Рекомендации оратору

1. Голос 1. Громкий голос при прочих равных условиях всегда дает преимущество его обладателю, особенно в публичной речевой деятельности. 2. Говорение только тихое или только громкое вызывает одинаково впечатление однообразия. 3. Оратор должен изучить диапазон голоса и знать предел его верха и низа (потолок и дно). 4. Надо культивировать средний по высоте, обычный для оратора голос, не требующий напряжения. 5. Оратора следует предостеречь от торопливости, от неоправданного ускорения темпа речи. Вырабатывать следует прежде всего медленный и ровный темп.
2. Взгляд «Глазной контакт» – последовательный перевод глаз с одного слушателя на другого с необходимой (не очень длительной) остановкой взгляда на разных слушателях (Аннушкин 2006: 224). Ошибки: 1) «бегающий» взгляд; 2) «упертый» в одного слушателя взгляд; 3) «отсутствующий» взгляд; 4) выступление, глядя в пол, на ноги, в окно, в потолок, на воображаемую линию горизонта.
3. Стойка. Осанка. Поза. Позы – фиксированные, статичные положения тела, принимаемые человеком. Позу можно рассматривать как застывший жест. Ноги – основа ораторской позы. «Одна нога опорная, другая слегка выдвинута вперед. Возможен перенос тяжести тела с одной ноги на другую вследствие различного смысла речи: вперед – при внутреннем движении к аудитории (например, приветствии), назад – при обороне, защите, внутреннем отступлении». Плечи– расправлены, спина – прямая, «тело «посажено на колок», шары – под мышками» (Аннушкин 2006: 223). Для эффективного общения позы должны быть о т к р ы т ы м и, ноги и руки не скрещены, грудная клетка открыта, подбородок слегка приподнят. З а к р ы т ы е позы – руки и ноги скрещены, руки закрывают грудную клетку, подбородок опущен, человек стоит к собеседнику боком. А в т о р и т а р н ы е позы демонстрируют превосходство говорящего над собеседником, стремление оказать на него давление; высокий социальный статус (Стернин 2003: 52).
4. Мимика и жест Правила жестикуляции: 1. Жест должен быть непроизвольным. 2. Жестикуляция должна быть умеренной. 3. Желательно вносить разнообразие в жестикуляцию. 4. Жест должен отвечать своему назначению.  
5. Движение 1. Следует приближаться к слушателям (ходите по аудитории, наклоняйтесь к слушателям, если вы выступаете с возвышения, подходите к самому его краю). 2. Походка должна быть ровной, размеренной, без ускорений. 3. Подбородок при ходьбе надо держать вверх, что создает впечатление уверенности в себе. 4. Не следует при ходьбе держать руку или руки в карманах. 5. Следует следить за манеризмами – навязчивыми, непроизвольными, однообразными движениями: почесывание, человек трогает себя за нос или за уши, поправляет волосы или одежду, откидывает голову назад, резким движением отбрасывает волосы со лба, подергивает плечом, комкает что-либо в руках, покачивается вперед-назад, из стороны в сторону, нервно смеется или все время улыбается, морщит нос, таращит глаза, засовывает руки в карман и позвякивает мелочью, гремит ключами в кармане (Стернин 2003: 123-124).
6. Организация пространства Оратору в аудитории лучше стоять, он должен быть хорошо виден. Оратор, который стоит перед слушателями: - демонстрирует уважение к аудитории; - создает постоянное напряжение для себя; - лучше чувствует время; - энергичнее говорит. «Пространственные зоны»: интимная (от 15 до 46 см), куда разрешается проникать только лицам, с кем мы находимся в тесном эмоциональном контакте; личная зона (до 1,2 м) – расстояние, разделяющее нас в дружеском общении; социальная зона (до 3,6 м) – на таком расстоянии обычно держимся в официальном общении с людьми, которых не очень хорошо знаем; общественная зона (более 3,6 м) – адресация к большой группе людей (Пиз 1992: 35).
7. Внешний вид Снижают доверие к оратору: - одежда ярких, насыщенных цветов; - слишком модная одежда; - многочисленные украшения; - кокетливые элементы женской одежды (кружева, воланчики). Коммуникативную позицию человека усиливает: - темная традиционная (классическая, деловая) одежда; - добротный материал; - контраст светлых и темных тонов; - чистая, культурная, аккуратная одежда; - умеренная модность одежды; - физическая привлекательность (Стернин 2003: 47-50).