Из названных двух направлений у нас, и автор этой статьи не составляет исключения, преобладают тенденции параноидальные.
Связано это с тем обстоятельством, что вряд ли ребенок, который мечтает стать космонавтом или завмагом, хочет быть бухгалтером. И в нашу профессию люди приходят, в большинстве своем, по стечению обстоятельств, а не по зову сердца. Отсюда рождается некоторая неудовлетворенность своим местом в жизни. И очень часто мне приходилось слышать от матерей: «Моя дочь — бухгалтером не будет!». Правда, часто оказывалось, что дочь и становилась бухгалтером. Но теперь мать и дочь тоже думают уже о внучке. Почему? Да потому, что они часто говорят: «Нас не уважают!» Но это ошибка.
Эта неудовлетворенность порождает комплекс компенсации, некую манию величия, сознание своей незаменимости, что в ряде случаев приводит к агрессивности поведения. Конечно, все сказанное относится к особенностям человеческого поведения каждого индивида. И этот «идол», присущий всем, Ф. Бэкон назвал «пещерой».
«Идолы рода» и «пещеры» заложены в организме каждого, с ними человек приходит в мир.
Но человек не живет один, он все время, если не сидит в одиночном заключении, вращается в обществе, в кругу людей.
Существование в обществе приводит к коммуникации, т. е. совместной деятельности, а она требует определенного языка. Однако любой язык не выдерживает все правила логики, и потому он несет в себе ошибки, которых не понимают люди.
Ф. Бэкон называл эти ошибки «идолами рынка», ибо обмен идей это и есть рынок.
И, наконец, Бэкон был убежден, что люди в своей работе, в своем поведении всегда руководствуются какими-то теориями, каким-то мировоззрением. Но ни одна теория не может объяснить все факты, которые она должна объяснить, и, следовательно, любая теория, так или иначе, искажает реальную жизнь. И можно сказать с полной уверенностью: все теории бухгалтерского учета несут в себе те или иные искажения реальной действительности.