Тема 2.6. Культура эпохи эллинизма

Образование империи Александра Македонского и причины ее распада. Взаимодействие древневосточной и эллинской культур. Монархия – новый в европейской истории тип государственного правления. Самообожествление Александра Македонского. Образ Александра в античной историографии и литературе: мифологизация царя и его деяний.

Своеобразие мироощущения эпохи эллинизма, изменение образа мира и человека: утрата строгой и ясной гармонии мировосприятия, «укрупнение» внутреннего мира человека, его индивидуальных характеристик. Эллинистический монарх: слияние образа «восточного деспота» и «образованного эллина».

Становление профессиональной науки (Мусейон в Александрии); формирование знания энциклопедического типа. Развитие математического и естественнонаучного знания, практической медицины. Разъединение философии и науки, философии и политики, устного и письменного слова; возникновение библиотек, культ книги. Возникновение филологии как отдельной дисциплины, связанной с интерпретацией текстов. «Музеефикация» культуры, появление рефлексивной позиции по отношению к прошлому. Парадоксальное сосуществование мифа и логоса. Религиозный синкретизм, отождествление эллинских богов с восточными. Разнообразие путей достижения «сокровенного знания»: философия, мистерия, религиозное откровение, магия.

Постепенное исчезновение полисных ценностей из области художественного творчества. Гибель эпического сознания. Новые темы в искусстве эллинизма. Рождение «искусства для искусства». Ориентация искусства на заказ.

Новые темы в искусстве эллинизма. Литература: космополитизм, элитарность, разрыв с традицией; обогащение восточными формами, совмещение научных изысканий с областью художественного слова (Каллимах, александрийские поэты); повышенное внимание к форме. Трансформация классических литературных жанров (гимна, эпоса) и рождение новых (буколики, или идиллии Феокрита). Риторика: от поэтического красноречия к торжественной, пышной и изысканной речи. Классификация и систематизация ораторских приемов.

Архитектура: тяготение к усложнению и пышности форм. Скульптура: идеализация и идеологизация образа; усиление интереса художника к возрастным особенностям человека, к личности портретируемого.

Творческое самоисчерпание к концу эллинизма пафоса греческой культуры, основанной на идее «человеческой меры».