Переменные. Команда set

Переменной называется поименованное значение. В учебниках по программированию переменную обычно сравнивают с конвертом, на котором написано имя. Внутрь конверта можно положить нечто, например, определенную сумму денег — это ее значение. Как и в случае с конвертом, значение переменной можно изменить.

Для объявления переменной и одновременно для присвоения ей значения применяется команда set. Пример записи этой команды показан на следующем листинге.

rem Компилятор хелп-файлов в формате CHM

set help_compiler=c:\HTML Help Workshop\hcc.exe

Для извлечения значения переменной ее имя помещают между двумя знаками процента, как показано ниже.

rem Компилятор хелп-файлов в формате CHM

set help_compiler=c:\HTML Help Workshop\hcc.exe

rem Проект хелп-файла модуля "Склад"

set store_hpj=help\sources\store\store.hpj

rem Проект хелп-файла модуля "Продажи"

set sales_hpj=help\sources\sales\sales.hpj

rem Компилируем хелп-файлы

%help_compiler% %store_hpj%

%help_compiler% %sales_hpj%

 

Приведенный листинг показывает, в чем польза переменных.

Во-первых, они позволяют вместо длинного фрагмента (например, пути к компилятору хелп-файлов) использовать внутри командного файла синонимичный ему короткий. Как минимум, это удобно.

Во-вторых, они позволяют избежать повторения в тексте командного файла фрагментов, которые в дальнейшем могут меняться. Представьте себе, что мы переустановили Microsoft HTML Workshop в другой каталог. Если в командном файле для записи пути к нему применяется переменная, то будет достаточно исправить в командном файле только одну строку, а именно, ту в которой присваивается значение переменной help_compiler. Если бы мы писали путь к компилятору всякий раз, когда его необходимо взывать, то после изменения пути нам пришлось бы исправить каждую такую строку. В приведенном примере их две, но в реальном проекте их с таким же успехом может оказаться пять или пятнадцать, по числу хелп-файлов, которые мы хотим скомпилировать. Проблема не в том, что исправлять вручную каждую строчку тяжело (в конце концов, команды “copy” и “paste” никто не отменял), а в том, что это сильно повышает вероятность случайной ошибки.

Параметры командного файла тоже являются переменными, но от обычных переменных отличаются тем, что их значения задаются при запуске командного файла. В дальнейшем, говоря о переменных, в особенности о работе с их значениями, мы будем иметь в виду и параметры командного файла тоже, во всяком случае, в отсутствие явных оговорок на это счет.

При написании командных файлов часто применяют следующий прием: несколько значений переменных указывают рядом (или перемежая их какими-либо символами или строками), так, чтобы получить некоторое новое осмысленное значение. Пример приведен на следующем листинге.

rem Путь к компилятору хелп-файлов

set help_compiler="c:\Program Files\HTML Help Workshop\hhc.exe"

 

rem Путь к каталогу, в котором находятся проекты хелп-файлов

set project_path=e:\work\projects\help-projects

rem Вызываем компилятор для обработки конкретного проекта,

rem имя которого передаем в первом параметре

%help_compiler% %project_path%\%1.hpj

Проверка условий и выбор вариантов. Команды if и goto

Команда if позволяет выделять в командном файле группы команд, которые выполняются или не выполняются в зависимости от определенных условий. Для чего это нужно?

Проверка условия — почти необходимая мера при создании командных файлов, использующих параметры. Перед тем, как начинать работу, командный файл, вообще говоря, должен удостовериться в том, что ему передан корректный набор параметров. В противном случае велик риск, что он выполнится неверно или безрезультатно, а пользователю останется только гадать, в чем же проблема. Более того, если командный файл удаляет, перемещает или перезаписывает какие-либо данные, то при некорректных параметрах он может даже нанести ущерб.

На следующем листинге показан уже знакомый вам командный файл компиляции хелп-файла. В начало командного файла добавлена проверка первого параметра на непустоту. Обратите внимание на такую особенность синтаксиса: для операции сравнения используется сдвоенный знак равенства. Если первый параметр оказывается непустым, срабатывает команда goto, которая «перебрасывает» командный процессор к указанной метке. В данном случае имя этой метки compile. Обратите внимание, что там, где метка находится, ее имя предваряется двоеточием, а в команде goto нет. При пустом первом параметре командный процессор переходит к следующей строке, которая выдает сообщение об ошибке. А потом к следующей, которая перебрасывает его в самый конец файла к метке с именем finish.

@echo off

rem Проверяем, задан ли параметр

if not "%1"=="" goto compile

rem Если параметр пуст, выдаем сообщение об ошибке

echo Не указано имя проекта хелп-файла

rem и переходим в конец командного файла

rem к метке finish

goto finish

rem Это метка с именем compile

:compile

rem Ниже расположены команды компиляции

rem Путь к компилятору хелп-файлов

set help_compiler="c:\Program Files\HTML Help Workshop\hhc.exe"

rem Путь к каталогу, в котором находятся проекты хелп-файлов

set project_path=e:\work\projects\help-projects

 

rem Вызываем компилятор для обработки конкретного проекта,

rem имя которого передаем в первом параметре

%help_compiler% %project_path%\%1.hpj

rem Это метка с именем finish

:finish

Скажем прямо, предложенный способ проверки параметра не самый удачный.

Во-первых, если пользователь по ошибке укажет в качестве параметра имя несуществующего файла, командный файл этим удовлетворится и предпримет попытку компиляции. Более правильный способ — проверить, существует ли такой файл в действительности. Для этого в языке команд MS-DOS предусмотрено специальное слово exist. Поэтому лучше было бы написать: if exist %1.hpj goto compile.

Во-вторых, активное использование команды goto (т.н. безусловного перехода) и меток сильно запутывают код. Технически они ничем не плохи, но отлаживать и сопровождать командный файл, написанный в таком стиле, довольно неудобно. Поэтому программисты издавна считают безусловный переход приемом нежелательным. Ниже показан более правильный, с точки зрения стиля программирования, структурированный вариант, в котором используется конструкция if…else. Работает она так: если условие истинно, выполняются команды в скобках после if, а если ложно, то в скобках после else.

@echo off

rem Проверяем, задан ли параметр

if not exist %1.hpj (

rem Если параметр пуст, выдаем сообщение об ошибке

echo Такого проекта хелп-файла не существует.

) else (

rem Ниже расположены команды компиляции

rem Путь к компилятору хелп-файлов

set help_compiler="c:\Program Files\HTML Help Workshop\hhc.exe"

rem Путь к каталогу, в котором находятся проекты хелп-файлов

set project_path=e:\work\projects\help-projects

rem Вызываем компилятор для обработки конкретного проекта,

rem имя которого передаем в первом параметре

%help_compiler% %project_path%\%1.hpj

)

Обратите внимание на отступы от левого края. Они необязательны, но делают текст командного файла более читабельным.

Приведем еще один пример работы с проверками. Следующий командный файл создает каталог с именем help-files (предположим, для выгрузки в него скомпилированных хелп-файлов). При этом, если каталог с таким именем уже существует (и в нем, вероятно, находятся старые хелп-файлы, которые не хотелось бы терять: вдруг новые окажутся хуже?), командный файл присваивает ему расширение bak. Но если каталог help-files.bak уже существовал, то командный файл его удаляет (будем считать, что одной резервной копии нам хватит).

if exist help-files.bak rd help-files.bak

if exist help-files ren help-files help-files.bak

md help-files