рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Учебно-методический комплекс дисциплины Риторика

Учебно-методический комплекс дисциплины Риторика - раздел Науковедение,   Министерство Образования И Науки Российско...

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

М.Г. Соколова

 

Риторика

Учебно-методический комплекс дисциплины

по направлению подготовки «Филология (русский язык и литература)» очной и заочной формы обучения

 

 

Тольятти 2010

(808.5:80) (075.8) ББК 83.7:80

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины ................................

1.1. Глоссарий .....................................................................................................

Курс лекций ............................................................................................................

Тема 1 ...................................................................................................................................

Тема 2 ...................................................................................................................................

Тема 3 ...................................................................................................................................

Тема 4 ...................................................................................................................................

Тема 5 ...................................................................................................................................

Тема 6 ...................................................................................................................................

Тема 7-8 ................................................................................................................................

Тема 9 ...................................................................................................................................

Материалы для контроля знаний .....................................................................

Контрольный тест по дисциплине «Риторика» .....................................................

Примерный перечень тем для выступлений ..................................................................

Критерии оценки доклада ..............................................................................................163

Критерии оценки ораторской речи .....................................................................165

Приложение 1. План риторического анализа текста ................................................165

Приложение 2. Пример анализа риторических средств ....................................166

Приложение 3. Тексты для анализа .....................................................................169

Приложение 4. Материалы для дискуссий (дебатов) ........................................184

 


Пояснительная записка

В преподавании риторики требуется преобладание активных форм обучения, изучение теории (науки) с правилами построения речи, обязательное изучение… В лекционном курсе занятий содержатся теоретические основы риторики: общей –… Практические семинары предполагают обсуждение научной литературы по каждой из тем, а также составление и написание…

Глоссарий

Адресант –отправитель речи: говорящий/пишущий. Адресат– получатель речи: слушающий/читающий. Аргументирующая речь – речь, основной целью которой является убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном…

Логос –словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла.

Образ ритора – центральное понятие риторики, сознательно выстраиваемая совокупность внешних и внутренних характеристик говорящего или пишущего,… Общая риторика – общие закономерности речевого поведения, действующие в… Общие места (топосы)– способы аргументирования, своеобразные смысловые модели, знание которых подсказывает, как…

Разговорность стиля -речевая естественность, установка на непринуждённое личное общение с адресатом, равновесие речевой формы и возможностей её восприятия на слух.

Расположение (dispositio) - построение композиции частей содержания.

Рассуждение - тип речи, в котором исследуются предметы или явления, доказываются определенные положения. Классический метод построения речи-рассуждения – хрия.

Рациональные аргументы – аргументы, основанные на фактах, логических операциях – топосах.

Речевая ситуация – сложный комплекс внешних условий общения и внутренних состояний общающихся, представленных в речевом произведении, направляемом адресату.

Речевой этикет – система устойчивых формул общения, предписываемых обществом для установления речевого контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности в соответствии с их социальными ролями и ролевыми позициями, взаимными отношениями в официальной и неофициальной обстановке. Р.Э. – набор средств доброжелательного, вежливого общения в ситуациях обращения, привлечения внимания, просьбы, знакомства, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, приглашения, совета, предложения, отказа, одобрения, комплимента, сочувствия, соболезнования и т.п.

Ритор –участник речи (устной и письменной), создающий аргументативные высказывания для убеждения аудитории.

Риторика– наука о мысли и речи. Она содержит теоретические правила и практические рекомендации о том, как нужно говорить и писать, организовывать речевое общение, создавать мысль, выражать ее в словах. Р. – искусство речи (не только сумма знаний, но и техническая выучка, умение владеть речью). Р.– теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной, уместной, эффективной и т.д. Р. – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует формированию всей личности человека, прежде всего его идеологии, знаний, способности выражать и защищать свою позицию словом. Это основа для формирования профессиональной личности специалиста. Р.– учение о правилах и нормах ведения речи в разных видах словесности современного информационного общества (Аннушкин В.И.) . Классические определения риторики содержат следующие идеи: риторика - искусство находить способы убеждения относительно данного предмета речи; риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить.

Словесность – весь массив произведений словесности.

Слововыражение (elocutio) - раздел риторики, в котором рассматриваются средства и приёмы словесного выражения содержания речи.

Софистика – предполагает, доказывая, решить в свою пользу, ввести в обман и угодить, применять силлогизмы и софизмы, т.е. уловки в доказательстве. Цель софистики – добиться выигрыша в споре, сохраняя видимость доказательства.

Спор – столкновение взглядов на один и тот же предмет.

Тезис – главная мысль автора, составляющая смысловой стержень его выступления. Тезис должен быть кратким и легко воспроизводимым. Тезис должен быть понятным как аудитории, так и самому ритору. Тезис должен быть приемлемым для аудитории. Тезис должен быть интересным и актуальным. Формулировка тезиса должна быть проблемной. Очевидные и бесспорные суждения тривиальны.

Троп (от греч. tropos – повтор, оборот речи) – употребление слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, т.е. использование слов (словосочетаний, предложений), называющих один объект для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отношением.

Фигура риторическая (от лат. figura – очертание, образ, изображение, оборот речи) – необычные синтаксические обороты речи, служащие её украшению.

Хрия –это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), порядок расположения аргументации в систему.

Частные риторики изучают законы эффективной речи, действующие в одной из таких сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна, - в областях «повышенной речевой ответственности» (дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организационная деятельность, социальная помощь и журналистика, торговля и услуги и т.д.).

Эвфемизмы – мягкие, более вежливые выражения, которые употребляют, чтобы не вызвать дискомфорт у собеседника, не обидеть его.

Экспрессивность – намеренная выразительность речи за счёт взаимодействия в содержательной стороне языковой единицы, высказывания, текста, оценочного и эмоционального отношения говорящего или пишущего к тому, что происходит во внешнем или внутреннем для него мире.

Эпидейктическая речь - речь торжественная, произносимая в речевых ситуациях особого рода: на юбилеях, других торжественных актах, на съездах партий или просто на вечеринках, тогда, когда люди собираются, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников или просто приятно провести время вместе. Главная функция и общая цель – воодушевление и сплочение аудитории.

Эристика – предполагает преследовать свою пользу, презирать оппонента и не считаться с силлогистикой, т.е. последовательностью в развитии мысли (логосом). Целью эристики является утверждение своей точки зрения любыми путями.

Этические аргументы – аргументы, как правило, основанные на приеме «превращайте обсуждение идей в обсуждение людей». Он заключается в том, что хвалят или критикуют носителя идеи (личность говорящего), а потом уже и саму идею. Эти аргументы еще называют «к доверию/ к недоверию».

Этос – нравственная позиция оратора, готовящегося своей речью подвигнуть людей на определенные действия, призвать к изменению взглядов, отношения к предмету речи. Это и те условия, которые получатель речи предлагает ее создателю. Эти условия касаются времени, места, сроков ведения речи, и этим определяется содержание речи.


 

КУРС ЛЕКЦИЙ С КРАТКИМ ИЗЛОЖЕНИЕМ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 1. Риторика как учение о речи.

План

§ 1. Исторические корни риторики. Определения риторики в античных и русских классических учебниках.

§ 2. Риторика в составе наук о речи.

§ 3. Классификации ораторских выступлений. Роды и виды современной словесности.

Исторические корни риторики. Определения риторики в античных и русских классических учебниках.

Риторика возникла в Древней Греции примерно в V веке до н.э. как инструмент демокра­тии. Риторика определялась как искусство убеждения речью (на Народном суде, где рассматривались гражданские тяжбы, Народном собрании, где решались политические и судебные вопросы, и Торжественном собрании). Риторика дошла до нас в виде речей греческих и римских орато­ров и научных трудов Горгия, Протагора, Аристотеля («Риторика» в 3-х книгах), Платона («Диалоги»), Феофраста, Деметрия, Цицерона, Квинти­лиана («Об образовании оратора» из 12 книг). Приведем наиболее важные идеи из классических трудов по риторике.

Классические определения риторики

Аристотель

«Риторика- искусство находить способы убеждения относительно данного предмета речи».

 

Общая риторика насчитывает следующие разделы:

- образ говорящего;

- изобретение – содержание речи;

- композиция – расположение;

- стиль речи - слововыражение и произношение;

- речевые эмоции (настроение аудитории).

Цицерон и Квинтилиан

«Риторика есть искусство хорошо и украшенно говорить».

Общая риторика включает 5 разделов, показывающих, как создается и реализуется речь:

1. И з о б р е т е н и е (inventio) - создание замысла речи относительно содержания.

2. Р а с п о л о ж е н и е (dispositio) - построение композиции частей содержания.

