Постулаты Бауэра и автоколебания

Фактически вся теория явлений органической жизни базируется на двух ПОСТУЛАТАХ, выдвинутых еще в 30-х годах Э.С.Бауэром: 1) постулат УСТОЙЧИВОЙ НЕРАВНОВЕСНОСТИ; 2) постулат МАКСИМУМА ВНЕШНЕЙ РАБОТЫ, как ИСТОРИЧЕСКАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ. Первый постулат Э.С.Бауэра нашел свое отражение в возникновении теории АВТОКОЛЕБАНИЙ, которая оказалась, одновременно, и ОБЩЕЙ ТЕОРИЕЙ МАШИН. Вопрос же о природе «прибавочного продукта» или «роста способности к совершению внешней работы» (на языке экономики — это РОСТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА) — лежит за рамками общей теории машин. Однако последняя является первым, но только первым шагом, к естественно-научному описанию социально-экономических систем. Читатель должен понимать, что как «автоколебания», так и подобный класс явлений — «АВТОВРАЩЕНИЕ» демонстрируют переход от движения ПОСТОЯННОГО НАПРАВЛЕНИЯ в ПЕРИОДИЧЕСКОЕ. Простое движение смычка скрипки является примером превращения однонаправленного движения смычка в систему периодических колебаний.

Только к середине нашего века ЭТОТ особый тип неконсервативных систем, совершающих периодический процесс под действием ПОСТОЯННОЙ силы или потока ОДНОГО НАПРАВЛЕНИЯ, получил свое «физическое имя», как класс «АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ». При этом оказалось, что классическое ФИЗИЧЕСКОЕ «идейное вооружение» недостаточно для описания этого класса систем.

Приведенное выше указание на то, что автоколебательные системы являются НЕРАВНОВЕСНЫМИ, НЕЛИНЕЙНЫМИ и НЕКОНСЕРВАТИВНЫМИ — дает возможность легко понять, почему Э.С.Бауэр так протестовал против применения к живым системам принципа Лешателье, который производен от классической динамики и термодинамики. Он писал: