История создания

Парк Гуэля был задуман Эусеби Гуэлем как зелёная жилая зона в стиле модной в то время в Англии градостроительной концепции города-сада. Для реализации своего проекта в 1901 году Гуэль приобрёл 15 гектаров земли, которая была разрезана на 62 участка под строительство частных особняков. Все участки были выставлены на продажу, но продать удалось только два: пустынная местность, удалённая от центра города, не привлекала барселонцев.

Я вывела для себя три фазы строительства.

Работы по созданию парка были начаты в 1901 году и велись в три этапа. На первом было выполнено укрепление и обустройство склонов холма «Лысая гора», расположенного в «верхней», ближней к горам, части Барселоны. На втором этапе были проложены внутренние подъездные дороги, построены входные павильоны и окружающие территорию стены. Для досуга и собраний будущих жителей была создана колоннада рынка с верхней центральной эспланадой и возведён образец жилого дома для показа будущим покупателям. Во время заключительного этапа проекта в 1910—1913 гг. была создана знаменитая извилистая скамейка и запланирована постройка нескольких особняков на проданных участках. Новые здания должны были стать дополнением к двум уже имеющимся домам, один из которых принадлежал другу Гауди адвокату М. Триасу-и-Доменеку и был выполнен по проекту архитектора Жули Бальевеля, а второй построен Франсеском Беренгером и выставлен на продажу. Поскольку покупателей не нашлось, по совету Гуэля, в 1906 году дом был приобретён самим Гауди, где он и жил вплоть до 1925 года. Третий дом на территории парка, служивший образцом для потенциальных покупателей, был куплен Гуэлем и после некоторых переделок превращён им в 1910 году в свою резиденцию. Все дома сохранились до наших дней. Резиденция Гуэля со временем была передана под муниципальную школу, в бывшем особняке Гауди теперь расположен дом-музей его имени, а дом Триаса-и-Доменека и по сей день принадлежит этой семье. Экономические неудачи проекта вынудили наследников Гуэля продать парк мэрии Барселоны, которая превратила его в городской парк.

Два павильона у входа в парк

Центральный вход с двумя совершенно фантастическими по форме домиками является наиболее замечательным уголком парка. Два пряничных домика необычной формы, украшенных яркой керамикой. Левый павильон с пинаклем, увенчанным типичным для Гауди пятилучевым крестом, был предназначен под контору администрации парка. Сейчас в павильоне сувенирная лавка, в ней я приобрел книжку о Барселоне. Правый павильон был построен для привратника.

Причудливый декор этих сказочных домиков делает их скорее скульптурными, нежели архитектурными произведениями. Парадная лестница с фонтанами ведёт в гипостильный зал известный как «Зал ста колонн». На нижней площадке лестницы помещён любимый персонаж Гауди — мозаичная Саламандра, средняя площадка украшена медальоном с четырёхполосным каталонским флагом и головой змеи, а на верхней террасе, являющейся центром всего паркового ансамбля и расположенной над гипостильным залом, находится длинная, изогнутая в форме морского змея, скамья. При создании декора этой скамьи Гауди сотрудничал с одним из своих учеников Жузепом Марией Жужолем. Именно последний создал знаменитые коллажи из осколков керамических изразцов, битого стекла и других строительных отходов, опередившие многие произведения абстракционизма и сюрреализма. Профилю скамьи была придана специальная форма, совпадающая с очертаниями тела сидящего человека. Гауди добился этого, усадив рабочего на непросохшую глину и «замерив» таким образом изгиб спины.

Лестница ведет в зал Ста Колонн, необычное помещение с волнистым сводом, который поддерживают изогнутые колонны. Свод как будто находится в постоянном движении, изгибается и двигается, перемещая колонны. Такое необычное впечатление возникает из-за волнистости форм. «Зал ста колонн» на самом деле содержит 86 дорических колонн и имеет хорошую акустику, что часто используется местными музыкантами. Его потолок, имеющий замысловатую форму, украшен мозаикой и фальшивыми замка́ми всё с той же причудливой керамической облицовкой, что и скамейка парка. Под главной эспланадой находится скрытая система ливневой канализации, использовавшейся для водоснабжения парка: вода попадала в специальную цистерну по трубам, помещённым внутри колонн. От главной площади парка и вокруг него протянута сеть пешеходных дорог и тропинок, ведущих в прогулочные аллеи, построенные Гауди из местного камня и за свой причудливый вид получившие название Птичьих гнёзд. «Гнёзда» выступают прямо из склонов холма и кажутся сросшимися с ним, а внутреннее пространство каменной галереи, организованное при помощи наклона колонн и опорных стен создаёт зачаровывающую игру перспективы. Эти каменные изваяния до того тонко выточены и так изящно изгибаются, что трудно поверить, что они не были созданы самой природой.

достопримечательностей Барселоны – Парк Гуэль, строительство производилось в 1900-1914 годах, создатель парка знаменитый архитектурный гений Антонио Гауди. Парк представляет собой сочетание садов и жилых зон, здесь можно насладиться не только красивой и загадочной архитектурой Гауди, но и природой и великолепными видами на город.

Парк Гуэль весь дышит концепцией великого архитектора, который никогда не признавал прямые линии и монотонные тона. Он стремился разнообразить свою архитектуру, придать ей красок и изгибов, чтобы она казалась естественной, гармоничной, как будто созданной самой природой. Парк Гуэльвесь такой: почти живой, на грани природной и рукотворной красоты. Формы, краски и направления сплетаются, оживляя каменные изваяния. Каждая деталь балансирует на грани настоящего и вымышленного, демонстрируя, насколько опередил Гауди свое время.

Было возведено только два дома - на деньги самого Гуэля, в качестве рекламных образцов. В одном из этих домов поселился Гауди с отцом и племянницей. Здесь он прожил 20 лет, отсюда каждый день пешком ходил на стройку Саграда-Фамилии, пока не переехал туда за несколько месяцев до смерти. В здании открыт Дом-музей Гауди, экспозиция которого содержит личные вещи архитектора, наброски для неосуществленных проектов и мебель, спроектированную им для дворца Гуэль, дома Кальвет и дома Батльо.

И Дом-музей Гауди:

На территории парка расположен Дом-музей Гауди. Он был открыт в его бывшем особняке в 1963 году Обществом друзей архитектора и содержит образцы мебели, созданной Гауди, в частности, мебель из дома Бальо и дома Мила.