3. С л о в о в ы р а ж е н и е (elocutio), которое проявляется более всего в отборе слов и в синтаксическом построении фразы (в фигурах речи).

4. П а м я т ь (memoria) – способы запоминания и подготовки к воспроизведению речи.

5. И с п о л н е н и е (actio) - произношение или написание речи, телодвижение и мимика, внешность оратора.

М. В. Ломоносов

 

«Риторика – наука, учение о красноречии». Составные части риторики: оратория – учение о прозе; поэзия – учение о стихотворстве.

«Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать...».

«Красноречие - искусство, способность, умение, совокупность текстов оратории и поэзии».

«Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению» (Цит. по: Аннушкин 2006: 14).

Н.Ф. Кошанский

Словесность[1] - «способность выражать мысли и чувствования: проза – предмет частной риторики; поэзия – предмет пиитики (поэтики)».

Общая риторика- «наука изобретать, располагать и выражать мысли, и в особенности руководство к познанию всех прозаических сочинений (частная риторика)» (Аннушкин 2006: 15).

Частная риторика:

- разговоры (философские, драматические);

- письма (деловые, литературные);

- повествования (анекдоты, жизнеописания, летописи, некрологи, повести);

- ученость (ученые сочинения);

- ораторство (торжественное, политическое, судебное, духовное).

Красноречие (ораторство) – практика риторики.

Современные определения риторики

В.И. Аннушкин

«Риторика – искусство речи (не только сумма знаний, но и техническая выучка, умение владеть речью)». «Риторика – теория и практика совершенной речи: убедительной, украшенной,… «Риторика – учение о речевом воспитании личности. Поскольку в речи выражен весь человек, риторика способствует…

Ю.В. Рождественский

Словесность – «весь массив произведений словесности». А «произведение словесности» – «отдельное законченное высказывание, когда замысел автора полностью выражен доступными ему средствами и принят адресатами речевой коммуникации, которым данное высказывание предназначалось».

Риторика – «учение об обществе, связанном речью», риторика есть «искусство управления общественными процессами».

«Искусство риторики есть инструмент развития стиля жизни. Стилевая задача новой риторики состоит в понимании и пользовании всеми видами слова, а не только публичной устной речью» (Рождественский 2006: 333, 335).

А.К. Михальская

Риторика – «это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи».

Общая риторика – «общие закономерности речевого поведения, действующие в различных ситуациях общения, сферах деятельности, и практические возможности использования их для того, чтобы сделать речь эффективной» (Михальская 1996: 32, 35).

Оратория – «особый раздел общей риторики – теория и практика ораторской речи» (Михальская 1996: 35).

«Частные риторики изучают законы эффективной речи, действующие в одной из таких сфер профессиональной деятельности, где роль слова особенно важна, - в областях «повышенной речевой ответственности» (дипломатия и медицина, педагогика и юриспруденция, административная и организационная деятельность, социальная помощь и журналистика, торговля и услуги и т.д.) (Михальская 1996: 40).

Коммуникативно-риторическая научная школа Т.А. Ладыженской

В центре современной риторики – «обучение эффективному общению; человек, который общается, общающийся человек».

Эффективное общение – «это результативное общение, при котором реализуется коммуникативное намерение, коммуникативная задача (интенция) как практического, так и духовного плана» (Ладыженская 1997: 90).

Риторика в составе наук о речи.

Как лучше добиться мастерства речи с позиций культуры, классической традиции – предмет риторики. Как справедливо пишет М.Н. Кожина, современная риторика «опирается на… § 3. Классификации видов красноречия (частных риторик)

Роды и виды красноречия в современной практике

М.Р. Львов

Современная классификация ораторских речей по целевой установке

Говорящего

Речевая структура общества (роды и виды современной словесности) ( Рождественский 2006: 334) 1. УСТНАЯ РЕЧЬ 1.1.…

Тема 2. Образ ритора. Взаимодействие оратора и аудитории.

План

§ 1. Речевая ситуация. Понятия образ ритора, оратора. Ораторские нравы.

§ 2. Язык телодвижений.

§ 3. Рекомендации оратору.

§ 4. Адресат речи.

Речевая ситуация. Понятия образ ритора, оратора. Ораторские нравы.

Компоненты речевой ситуации: кто – кому – о чем – почему – зачем – как – каким способом – где – когда – в каком социуме – в каком этносе (адресант –… Этот комплекс, с одной стороны, порождает речь, а с другой – отражается в речи… Ритор –«участник речи (устной и письменной), создающий аргументативные высказывания для убеждения аудитории» (Аннушкин…

Язык телодвижений

Кинесика- жесты, мимика. Проксемика – наука, изучающая пространственное положение собеседников, их… Окулесика – язык глаз.

Рекомендации оратору

Адресат речи

Тема 3. Изобретение. Классификация топосов.

План

§ 1. Инвенция (изобретение). Понятие топоса. Классификация топосов:

Топос «определение».

Топос «свойства».

Топос «целое и части».

Топос «род и вид».

Топос «имя».

Топос «сравнение».

Топос «причина и следствие».

Топос «время и место».

Топос «свидетельство и пример».

§ 2. Смысловая схема речи.

§ 3. Изобретение аргументов к данному тезису.

Инвенция (изобретение). Понятие топоса. Классификация топосов.

Изобретение - рождение замысла, создание идей, содержания речи. Изобретение основано на топосах – способах аргументирования, «своеобразных смысловых моделях, знание которых подсказывает, как развернуть мысль о предмете речи» (Аннушкин В.И.).

Топос «определение»

Определить - значит указать существенные черты определяемого предмета и отличить его от сходных предметов. Всякое определение дается через возведение слова к общеродовому понятию, которое затем требует индивидуальной конкретизации.

 

Определяемое понятие Родовое понятие Существенные признаки
Роза - это растение 1) с красивыми крупными душистыми цветками; 2) со стеблем, обычно покрытым шипами.

Метафорическое определение: роза – «дитя зари» (А.С. Пушкин).

Топос «род и вид»

Родом называется класс предметов, который содержит в себе другие классы.

Видом называется класс предметов, который содержится в роде - более широком классе.

Определяемое понятие Виды Дополнительные классификации
Роза Дикий шиповник, махровая садовая роза Алая, белая, чайная и т.п.

Топос «свойства, качества, характеристика»

Качества —существенные, характерныеособенности предмета, определяющие его цельность и строение и проявляющиеся с большей или меньшей интенсивностью.

Определяемое понятие Свойства, качества, функции
Лев Внешние свойства: грива, шерсть желто-бурого цвета, большая пасть, страшные когти, хвост длинный, тонкий, с клочком волос на конце, сила, ловкость и др. Характер: великодушие часто бывает следствием трусости. Другие свойства: живет до 20-25 лет, ударом лапы перебивает хребет лошади, ежедневно ему нужно 25 фунтов мяса и др.

 

Топос «целое и части»

Топос определения нередко переходит в описание частей предмета или явления. Большинство объектов нашего внимания могут быть представлены как целое, а затем рассмотрены по частям.

Целое Части
ТГУ на данный момент 8 институтов, 6 факультетов, 53 кафедры, студенты и преподаватели, 16 научных школ, аспирантура, докторантура, научная библиотека, 3 общежития, 8 спортивных залов и бассейн, 2 столовые, 12 буфетов и т.д.

Топос «имя»

Именем называется слово (или заменяющий его знак), обозначающее предмет в его качествах, свойствах или признаках. Устанавливает связь между признаками, качествами понятия и его названием. Имя – обращение к происхождению или смыслу слова.

Слово Его происхождение Связь между именем и признаками понятия.
Риторика от греч. «рео» - «говорю, лью, теку» Передает идею речи свободной, плавной, увлекающей за собой, как течение реки. Русские слова «река» и «речь», «реку» (говорю) одного общего индоевропейского корня. Речь прекрасная освежающая, чистая, утоляющая духовную жажду, соединяющая людей, как река соединяет берега, - вот идея риторики, отраженная в самом названии этой науки. Каждый из нас способен владеть такой речью, и этому учит риторика (А.К. Михальская).

 

Топос «сравнение»

Существуют две разновидности сравнения: 1) уподобление – сходство объектов, обладающих одинаковыми свойствами, качествами, признаками или образом действия; 2) противопоставление – сравнение или сопоставление объектов по свойствам, признакам или качествам, которые выступают как взаимно отрицающие или несовместимые.

Объект сравнения Эталон сравнения Объединяющие признаки
Женщина - это цветок «нежность, хрупкость и красота», «требует бережливости и восхищения» (И.Ильин).

Топос «причина и следствие»

Причина и следствие – событие или действие, которое вызывает или влечет за собой другое событие или действие.

«Веерная» разновидность топоса, когда определяется набор причин одного явления или его возможных следствий (Михальская 1996: 150):

Пример:

Почему же нужно учиться риторике?

1) Потому что говорим мы много, но делаем это плохо.

2) Потому что недостаточно владеть языком – нужно владеть и словом, речью.

3) Потому что риторика учит людей понимать друг друга, а отсутствие взаимопонимания чревато конфликтами как внутри семьи, так и внутри народа, и между народами.

4) Потому что владение словом дает возможность каждому выразить себя – свою неповторимость как личности... (А.К. Михальская)

«Цепная» разновидность топоса, когда ряд умозаключений «от причины к следствию» составляет рассуждение и приводит к некоему выводу. Пример: Погода сегодня плохая, поэтому транспорт плохо ходит; чтобы не опоздать, надо выйти заранее.

Топос «время и место (обстоятельства)»

Большинство предметов, явлений, людей можно представить в определенном времени и месте. Всякий предмет имеет свою историю, биографию. Поэтому можно построить рассуждение о прошлом, настоящем и будущем предмета речи, можно привести конкретные подробности, детали, позволяющие наглядно представить слушателям конкретную ситуацию. Рассмотрим, как можно развить содержание речи, используя данный топос.

Недавно я встретил (когда? где?) своего старого знакомого (как долго знакомы? сколько не виделись?), который рассказал (почему рассказал?) мне... На прошлой неделе, когда я ехал на дачу, на автостанции, я увидел своего старого приятеля, с которым вместе когда-то работал и которого не видел более 20 лет. Естественно, стали спрашивать друг друга, как дела, какие новости. И он, представляете, рассказал мне... (И.А. Стернин)

Топос «свидетельство и пример»

Подкрепление своего мнения словами авторитетного лица. Это может быть цитата, удачный афоризм. Свидетельство показывает и самого оратора с выгодной стороны, поскольку являет его эрудицию.Пример привлекает яркой конкретикой, наглядностью.

Смысловая схема речи

(Заимствовано из учебника Михальской А.К. Основы риторики: мысль и слово: учеб. пособие для учащихся. –М.: Просвещение, 1996. – С. 162-165.)

Август – астры,

Август – звезды,

Август – грозди

Винограда и рябины

Ржавой – август!

Полновесным, благосклонным

Яблоком своим имперским,

Как дитя, играешь, август.

Как ладонью, гладишь сердце

Именем своим имперским:

Август! Сердце!

Месяц поздних поцелуев,

Поздних роз и молний поздних!

Ливней звёздных –

Август! – Месяц

Ливней звёздных.

Марина Цветаева

       
 
розы (юг, Рим)
 
виноград (юг, Рим)


грозди
плоды
сад
цветы

царское дитя
сердце года
имя месяца царственного, имперского
молнии
имя императора Рима
небо
  август

астры (север, Россия)
звёзды (лат.aster – звезда)
рябина (север, Россия)
яблоко
форма
поцелуй

 

Изобретение аргументов к данному тезису

 
 

 

 


Рациональные аргументы – аргументы, основанные на фактах, логических операциях – топосах.

Этические аргументы – аргументы, как правило, основанные на приеме «превращайте обсуждение идей в обсуждение людей». Он заключается в том, что хвалят или критикуют носителя идеи (личность говорящего), а потом уже и саму идею. Эти аргументы еще называют «к доверию/ к недоверию».

Патетические (эмоциональные) аргументы воздействуют на эмоции, личные интересы и потребности убеждаемого, указывают на последствия его действий с точки зрения пользы или вреда, выгоды или её отсутствия.

Приведем примеры аргументов всех типов и видов к данному тезису (использована методическая разработка профессора А.К. Михальской):

Тезис: «Изучение риторики необходимо».

Тип аргументов: «к делу» (рациональные).

1) факты: «Современный человек проводит в устном общении более 65% рабочего времени. Расход чистого времени на беседы у среднего человека составляет… 2) топика: 1 – определение: «Современная риторика - это практический опыт 2,5 тысячелетий, отлитый в чеканные формы риторического…

Тип аргументов: «к говорящему» (этические).

1 – компетентность, профессионализм: «Вы спросите: какие у меня основания утверждать, что риторике нужно учиться? Отвечу: было время, когда я, как и… 2 – к оппонентам: «Те, кто отрицает всякую нужду в риторике, кто против ее…

Тип аргументов: «к аудитории» (патетические).

1 –аргумент страха (палочный аргумент): «Все современные (образованные, культурные) люди считают, что риторика нужна, и не жалеют сил на ее… 2 – аргумент пользы (аргумент к кошельку): «Каждый хочет получить и сохранить… 3 –похвала аудитории (exortatio): «Я уверена, что столь образованные и современные люди, как вы, в состоянии…

Тема 4. Расположение. Композиция речи (зачин, основная часть, концовка).

План

§ 1. Диспозиция (расположение).

§ 2. Виды и функции вступления. Виды и функции заключения.

§ 3. Типы речи.

§ 4. Рассуждение. Построение речи по хрии.

§ 5. Расположение аргументов в систему.

§ 1. Диспозиция (расположение)

Р а с п о л о ж е н и е (dispositio) - построение композиции частей содержания:

Вступление:

1) вступление как обращение

2) формулировка и изъяснение темы речи

Основная часть:

3) описание

4) повествование

5) рассуждение, доказательство

6) опровержение

Заключение:

7) –8) резюмирование аргументов и постановка эмоциональной точки.

Виды и функции вступления

Функции:

1) вызвать внимание аудитории;

2) установить взаимопонимание и доверие;

3) подготовить аудиторию к восприятию речи.

Виды:

1) естественные, когда оратор практически сразу приступает к изложению темы;

2) искусственные, внезапные:

v обращение к событию, месту, времени;

v пробуждение любопытства, парадокс;

v обращение к борьбе, конфликту, противоречиям, различиям во мнениях;

v обращение к жизненным интересам слушателей, к тому, что волнует их ежедневно;

v демонстрация какого-либо предмета;

v рассказ о своем личном опыте, случае из вашей жизни, о прочитанном или услышанном вами;

v цитирование знаменитостей, исторический эпизод;

v ссылка на общедоступный и общеизвестный источник информации;

v риторический вопрос, проблемный вопрос и ответ на него.

Виды и функции заключения

Функции:

1) суммировать сказанное, сделать выводы;

2) воодушевить чувства слушателей, призывать их к действию.

Виды:

v подытоживающее повторение;

v обобщающий вывод;

v иллюстрация (сравнение, притча, аллегория, пример);

v обязывающее (побуждающее) или впечатляющее утверждение (цитата, афоризм, поговорка);

v юмористическое замечание;

v похвала аудитории.

 

ТИПЫ РЕЧИ

     

Рассуждение. Построение речи по хрии.

Хрия –это краткое рассуждение, модель доказательства тезиса (афоризма), порядок расположения аргументации в систему.

Традиционный порядок хрии таков:

1) Приступ (вступление), который может содержать обращение, похвалу аудитории или теме, похвалу автору афоризма, взятого в качестве темы.

2) Определение, или ясное и точное толкование темы (парафразис).

3) Причина, объясняющая, почему данное положение верно.

4) Опровержение, т.е. доказательство от противного.

5) Сравнение (пояснение мысли сравнением или уподоблением).

6) Пример (подтверждение мысли примером).

7) Свидетельство (подтверждение данного положения мыслью из авторитетного источника).

8) Заключение (вывод).

Расположение аргументов в систему.

      Нисходящая аргументация – аргументация от наиболее сильных аргументов (вначале) к менее сильным (в конце). Например:…

Тема 5. Языковое оформление публичной речи. Языковые средства выразительности.

План

§ 1. Элокуция (слововыражение). Понятие риторического тропа и фигуры. Классификация фигур. Описание некоторых тропов и фигур, речевых жанров, приёмов, в которых используются данные тропы и фигуры:

1) Антитеза.

2) Оксюморон.

3) Риторический повтор.

4) Анафора.

5) Эпифора.

6) Градация.

7) Парадокс.

8) Афоризм.

9) Каламбур.

 

§ 2. Характеристика публицистического стиля.

§ 1. Элокуция (слововыражение) - раздел риторики, в котором рассматриваются средства и приёмы словесного выражения содержания речи. Проявляется более всего в отборе слов (тропах) и в синтаксическом построении фразы (в фигурах речи).

 

 

           
   
ЭЛОКУЦИЯ
 
 
 
   

 


Приведённые тропы и риторические фигуры детально рассматриваются в других лингвистических и литературоведческих курсах и описаны во многочисленной литературе. Например: Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты/ Под ред. А.П. Сковородникова. - М., 2005; Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика: Курс лекций. Словарь риторических приемов. - Ростов н/Д, 1999; Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб. пособие для учащихся 10-11 кл. - М., 1996. – С. 213-244; Москвин В.П. Стилистика русского языка. Теоретический курс. – Ростов н/Дону, 2006 и др.; Дроняева Т.С. Стилистика современного русского языка: Практикум. – М., 2006. – С. 177; Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1966.

В связи с этим здесь рассмотрим лишь наиболее распространенные в риторических текстах средства выразительности.

ТРОП (от греч. tropos – повтор, оборот речи) – употребление слова (словосочетания, предложения) не в прямом, а в переносном значении, т.е. использование слов (словосочетаний, предложений), называющих один объект для обозначения другого объекта, связанного с первым тем или иным смысловым отношением.

ФИГУРА риторическая (от лат. figura – очертание, образ, изображение, оборот речи) – необычные синтаксические обороты речи, служащие её украшению.

АНТИТЕЗА (от греч. antithesis – противоположение) – фигура, построенная по принципу контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний и т.п. От оксюморона антитеза отличается тем, что для неё не характерно слияние воедино противоположных понятий: Ученье - свет, а неученье – тьма; Легко подружиться, тяжело разлучиться.

ОКСЮМОРОН (от греч. oxymoron – остроумно-глупое) – фигура, состоящая в соединении двух не просто контрастных, но противоречащих друг другу по смыслу слов, связанных определительными отношениями. В О. в результате соединения несовместимых с логической точки зрения понятий рождается новое сложное понятие или представление: Тишинастоит из века в век – синяя, громовая, густая (Ю. Кузнецов).

ГРАДАЦИЯ (от лат. gradatio – постепенное повышение) - фигура, состоящая из ряда словесных компонентов: слов, словосочетаний, предложений, расположенных в порядке их возрастающей или убывающей смысловой и/или эмоциональной значимости. Г. сочетает в себе сопоставление по сходству и по контрасту: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым (С. Есенин); корыто – изба – терем – царские палаты (А. Пушкин); Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша (А. Солженицын).

ПОВТОР – 1) синонимический повтор – фигура «прибавления», когда в тексте одно и то же явление, лицо, признак или целая мысль могут быть названы несколько раз по-разному. С. п. представлен синонимическими рядами: Что ж ты скис, захандрил и поник (В. Высоцкий); 2) лексический повтор – разновидность повтора и плеоназма, сущность которого состоит в том, что в синтаксической конструкции несколько раз повторяется синтаксическая позиция с одним и тем же лексическим наполнением: Дак что ж это, а?.. Что ж это?.. Что ж это? Как стоял в полусогнутой позе, так и остался стоять до этого растерянно бессмысленного вскрика... (Ю. Бондарев).

АНАФОРА (от греч. anaphora– вынесение вверх), или единоначатие – фигура, заключающаяся в повторении тождественных элементов (звуков, морфем, слов или сочетаний слов) в начале нескольких (чаще параллельных) отрезков речи: Не все равно России, кто сядет на Енисее. Не всё равно Сибири, кто протянет свою длань над самым мощным её ломтем. Не все равно краснодарцам, кто станет вершить дела у них дома, либо привнося в этот дом разумный лад, трудолюбие и устроение, либо умножая сумбур, безобразие и раздоры (Зав., 1998).

ЭПИФОРА (греч. epiphora – добавка; epi - после; phora - несущий), или концовка – фигура, заключающаяся в повторении одинаковых элементов в конце нескольких (чаще параллельных) отрезков речи: Досталась им буханка светлого хлеба – радость! Сегодня фильм хороший в клубе – радость! Двухтомник Паустовского в книжный магазин привезли – радость!(А. Солженицын).

ПАРАДОКС (от греч. paradoxos – неожиданный, странный) – суждение, на первый взгляд, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению: Трус умирает много раз, храбрец – только однажды (В. Шекспир). Один из основных способов создания П. – антитеза: Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей (Ф. Тютчев). П. нередко противоречит какому-либо распространенному мнению: Прочесть дневник человека – это наименее надёжный способ узнать о нем правду (Л. Дарелл).

АФОРИЗМ (от греч. aphorismos – краткое изречение, определение, разграничение) – разновидность универсальных высказываний, содержащая стремящуюся к истине и полученную обобщением глубокую, законченную мысль о каком-либо явлении действительности: Человек, который много согрешил, всегда умен

(М. Горький). А., как правило, состоит из двух частей: конкретной мысли и итогового заключения. Иногда эти компоненты нерасчленимы. В А. чаще всего используются антитеза, параллелизм, градация, анафора, риторический вопрос и др. фигуры: Знание смиряет великого, удивляет обыкновенного и раздувает маленького человека (Л. Толстой) – градация; Все разнообразие, вся прелесть, вся красота жизни слагается из тени и света (Л. Толстой) – анафора; Бедные люди – красивые, а богатые – сильные (М. Горький) – антитеза и параллелизм.

КАЛАМБУР (от франц. calembour) – разновидность языковой игры с установкой на комический эффект, конструктивную основу которой составляют стилистические фигуры, опирающиеся на такие отношения в лексике, как полисемия, омонимия, антонимия и паронимия: Если история повторяется, значит у нее склероз (АиФ, 2000) – полисемия; Народ был, народ есть, народ будет есть(КП, 1991) - омонимия; Поклон сужает горизонт, но расширяет перспективы (ЛГ, 1995) – антонимия; В спорах вырождается истина (ЛГ, 2002) – паронимия.

Характеристика публицистического стиля

Языковое выражение стилевых черт: Разговорность стиля -речевая естественность, установка на непринуждённое… Диалогичность – речевая демонстрация взаимодействия автора с адресатом. Выступление должно представлять собой как бы…

Тема 6. Произнесение. Техника речи.

План

§ 1. Дикция и артикуляция.

§ 2. Интонационно-выразительные средства речи.

§ 3. Пауза и логическое ударение. Литературная ритмика слова.

§ 4. Орфоэпия. Орфоэпические ошибки.

§ 5. Некоторые нормы ударения.

Дикция и артикуляция

Риторика – наука о живом, звучащем слове. Произнесение речи - последний этап деятельности ритора. Важной частью курса риторики являются упражнения по технике речи и орфоэпии. Рассмотрим основные параметры произнесения (техники речи).

Дикция – степень отчетливости и ясности произношения. Хорошая дикция связана с чёткой артикуляцией.

Артикуляция – работа органов речи, их движения, необходимые для образования того или иного звука.

Улучшить дикцию можно с помощью артикуляционной гимнастики, разучивания скороговорок и других специальных упражнений.

Интонационно-выразительные средства речи

ИК – интонационные конструкции (Русская грамматика 1980) ИК-1 Он верн1улся. (Цифрой выделен центр ИК). Я живу в Толья1тти. __… Запомните: 1) Постоянные концовки без понижения, не имеющие специальной смысловой нагрузки (так называемая «висячая интонация»),…

Логическая пауза и логическое ударение

Психологическая пауза – это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. По выражению К.С. Станиславского,… Логическое ударение – выделение тоном голоса и силой выдыхания главного по… Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)

Орфоэпия

Орфоэпия – совокупность специфических норм устной речи – произношения и ударения (Аванесов 1989: 642).

Понятие произношения охватывает прежде всего звуковую систему языка, состав основных звуков языка, их качество, их изменения в определенных фонетических условиях (Аванесов 1989: 642).

Ударениемназывается звуковое выделение одного из слогов слова (Аванесов 1989: 642).

Некоторые нормы современного русского литературного произношения

Гласные

Согласные

1. Помни о процессах оглушения и озвончения согласных: - в конце слова: снег – сне[К] (оглушение); - на стыке двух согласных и при тесном слиянии с последующим словом: сладкий – сла[Т]кий (оглушение перед глухим…

Орфоэпические ошибки

Некоторые нормы ударения

Тема 7-8. Специфика публичных выступлений различных типов.

План

§ 1. Требования к информационной речи.

§ 2. Требования к эпидейктической речи.

§ 3. Требования к аргументирующей речи.

§ 4. Критерии оценки речей различных типов.

Требования к информационной речи.

Требования к информационной речи (Сопер П. 1998) 1. Актуальность темы. Речь должна быть построена с учетом интересов… 2. Конкретность в целом и в частностях. «Любой предмет, если его объяснить наиболее просто и конкретно, станет понятен…

Требования к эпидейктической речи

1. Призыв к чувствам слушателя. Она должна затрагивать глубоко личные струны человеческой души, объединять, поднимать настроение. Путь к этому… 2. Необходимо наличие конкретного материала, в котором бы отразилась… 3. Учет «фактора адресата»: Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится у данной аудитории.

Критерии оценки речей различных типов

1) Кто говорит? 2) Кому говорит? 3) При каких обстоятельствах?

