ПОЗИТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ

«Теплое, положительное, прием­лющее» отношение психотерапев­та к клиенту, которое, как обнару­жил Роджерс, наиболее эффектив­но способствует его личностному росту.

Оценка гуманистической психологии. Гуманистическая психология оказа­лась действенной в нескольких отношениях. Акцент на учете богатства возможнос­тей реальной жизни действует как стимул для других подходов психологии разви­тия. Кроме того, она оказала существенное влияние на консультирование взрослых и на зарождение программ самопомощи. Она также способствовала распростране­нию методов воспитания детей, основанных на уважении к уникальности каждого ребенка, и педагогических методов, направленных на гуманизацию внутришкольных межличностных отношений (Weinstein & Alschuler, 1985).

Тем не менее в качестве научной, или генетической, психологии у гуманистической перспективы есть свои ограничения. Понятия типа самоактуализации опре­делены нечетко, их нелегко использовать в типовых исследовательских проектах. Более того, разработка этих понятий применительно к различным отрезкам жиз­ненного пути человека не завершена. Психологи гуманистического направления могут определить изменения в развитии, происходящие на протяжении курса пси­хотерапии, но они испытывают трудности при объяснении нормального человечес­кого развития на протяжении жизни. Однако не вызывает сомнения, что гуманис­тическая психология продолжает оказывать влияние на консультирование и психо­терапию, предлагая альтернативный холистический подход, критический по отношению к упрощенным объяснениям человеческого мышления и поведения.

Другие теории «Я»

Развивающееся «Я» является центральной темой нескольких теорий развития взрослых и детей. Эти теории «Я» ставят в центр Я-концепцию индивидуума, то есть восприятие им личной идентичности. Авторы этих теорий используют Я-кон­цепцию в качестве интегратора, фильтра и медиатора человеческого поведения. Они считают, что люди склонны к поведению, которое согласуется с их понимани­ем себя. Обладая Я-концепцией, взрослые в моменты кризиса или смерти любимого человека могут критически пересмотреть историю своей жизни и попытаться осоз­нать свое положение в меняющихся обстоятельствах. Как вы увидите в приложе­нии «Помощь юным матерям, находящимся в тяжелых материальных условиях», у молодых матерей мало шансов выбраться из бедности, если они не ценят себя.

Одной из теорий, ставящих во главу угла Я-концепцию, является теория разви­вающегося «Я», принадлежащая Роберту Кегану.

Часть 1. Комплексное изучение жизненного пути человека

Смысловые системы Кегана. Роберт Кеган (Kegan, 1982), опираясь на ряд теорий развития, предложил объединяющий подход к эволюции «Я», развитие ко­торого продолжается и на протяжении взрослости. Подчеркивая важность смысла в поведении человека, Кеган утверждает, что развивающийся индивидуум находит­ся в непрерывном процессе дифференциации из общей массы и в то же время пони­мания своей интеграции с более широким миром.

Кеган считает, что люди продолжают развивать смысловые системы, даже пе­решагнув во взрослость. Основываясь на идеях Пиаже и на теориях когнитивного развития, он определяет несколько «уровней становления смысловых систем», ана­логичных стадиям развития (см. гл. 9 и 15). Эти смысловые системы затем форми­руют наш опыт, организуют мышление и чувства, служат источниками нашего по­ведения.

По мере взросления наши индивидуальные смысловые системы становятся уникальными, сохраняя тем не менее общность со смысловыми системами других людей, находящихся на той же стадии возрастного развития. На каждой стадии ста­рое становится частью нового, так же как у детей конкретное понимание мира ста­новится частью исходных данных для мышления на стадии формальных операций. Согласно теории Кегана, большинство людей продолжает структурировать и реструктурировать свое понимание мира, даже шагнув далеко за тридцатилетний ру­беж. Такой взгляд достаточно оптимистичен.

Различные теории развития человека сравниваются в табл. 2-3.

На наше понимание развития человека оказал влияние еще один подход. Тео­рия, известная под названием этология, нацелена на поиск общего в поведении людей и животных.