Возможности компьютерных методов разработки и принятия решений

Современные компьютеры пока не могут решать многие задачи с неопределенными условиями и творческие задачи. Как отмечено выше, многие задачи управления СЭС являются творческими, или задачами с неопределенными условиями. Поэтому компьютеры не могут пока заменить людей, принимающих важные для жизни СЭС решения. Как только люди, принимающие важные решения будут заменены суперкомпьютерами нового поколения, способными решать творческие задачи, Человечество ждет множество опасностей, ибо контролировать такие компьютеры мы не сможем, и они будут управлять нами по неведомым нам принципам!

С другой стороны мы уже сейчас не можем решать управленческие задачи без компьютеров. Самый талантливый руководитель не способен принять обоснованные и просчитанные на длительную перспективу решения без компьютеров. Совсем недавно творческими считались задачи моделирования по известным алгоритмам, расчета многочисленных вариантов и вероятностных характеристик, сложные логические головоломки. Теперь это рутинные задачи, быстро решаемые на компьютерах. Многомиллионная армия программистов, и специалистов всех уровней ежедневно и ежечасно решает на компьютерах все новые и новые задачи, переводя их из разряда творческих в рутинные. Поучительным примером был тест разумности, предложенный в 1950 г. Аланом Тьюрингом. Он считал, что ЭВМ можно считать разумной, если она сможет вести светский разговор с человеком, подобные программы для ЭВМ могут появиться после 2000 года. Но уже в 1965 г. подобная программа «Элиза» была создана, а затем быстро усовершенствована так, что ЭВМ поддерживала светскую беседу, путем общения через клавиатуру и дисплей, и специально обученные специалисты психологи не могли отличить, с кем они общаются, с человеком или ЭВМ. Если учесть, что современные компьютеры стали в сотни раз мощнее, чем в 60-х годах и могут имитировать теперь речь и видеоизображения человека, то теперь можно решать более изощренные задачи. В частности уже создаются виртуальные человеческие образц, с которыми мы общаемся как с живыми людьми по компьютерной сети Интернет. Может оказаться, что виртуальный образ будет более интересным и симпатичным собеседником, чем реальные люди!

В настоящее время имеются следующие возможности использования компьютеров в подготовке и принятии решений для управления социально-экономическими системами:

1. Компьютерное моделирование СЭС или отдельных их составляющих. С помощью моделирования на современных компьютерах можно проследить за изменениями многочисленных взаимосвязанных параметров на длительную перспективу и влияние на них, меняющихся внешних условий. Так можно просмотреть несколько различных альтернатив развития СЭС, не подвергая ее опасным экспериментам, и выбрать оптимальный вариант. Возможности моделирования сложных СЭС быстро возрастают с увеличением мощности компьютеров и созданием новых эффективных методов компьютерного моделирования. Теперь уже можно создавать модели с видео изображениями и звуками, что ускоряет их восприятие и анализ человеком. На очереди создание виртуальных моделей СЭС, с множеством образов и их трансформацией во времени и пространстве по заданным законам.

2.Решение разнообразных оптимизационных задач методом линейного и нелинейного программирования. Без современных компьютеров уже невозможно найти оптимальное решение для многих сложных ситуаций, когда нужно быстро решить сотни и тысячи сложных уравнений и неравенств с учетом сотен взаимосвязанных параметров и начальных условий. Компьютер решает подобные задачи в тысячи раз быстрее человека и без ошибок. Оптимизация распределения ресурсов, транспортных перевозок, загрузки мощностей выполняется с помощью разнообразных методов оптимизации.

3.Поиск оптимальных стратегий в сложных условиях конкуренции и противоборства с использованием методов теории игр. Даже при малом числе игроков в сложной многофакторной игре с динамичным изменением условий игры, человек не способен найти оптимальную стратегию. Современные компьютеры уже могут лучше человека играть в шашки, шахматы, военные и другие игры с четко определенными правилами и ограничениями при любой сложности и объемах информации, непосильных для человека. Так широкомасштабная военная операция США в Ираке «Буря в пустыне» разработана на компьютерах Пентагона как компьютерная игра. Это недавний пример как в компьютерных играх гибнут мирные люди, потому что перепроверить компьютерные расчеты никто не мог.

4. Разработка оптимальных стратегий массового обслуживания, с использованием методов теории массового обслуживания. Это позволяет найти оптимальные соотношения между временем ожидания в очереди и скоростью обслуживания с минимальными затратами

5.Создание экспертных систем для решения сложных научно-технических задач в социологии, экономике, медицине, космических исследованиях, в авиации, ядерной физике, в химии и многочисленных сложных технологических процессах. Компьютеры позволяют быстро находить верные решения в сложных условиях, используя накопленные знания и опыт специалистов-экспертов. Компьютеры могут накапливать опыт, и учится на нем, находить правильные решения, опираясь на инструкции, законы и правила, находить и формулировать новые правила и законы из анализа большого объема данных.

Особенно важно применение компьютерных технологий при принятии стратегических решений, цена которых высока, вплоть до самоуничтожения. Нужно всесторонне исследовать систему, разработать ее компьютерные модели и проанализировать многочисленные сценарии развития, чтобы найти наиболее безопасные из них.

Современные мобильные и широко распространенные компьютеры превосходят человека более чем в 10 раз по скорости ввода (восприятия) информации, даже для зрения. При восприятии звука компьютер эффективнее человека в тысячи раз, а текста в сотни тысяч раз. По скорости вывода и передачи информации в виде звука человек так же уступает компьютеру в тысячи раз, а текста в сотни тысяч раз! Двухчасовую лекцию один кибер может передать другому за тысячную долю секунды и абсолютно точно! По скорости обработки цифровой и логической информации компьютеры превосходят человека в миллион раз! Значит уже сейчас роботы смогут больше и быстрее видеть, слышать, читать, считать и главное в тысячи раз быстрее учиться! Это откроет человеку новые фантастические возможности, но и грозит многими страшными бедами!