Тема 9. Риторика диалога. Теория и практика спора.

План

§ 1. Общие правила ведения диалога.

§ 2. Полемический диалог: спор – диспут – полемика - дебаты. Требования к тезису. Софизмы (уловки) в споре.

§ 3. Правила спора.

Общие правила ведения диалога

1. Говорящему предписывается доброжелательное отношение к собеседнику, запрещается своей речью наносить ему ущерб, оскорбление, обиду,… 2. Говорящему предписывается соблюдать вежливость по отношению к адресату. … 3. Говорящему не рекомендуется ставить себя в центр внимания, предписывается быть скромным в самооценках, не…

Полемический диалог: спор – диспут – полемика - дебаты. Требования к тезису. Софизмы (уловки) в споре.

Спор – столкновение взглядов на один и тот же предмет. Диспут (от лат. disputare– обсуждать, спорить) – разновидность публичного… Дискуссия (от лат. discussio – рассмотрение, исследование) – одна из форм спора как словесного состязания, это обмен…

Ошибки и софизмы в споре

1) Ошибки в тезисе являются нарушением логического закона тождества: «Любая мысль в процессе данного рассуждения должна сохранять одно и то же… а) Отступление от тезиса - мы взялись доказывать один тезис, а на самом деле… б) Подмена тезиса, основанная на смешении значений слов, сужении или расширении объема понятий. Приведем софизм-шутку,…

Правила спора

    Контрольный тест по дисциплине «Риторика»

Тестовое задание 1. Риторика возникла примерно

1. в V в. до н.э.

2. в I в. до н.э.

3. в I в. н.э.

4. в III в. н.э.

Тестовое задание 2. Риторика возникла в Древней Греции как искусство

1. хорошо говорить

2. убеждать

3. логически рассуждать

4. украшать речь

Тестовое задание 3. Риторика в Средние века понималась как искусство

1. хорошо говорить

2. убеждать

3. логически рассуждать

4. украшать речь

Тестовое задание 4. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. Ораторика – раздел риторики.

2. Риторика и ораторика – тождественные понятия.

3. Риторика рассматривает отношения людей через речь.

4. Риторика не может быть сведена только к устной публичной речи.

Тестовое задание 5. По сферам употребления выделяют несколько жанров академического красноречия. Определите, что не относится к академическому красноречию:

1. лекция вузовская, школьная

2. научный доклад

3. агитаторское выступление

4. научно-популярная лекция

Тестовое задание 6. Главная задача информативной речи

1. сообщить сведения, информацию аудитории

2. убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе

3. призвать к необходимости определенных действий

4. воодушевить и сплотить аудиторию

 

Тестовое задание 7. Главная задача развлекательной речи

1. сообщить сведения, информацию аудитории

2. развлечь слушателей

3. призвать к необходимости определенных действий

4. воодушевить и сплотить аудиторию

Тестовое задание 8. Основная задача агитационной речи

1. сообщить сведения, информацию аудитории

2. убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе

3. призвать к необходимости определенных действий

4. воодушевить и сплотить аудиторию

Тестовое задание 9. Основная задача эпидейктической речи

1. сообщить сведения, информацию аудитории

2. убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе

3. призвать к необходимости определенных действий

5. воодушевить и сплотить аудиторию

Тестовое задание 10. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Слушатели не должны ощущать структуру выступления, так как это будет отвлекать их внимание.

2. Слушатели должны ощущать структуру выступления, так как они привыкли к трехчастной композиции.

3. Слушателей раздражает, когда оратор говорит во-первых, во-вторых, в-третьих…

4. Слушателей отвлекает от речи нарушение логической последовательности.

Тестовое задание 11. Выпишите номера правильных утверждений:

1. В малоподготовленной аудитории вступление должно быть кратким.

2. В высокообразованной аудитории вступление должно быть развернутым.

3. Концовка-кульминация всегда хорошо запоминается слушателями.

4. Юмористическая концовка действенна в любой аудитории.

Тестовое задание 12. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. Во вступлении обозначается проблема и увязывается с интересами слушателей.

2. Пробуждение любопытства – универсальный способ привлечения внимания.

3. Обращение к конфликту, борьбе – универсальный способ привлечения внимания.

4. Вступление нужно в малоподготовленной аудитории.

Тестовое задание 13. Чего не должен делать оратор в конце выступления?

1. Повторять основные положения доклада.

2. Извиняться, что из-за нехватки времени не все вопросы были освещены.

3. Благодарить слушателей за внимание.

4. Говорить аудитории комплименты.

Тестовое задание 14. Найдите правильное утверждение:

1. Концовка необходима только для больших выступлений.

2. Концовка необходима в любом публичном выступлении.

3. Вывод должен быть развернутым.

5. Вывод с перечислением (итак, во-первых, во-вторых…) неэффективен, плохо воспринимается аудиторией.

Тестовое задание 15. Выпишите номер правильного утверждения:

1. Благодарность за внимание эффективна, если оратор конкретизирует, за что он благодарен аудитории.

2. Извиняясь перед аудиторией за то, что не смог все охватить, оратор улучшает впечатление аудитории о себе.

3. Если у слушателей нет вопросов, значит, им все понятно и выступление было удачным.

4. Концовка необходима только для больших выступлений.

Тестовое задание 16. Выпишите номер правильной концовки:

1. Вот и все, что я хотел вам сказать.

2. Вот и все. К сожалению, я очень многое не рассказал, потому что у меня было мало времени.

3. До свидания. Хотелось бы, чтобы в следующий раз вы меня внимательно слушали. Аудитория у вас невнимательная.

4. Итак, сделаем вывод …

Тестовое задание 17. Выпишите номер правильной концовки:

1. Все. До свидания.

2. А в заключение расскажу вам анекдот, который я недавно услышал…

3. Благодарю вас за внимание. Приятно было у вас выступать.

4. У меня все. Извините, если я говорил слишком долго.

Тестовое задание 18. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. Речевые ошибки оратора ставят под сомнение его общую компетентность и образование.

2. Речевые ошибки оратора ставят под сомнение его компетентность в обсуждаемой проблеме.

3. Правильность речи – это владение говорящим нормами литературного языка.

4. Уместность речи – это отбор и организация языковых средств с учетом аудитории.

Тестовое задание 19. Что относится к паралингвистическим средствам выразительности?

1. тропы

2. фонетическое благозвучие

3. риторические фигуры

4. мимика, жесты, пантомима

 

 

Тестовое задание 20. «Словесному оформлению мысли» соответствует этап

1. инвенция

2. диспозиция

3. акция

4. элокуция

Тестовое задание 21. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. Коммуникативная позиция говорящего – это степень его влиятельности в общении.

2. Коммуникативная позиция – это место его расположения относительно собеседника в процессе общения.

3. Образ говорящего - то, каким предстает говорящий для слушателей в содержании речи, словах, произношении, телодвижении.

4. К ораторским нравам относят честность, образованность, скромность, предусмотрительность, ответственность, решительность и др.

Тестовое задание 22. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Комплименты не имеют противопоказаний.

2. Улыбчивого собеседника воспринимают как несерьезного.

3. Улыбчивого собеседника воспринимают как носителя положительных качеств.

4. Одежда ярких цветов снижает доверие к оратору.

Тестовое задание 23. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Первая фраза выступления должна быть продумана заранее.

2. Первая фраза выступления должна быть импровизационной.

3. Заключительная фраза должна быть выделена интонационно.

4. Заключительная фраза должна быть заранее подготовлена и отрепетирована.

Тестовое задание 24. Найдите правильное утверждение

1. Оратор должен быть высоко эмоционален в ходе выступления.

2. Оратор должен быть умеренно эмоционален в ходе выступления.

3. Оратор должен быть мало эмоционален в ходе выступления.

4. Жесты должны быть взволнованными и высоко эмоциональными.

Тестовое задание 25. Выпишите номер правильного утверждения:

1. Главную мысль надо сформулировать и повторить 2-3 раза.

2. Главная мысль не должна быть выражена оратором прямо, надо подвести к ней слушателей, но не формулировать вывод за них.

3. Повторение главной мысли в устной речи ухудшает ее восприятие.

4. Заключительная фраза должна быть импровизационной.

Тестовое задание 26. Выпишите номер правильного утверждения:

1. Оратор может сидеть за столом во время выступления.

2. Нельзя, чтобы за спиной во время выступления были движущиеся предметы или люди.

3. Эффективно выступление на фоне букета цветов.

4. Чем громче говорит оратор, тем лучше.

Тестовое задание 27. Найдите неправильное утверждение:

1. Повтор обращения к собеседнику или к аудитории усиливает коммуникативную позицию.

2. Повтор обращения только раздражает собеседника.

3. Снижая себя в глазах собеседника, мы укрупняем собеседника.

