Зачатки системы налогообложения

Жители древнего Рима были прежде всего прагматичны и ничего не делали зря.

Необходимость ведения бухгалтерского учета была осознана ими с появлением системы взимания налогов, величина которых зави­села от исчисляемой по данным учета величины облагаемой базы.

Дело в том, что первоначально, в ранний (царский) период разви­тия Рима постоянного налогообложения не существовало, также как не было и регулярных государственных расходов. Никакого вознаграждения за военную службу или выполнение каких-либо работ государство своим поданным не выплачивало. Налог взы­скивался с граждан только в случае крайней государственной не­обходимости. Фактически это был принудительный заем, так как взятые суммы возвращались плательщикам по мере наступления более счастливых времен. Помимо этого собирались портовые пошлины, пастбищная пошлина за выгон скота на общинный луг и часть урожая тех, кто пользовался полями. Все это поступало в общественную сокровищницу, ключи от которой находились у самого царя. Однако несмотря на то, что он управлял государст­венными финансами, государственная собственность не смешива­лась с личным имуществом царя.

История бухгалтерского учета общественной собственности берет начало с дней возникновения Рима, символом первоначальной основы которого служила так называемая «священная яма» (мундус), куда каждый из первых поселенцев клал запасы всего, что было нужно для ведения домашнего хозяйства, составлявшие об­щинный фонд взаимопомощи. Таким образом, уже с первых дней существования Рима в нем возникает идея налоговой системы, существующей до наших дней — система взноса части личного имущества на обеспечение общественных потребностей. Напом­ним, что в предыдущие эпохи сбор налогов имел единственную цель — счастливую жизнь царя.

До тех пор, пока взимание налогов никак не было связано с уче­том хозяйства, учет существовал только как «управленческий», и по этим причинам велся римлянами из рук вон плохо. Не случай­но письменные памятники, касающиеся бухгалтерского учета древнейшей римской общины, до нас не дошли. И еще Цицерон отмечал, что римская община уделяла мало внимания записям и документам.