мир и дружба, ибо «русский с китайцем — братья навек».