4. Классический стиль одежды символизирует компетентность.

Тестовое задание 28. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Собеседнику надо преимущественно смотреть в глаза.

2. Оратор должен выбрать в аудитории симпатичное лицо и все рассказывать этому слушателю.

3. Надо смотреть во время выступления на всех слушателей, разбив аудиторию по секторам.

4. Экстравагантный стиль одежды хорошо воспринимается творческими людьми.

Тестовое задание 29. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Оптимальная длительность выступления –10-20 мин.

2. Оптимальная длительность выступления – 45 мин.

3. Оптимальное соотношение: одно выступление – 1 мысль.

4. Максимальное время ответа на вопрос слушателя – 5 минут.

Тестовое задание 30. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Конкретные дополнительные детали в устном выступлении усиливают речевое воздействие.

2. Конкретные дополнительные детали в устном выступлении ослабляют речевое воздействие.

3. Выразительность речи оратора определяется ее интонационным разнообразием.

4. Выразительность речи оратора зависит от его эмоциональности.

Тестовое задание 31. Что призван подчеркнуть внешний вид оратора?

1. характер

2. профессионализм

3. происхождение

4. принадлежность к определенной социальной группе

Тестовое задание 32 . Выпишите номера правильных утверждений:

1. Тезис – это мысль, высказанная оратором.

2. Тезис – это мысль, которую оратор старается обосновать.

3. Для гуманитариев эффективна индуктивная подача материала.

4. Для представителей точных и естественных наук эффективна индуктивная подача материала.

 

Тестовое задание 33. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. Аргументы – это утверждения, подтверждающие тезис.

2. Аргументы – это публичные утверждения оратора.

3. Аргументы должны приводиться в системе.

4. Причина и следствие – разновидность логических аргументов.

Тестовое задание 34. Найдите неправильное утверждение:

1. Порядок приведения аргументов может быть произвольным, главное, чтобы они относились к тезису.

2. Топы есть то общее (идеи, положения, факты), которое одинаково понимается и принимается участниками диалогов.

3. Топы - это логические способы, операции развертывания мысли, темы в целое произведение.

4. Аргумент « к кошельку» - разновидность патетических аргументов.

Тестовое задание 35. «Композиционному построению частей выступления» соответствует этап

1. инвенция

2. диспозиция

3. акция

4. элокуция

Тестовое задание 36. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. Индуктивная аргументация – от фактов к выводам.

2. Дедуктивная аргументация – от фактов к выводам.

3. Односторонняя аргументация своей позиции предполагает приведение либо только аргументов «за», либо только аргументов «против».

4. Двусторонняя аргументация – доказательство «от противного», когда оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента.

Тестовое задание 37. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Надо иметь при себе записи, но пользоваться ими как можно реже.

2. При подготовке выступления надо сначала записать собственные мысли, а потом читать литературу.

3. При подготовке выступления сначала надо почитать по теме.

4. Надо репетировать выступление целиком.

Тестовое задание 38. Выпишите номер неправильного утверждения:

1. В доброжелательной аудитории эффективна нисходящая аргументация.

2. В доброжелательной аудитории выводы надо формулировать эксплицитно.

3. В критически настроенной аудитории эффективна восходящая аргументация.

4. В критически настроенной аудитории эффективна односторонняя аргументация.

 

 

Тестовое задание 39. Выпишите номера правильных утверждений:

1. Для молодёжной аудитории неинтересны личные оценки оратора.

2. В молодежной аудитории темп речи должен быть быстрым.

3. В аудитории старшего возраста надо апеллировать к истории.

4. В аудитории старшего возраста надо говорить эмоционально.

Тестовое задание 40. Определите, в каком случае аргументация построена неверно:

1. Молодежь убеждают бросить курить через аргумент к здоровью.

2. Стариков убеждают бросить курить через аргумент к здоровью.

3. Среднее поколение убеждают вкладывать средства в дополнительные пенсионные фонды, чтобы обеспечить старость.

4. Молодежь убеждают отказаться от наркотиков для того, чтобы получить хорошую работу.

Тематика рефератов

2. Прагматические принципы общения: принцип кооперации. 3. Прагматические принципы общения: принцип вежливости. 4. Современные тенденции языкового развития.

Требования к написанию реферата

Реферат – краткое научное исследование по предложенной теме, выполненное на основе нескольких исходных текстов, объединенных общей темой и сходными проблемами исследования. Составление реферата базируется на умении самостоятельно отбирать литературу и составлять библиографию, конспектировать исходные тексты.

Структура реферата:

- титульный лист;

- оглавление;

- введение – актуальность и значимость темы, цель работы;

- собственно реферативная часть, раскрывающая суть выбранной темы;

- выводы;

- список использованной литературы (ссылки на Интернет-источники обязательны). В список включается только та литература, с которой студент действительно работал при написании реферата.

Оформление реферата

Реферат представляется в печатном варианте (А 4, 1,5 интервала, 14 кегль, объем 10-15 страниц).

 

 

Примерный перечень тем для выступлений

Информационная речь

1. «Разрешите представиться!..» (речь-самопрезентация).

2. «Я – докладчик» на профессиональную тему или тему, связанную с личным увлечением, интересами. Напр.: «О новинках в мире компьютерных программ», «Новые методы борьбы с гололедом», «Экология г. Тольятти», «О бабочках», «О самом крупном алмазе в мире», «О причинах жестикуляции во время речи», «Искоренение преступности», «О взаимоотношениях с родителями», «Почему в браке уходит любовь?», «О реках России», «О традициях, связанных с празднованием...», «Распространение христианства на Руси», «Народы Поволжья», «В глубины океана», «Туризм на рубеже веков», «Языки мира: судьбы языков», «Русский язык в славянском мире», «Жизнь выдающихся людей», «Перспективы генетики», «Крупнейшие университеты Европы», «Гуманитарные науки в высшей школе», «Современный аэропорт», «Роль СМИ в современном обществе», «Ценностные ориентации современной молодёжи в России» и т.п.

Убеждающая речь

1. Человек управляет судьбой или судьба человеком? 2. Должны ли все заниматься спортом? 3. Необходимо ли быть модным человеком?

Темы – тезисы и афоризмы

1. Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему числу людей (Д. Дидро).

2. Талант великих душ есть узнавать великое в других людях (Карамзин).

3. Едва ли есть высшее наслаждение, как наслаждение творить (Гоголь).

4. Высшая и самая характерная черта нашего народа – это чувство справедливости и жажда ее (Достоевский).

5. Чтобы переварить знания, надо поглощать их с удовольствием.

Примерный перечень тем для поздравительной речи

1. Поздравление друг другу с днем рождения (поступлением в институт, защитой диплома и др.).

2. Поздравление родителей, родственников, друзей, знакомых с юбилеем свадьбы, Новым годом, Пасхой, Днем защитника Отечества, Международным женским днем, Днем весны и труда и т.п.

3. Поздравление коллег с завершением ответственной работы.

4. Поздравление студенческой группы со сдачей сессии.

5. Поздравление со свадьбой.

6. Поздравление с рождением ребенка.

7. Поздравление на крестины.

8. Поздравление учителя с Днем знаний.

9. Поздравление с началом школьной жизни первоклассников.

10. Поздравительная речь в адрес любимой вещи (сумки, телевизора, любимого кресла, подоконника, на котором вы любите сидеть в перерыве, ручки, футболки и т.д.).

11. Поздравление в адрес вашего университета (на торжественном собрании в честь юбилея), старейшего преподавателя факультета, любимого учителя, любимого актера, певца, музыкальной группы и т.п.

12. Похвальная речь на открытии памятника Белому Биму, футбольному мячу, телевизору, лавочке у подъезда, компьютеру, Волку и Зайцу из мультфильма «Ну, погоди!» и т.п.

13. Тост за своего верного и преданного друга, не раз выручавшего вас в трудную минуту; за свою необыкновенно добрую бабушку, равной которой нет в мире; за свою компанию, которая вся в полном составе пришла поздравить вас с днем рождения; за гостеприимство родителей вашего сокурсника, к которому вы пришли.

 

Критерии оценки доклада

1. Умение найти актуальную проблему, представляющую интерес в плане научной новизны. Доклад носит характер: – самостоятельного исследования – 10 баллов; – дискуссионный – 8 баллов;

Примерный план риторического анализа текста

(Львов 2002: 229-230)

1. Общая характеристика текста: устный или письменный, вид красноречия – политическое, судебное, деловой документ, поэтическое произведение и др.

2. Жанр и предметное воплощение: письмо, лекция, надпись на стене, речь на митинге, телеграмма, спектакль, монолог в спектакле и т.п.

3. Характеристика содержания: жизнеописание, текст закона, разговор друзей, рассказ о событиях, описание и др.

