Логическая пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов, ограничивает их (Горбушина 1961). Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой — /, более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами — //. Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно.
Психологическая пауза – это остановка, которая усиливает, выявляет психологическое значение фразы, отрывка. По выражению К.С. Станиславского, «красноречивое молчание и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения». Пауза дополняет слова «взглядами, мимикой...намеками, едва уловимыми движениями и многими другими сознательными и подсознательными средствами общения. Все они умеют досказать то, что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздо интенсивнее, тоньше и неотразимее, чем сама речь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный» (Горбушина 1961).
Логическое ударение – выделение тоном голоса и силой выдыхания главного по смыслу слова в предложении (Горбушина 1961). Как говорил К.С. Станиславский, это «указательный палец, отмечающий самое главное слово в фразе или такте». От перемены места логического ударения меняется содержание всего высказывания:
Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)
Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)
Вы сегодня будете в театре? (а не завтра, не послезавтра?)
Вы сегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?).
Правила постановки логического ударения (Горбушина 1961):
1. Логическое ударение, как правило, ставится на именах существительных и иногда на глаголах – в тех случаях, когда глагол является основным логическим словом и обычно стоит в конце фразы или когда имя существительное заменено местоимением. П р и м е р : В зале собрались зрители.
2. Логическое ударение нельзя ставить на прилагательных и местоимениях.
П р и м е р: Сегодня морозный день. Вы извините меня.
3. Закон сопоставлений является перекрывающим законом, снимающим эти правила. П р и м е р: Мне нравится не синий цвет, а зеленый. Мне нравится, а не тебе.
4. При сочетании двух существительных ударение всегда падает на имя существительное, взятое в родительном падеже и отвечающее на вопрос: чей? кого? чего? П р и м е р: Это приказ командира. Это командира приказ.
5. Повторение слов, когда каждое последующее усиливает значение и смысл предыдущего, требует логического ударения на каждом слове с возрастающим усилением. П р и м е р: Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит.
6. Перечисления требуют на каждом слове самостоятельного ударения.
П р и м е р: Я встал, умылся, оделся и выпил чай.
«Литературная ритмика слова основывается на том, что гласный заударного слога втрое короче и слабее ударного гласного и вдвое короче и слабее по сравнению с гласным в первом предударном слоге. Если эти соотношения не соблюдаются, речь приобретает нелитературный характер» (Матвеева 2007: 275).
Например:
ДО-РО-ГА [А] [О] [Ъ] 2-3-1 | ЛЕН-ТА [Э] [Ъ] 3-1 | ЗА-ХО-ДИТЬ [Ъ] [А] [И] 1-2-3 |