4. Анализ дискурса: ситуация жизни, события до и, возможно, после; кто говорит, кому, с какой целью, при каких обстоятельствах и пр.

5. Что известно об авторе, уровне его интеллекта, духовном складе?

6. Кто предполагаемый адресат, на какой уровень восприятия и понимания ориентировано высказывание и т.п.?

7. В каком стилистическом ключе построен текст, какими средствами выражена стилистическая принадлежность?

8. Композиция, построение речевого произведения, сюжетные линии и пр.

9. Характеристика риторических средств: фигуры, тропы, фразеология, афоризмы, монологи и диалоги, архаизмы, диалектизмы и пр.

10. Соблюдение нормы культуры речи. Особенности авторского стиля речи.

11. Если возможно – сведения о восприятии текста, степени его воздействия на читателей и слушателей, разночтениях, оценках, влиянии произведения на развитие науки, искусств, культуры (театральные и кинематографические интерпретации, создание произведений живописи и пр.).

12. Ответ на три вопроса: что хотел сказать автор; что сказал; что сказал намеренно (Н. А. Ипполитова).

 

 


Приложение 2

Пример анализа риторических средств

(А.А. Волков «Слог и стиль»: Интернет-ресурс: http://www.portal-slovo.ru/)

Народ… От частого и бессовестного употребления слово это так истерлось, истрепалось и выцвело, что теперь почти невозможно определить его истинное значение. Но, по счастью, жив еще сам народ – униженный и обманутый, обворованный и оболганный, – русский народ еще жив” (Иоанн Крестьянкин).

Выбор и сочетание слов. В примере используются фигуры слов: антилогия – соединение в одно целое слов с различным несовместимым значением, создающее парадоксальный смысл: частое и бессовестное употребление; синонимия с градацией – использование ряда синонимов, каждый из которых усиливает значение предыдущего: истерлось, истрепалось и выцвело; экзергазия

повтор (часто с усилением) синонимических оборотов или словосочетаний: униженный и обманутый, обворованный и оболганный.

Выбор и сочетание слов в первом предложении содержит противопоставление. Слова первой части предложения – синонимический эпитет к отглагольному существительному (“частого и бессовестного употребления”) – указывают на действие и, следовательно, на деятеля, часто и бессовестно употребляющего слово “народ”. Слова второй части предложения (придаточного изъяснительного) относятся к образу автора и содержат параллелизм: “частое и бессовестное употребление” – “истинное значение”, “так истерлось, истрепалось и выцвело” – “что невозможно определить”.

Таким образом, противопоставление охватывает все предложение: оно начинается на уровне отдельного словосочетания и завершается на уровне сложноподчиненной конструкции. Действительно, второе предложение, в свою очередь, противопоставлено первому: эпитеты слова “народ” – страдательные причастия (“униженный и обманутый, обворованный и оболганный”) связаны с эпитетом первой части фразы как претерпевание с действием. Фраза образует противительный период – фигуру антитезу с рамочной конструкцией слов: “народ” – “жив”. В этой фигуре слово “народ” противостоит реальности народа, ложное слово как обман и кажимость – истине как жизни.

Расположение слов и конструкций. В примере использован ряд фигур мысли, которые определенным образом оформляют высказывание, выделяя особенности строя мысли автора.

Пример начинается словом “Народ…”, которое оторвано от последующей фразы и представляет собой начало намеренно прерванной мысли. Но это слово повторяется в последнем предложении уже в составе завершенной мысли. Эта риторическая фигура, называемая эллипсом, создает наложение (аппликацию) мыслей: одна мысль течет как бы в подводном русле, а на поверхность выходит другая, чтобы впоследствии слиться с первой в завершении фразы.

Другой фигурой, характерной для примера, является дважды использованный хиазм: фраза строится таким образом, что ее смысл развертывается не от начала к концу, а влево и вправо от центра, левая и правая части конструкции зеркально отражают друг друга и могут быть связаны как причина и следствие или как-нибудь иначе. В первом предложении часть конструкции “от частого и бессовестного употребления” стоит перед словом “слово”, во втором предложении параллельная ей по смыслу часть стоит после слова “его”: “истинное значение”; ближе к центру слева стоят слова: “так истерлось, истрепалось и выцвело” и “что теперь почти невозможно определить”, которые уже непосредственно связаны по смыслу и синтаксически. Так получается зеркальная структура параллельных элементов: 2–1-1–2, которая создает смысловой и одновременно фонетический ритм предложения.

Во втором предложении использован вариант хиазма эпанодос (превращение); здесь слова первого предложения повторяются в обратном порядке во втором: “жив еще сам народ” и “русский народ еще жив”: 1–2-3–4-4–3-2–1. Между этими частями стоят слова: “униженный и обманутый, обворованный и оболганный”, которые, образуя в составе конструкции фигуру парантезу (вставку), сами по себе также являются хиазмом: “униженный” параллельно “оболганный”, “обманутый” параллельно “обворованный”, поскольку унижен тот, кто оболган, и обманут тот, кто обворован. Такой разрыв синтаксических или семантических связей, создающий неожиданные смысловые группировки слов, называется в риторике силлепсом.

Благодаря использованию фигур речи фраза получает смысловую глубину и строится нелинейно, поскольку связи ее элементов образуют сложное смысловое пространство.

Ритм речи. Разделим пример на смысло-ритмические группы так, как он должен, членясь паузами, произноситься в ораторской речи.

«Народ…//

1.
а. От частого и бессовестного употребления //

б. слово это / так истерлось, истрепалось и выцвело //,

2.
а. что теперь почти невозможно /

определить его истинное значение.//

1.
а. Но, по счастью, //

б. жив еще /сам народ – //

2.
а. униженный и обманутый, /обворованный и оболганный, // –

б. русский народ /еще жив”.

Фрагмент состоит из двух предложений ― сложных периодов. В каждом периоде выделяются две части: (1) тема, или протасис, то, что предлагается как данное, и (2) рема, или аподосис, то, что предлагается как новая информация. В каждой части периода выделяются смысловые ядра, колоны (а, б). Части периодов соотносятся по числу ударений. В результате от начала к концу фрагмента убыстряется темп следования ритмически соотнесенных и образующих рассмотренные выше фигуры групп слов, что и создает эффект динамики речи.

Приложение 3

Тексты для анализа

                   

Текст 2

Речь А.А. Ширвиндта на юбилее З.Е. Гердта

В эпоху великой победы дилетантизма всякое проявление высокого профессионализма выглядит архаично и неправдоподобно. Гердт – воинствующий… Не будь он артистом, он был бы гениальным плотником или хирургом. Гердтовские… Не будь он артистом, он был бы поэтом, потому что он не только глубоко поэтическая натура, он один из немногих…

Текст 3

БЫТЬ РУССКИМ!

Иоанн Крестьянкин

... Помним ли мы, знаем ли мы, что значит быть русским? Что для этого надо? Достаточно ли для этого иметь соответствующую запись в паспорте, или… ... Сегодня людям вновь пытаются навязать мировоззрение, в котором нет места… Любим ли мы язык наш благозвучный и сильный, как грудь славянина, богатый и разнообразный, как обитаемая им страна?…

Текст 4

                   …  

Ервым взял слово Владимир Путин.

Текст 5 Как стать счастливым?

Анна Романова

Можно ли научиться быть счастливым? Можно, но при одном условии – этого надо по-настоящему захотеть. Однозначно счастливы те люди, которые принимают… Увы, нас не сделают навсегда счастливыми успех или богатство. Мы добиваемся… ЧТО ЖЕ МЕШАЕТ НАМ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ?

Текст 6

Как вести себя в толпе?

Специалисты утверждают, что паника в толпе часто становится опаснее стихийного бедствия или аварии, ее вызвавших. Остановить бегущую толпу очень… Анатолий Гостюшин в «Энциклопедии экстремальных ситуаций» дает несколько… Почувствовав, что вас вовлекает в массу людей, застегните или снимите верхнюю одежду, выбросите сумку или зонтик. В…

Текст 7

Из первой речи против Катилины

Марк Туллий Цицерон

Таковы времена! Таковы наши нравы! Все понимает Сенат, все видит консул, а этот человек еще живет и здравствует! Живет? Да если бы только это! Нет,… В самом деле, достойнейший Публий Сципион, великий понтифик, убил ведь Тиберия…

Текст 8

Послание к римлянам, глава 12

Святого апостола Павла

2. и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и… 3. По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более,… 4. Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело,

Текст 9

« Что есть талант?»

Елена Астапенко, студентка гр. Жур - 401

Вступление

Что такое талант? Что каждый из нас понимает под этим весьма абстрактным понятием? Какова его природа, смысл? Он есть у всех или только у избранных? На мой взгляд, этими и другими подобными вопросами задавались, задаются и будут задаваться все творческие люди. /.../

Определение

Талант – это присущие от рождения определенные способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Учёный Говард Гарднер в книге «Рамки ума» выделил 7 типов таланта: 1) вербально-лингвистический; 2) цифровой; 3) пространственный; 4) физический; 5) личностный; 6) межличностный и 7) талант окружающей среды. Так, вербально-лингвистический отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам. Цифровой характерен для математиков. Пространственный присущ дизайнерам и художникам. Физическим талантом наделены спортсмены и танцоры. Личностный (его также называют эмоциональным) отвечает за то, что человек говорит сам себе. Люди с межличностным талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами. А талантом окружающей среды бывают наделены дрессировщики, земледельцы.

Причина

Несмотря на желание исследователей заковать такое сложное понятие, как «талант», в определенные рамки, ограничить его конкретными сферами и названиями, мы всё равно никогда не сможем точно и с уверенностью на сто процентов сказать о конкретном человеке: имеет ли он эти врожденные способности или нет. Свою точку зрения, безусловно, может выразить каждый, но она всегда будет субъективной. Потому что на одно и то же произведение искусства – если мы рассматриваем его как результат проявления таланта – бывает множество мнений, вплоть до противоположных. Ведь «сколько людей, столько и мнений». (Например, совсем недавно наша сокурсница Алина пыталась понять: театр абсурда – это бессмысленный пародийный текст или же произведения талантливых авторов?)

Доказательство от противного

Если представить, что талантом обладают все, то как объяснить тот факт, что есть люди, которые упорно творят, производят большое количество, условно назовём, продукта, но не получают признания. А если и получают, то скорее за старания. Простейший пример: на конкурсе чтецов мой одноклассник выразительно прочитал стихотворение из двух четверостиший и получил первое место. А девочка из параллельного класса монотонно бубнила поэму в течение получаса, и ей дали только третье.

Если же предположить, что способностями одарили лишь избранных, то получается, как у Марины Цветаевой: этот дар ниспослан нам свыше и мы не имеем права использовать его в личных и корыстных целях. Он должен служить общему и вечному.

Думаю, при размышлениях над этим вопросом не стоит забывать, что все мы «совсем не плоские», а очень даже многогранные личности и развивать надо самые разные свои стороны, не тормозя «самоё себя» на чём-то одном. По мнению некоторых психологов, в этом случае зачастую помогает резкая смена вида деятельности.

Пример

Талант - это не всегда, как у Моцарта, с самого раннего детства. Иногда раскрытия следует терпеливо ждать. А иногда он проявляется там, где о нём даже не помышляли: показательна в этом плане уже ставшая хрестоматийной история: «Мальчика, которого учителя признали малоспособным к наукам тугодумом, шутливо утешал его дядюшка: «Не всем же быть учеными. Кому-то нужно и сапоги шить». Этого «бедного» мальчика звали Альберт Эйнштейн».

Второй пример (из области спорта) важен для осознания обязательного невмешательства в процесс творчества: «Молодой тренер, опаздывая на занятия в Институт физкультуры, пошёл проходным двором. Там играли в баскетбол мальчишки. После неловкого броска мяч застрял между кольцом и щитом. Тренер уже совсем было прошёл мимо, как вдруг осознал: что-то необычное случилось... Он не сразу понял, что именно, но потом зрительная память восстановила прыжок мальчишки, который достал мяч. Прыжок, пронзительно лёгкий, свободный, исполненный без малейшего усилия... Молодой тренер понял: в этом мальчике – его судьба.

- Хочешь стать олимпийским чемпионом? – спросил он мальчишку.

- Хочу.

- Тогда держись меня. Я – твой тренер.

Он повёл мальчика к тренерам сборной, и когда те увидели, как он прыгает, поняли, что золотая олимпийская медаль наша. Правда, огрехов в технике прыжка у мальчика было многовато, но это их не огорчило. Решили, что как только огрехи будут устранены, он станет прыгать еще лучше!..

И они стали учить мальчика прыгать правильно.

И добились своего.

Но на Олимпиаде он проиграл всем».

Вторая история поучительна тем, что напоминает нам: любое заёмное знание – это ограничитель. Оно мешает увидеть новое и всегда пытается вписать это новое в пределы уже освоенного.

Свидетельство

Отражение этого мнения можно видеть в высказывании Карло Досси: «талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть – из памяти и на одну треть – из воли».

Об опасности потерять способности говорил Андре Моруа: «Я своими глазами видел, как богатство погубило талант не одного музыканта и художника. Участи этой удаётся избегнуть лишь тем, кто, разбогатев, продолжает трудиться так же, как во времена бедности».

Цитата же Василия Осиповича Ключевского навевает образ Данко из произведения Максима Горького «Старуха Изергиль»: «Талант – искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим».

Заключение

Вернёмся к вопросу: что же есть талант? Не претендуя на истинность, я могу лишь предложить своё восприятие явления. Это фраза, которую я услышала совсем недавно, но с которой вполне могу согласиться: «Способность пробуждать чувства в других людях... возможно, именно это и есть то, что называют талантом».


Приложение 4

Материалы для дискуссий (дебатов)
Предложите свои комментарии современных тенденций языкового развития, используя материалы приводимых ниже текстов и конкретные собственные примеры.

Раскрепощение (демократизация) речи

Б. «В русском языке появилось слишком много сленговых слов. И это явление я считаю признаком бескультурья. На примере великих русских классиков мы… Я бы сказал так: глубокая мысль порождает глубокий язык, поверхностная мысль…

Огрубление речи. Распространение обсценной (нецензурной) лексики в разговорной речи, художественной литературе

Ученые-лингвисты и психологи могут достаточно глубокомысленно объяснять, что причины ругани «так или иначе связаны с проблемами общения и… Я думаю все же, что все эти причины – вторичны. Как, впрочем, вторична и еще… Так что же делать? Где выход? Как избавить речь от грязи?

Бурное развитие молодежного жаргона

Жаргонизмы не наносят вреда языку, если они в нем – лишь вкрапления, элементы стилевого разнообразия, средства, создающие шутку, иронию. Но когда… В этой связи уместно привести мнение известного советского специалиста в… «…В разъяснительной работе языковедов, социологов, психологов и педагогов мнимые опасности «жаргонизации» (в связи с…

Засилье англоязычных слов

Что же касается «микронутриентов», то, пользуясь тем же методом обратного перевода в англолатынь, можно вычислить, что это «микропитательные… Процесс обратного перевода – положи назад, откуда брал, а теперь скажи своими… Вопрос о том, обогащают ли иноязычные заимствования родную речь, решается не теоретически, а практически. Если…

Профессия – палач

Вернёмся к главному. Ирина Кац апеллирует к христианским ценностям как к высшей для неё инстанции, и я стою рядом с ней. Казнь - это месть.… Каждому стороннику смертной казни я бы задавал один-единственный, но…

В полемическом задоре

Я по образованию технарь, но общий интерес к теме сформировал у меня убеждение, что осуществление справедливости (лат. юстиция) граждане делегируют… В ранние века родственникам убитого прямо вменялась обязанность кровной мести.… Я, конечно, понимаю, что фраза «вынесение судом смертного приговора есть совершение умышленного убийства группой лиц…

– Конец работы –

Используемые теги: Учебно-методический, Комплекс, дисциплины, риторика0.051

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Учебно-методический комплекс дисциплины Риторика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ по дисциплине EUR 1106 - Экология и устойчивое развитие ООД 1 Учебно-методическое пособие по дисциплине Экология и устойчивое развитие / – Астана: Изд-во ЕНУ
Евразийский национальный университет им Л Н Гумилева... Кафедра Управления и инжиниринга в сфере охраны окружающей среды...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Наименование дисциплины: Философия
Утверждено на заседании Ученого совета факультета Финансы протокол от апреля г Декан факультета Финансы... Тематика курсовых работ не... Тестовые задания...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина Информатика
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования... ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ сервиса ПВГУС...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС учебной дисциплины «Российское конституционное право»
Государственное образовательное учреждение... Высшего профессионального образования... Южный Федеральный Университет...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Государственное образовательное учреждение... высшего профессионального образования... САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ... УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ МОДУЛЯ Введение в профессию Социальная работа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ... Федеральное государственное бюджетное образовательное... Высшего профессионального образования...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС по дисциплине АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Башкирский государственный университет... УТВЕРЖДЕН...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС По дисциплине Статистика Для всех экономических специальностей
Казахский национальный технический университет ИМЕНИ К И САТПАЕВА... Институт Экономики и бизнеса...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Социология
Им М Утемисова... Утверждаю Декан факультета истории и права Гиззатов С М...

0.031
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам