Этнос и нация. Нация - высший тип этноса.

Что такое этнос? Это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологии, а также сознание своего единства и отличия от других образований. Существует ряд отраслей науки, которые изучают этнос: этнография (народоописание), этноантропология (описание индивидов отдельных рас и народностей), этносоциология. Существует и этнополитология.

Этнос обретает форму нации лишь тогда, когда у него возникает устойчивая потребность в политическом, культурном, экономическом, психологическом самоопределении. Нация, – прежде всего политически, государственно-организованный народ. Близко к этому определение нации как единства исторической судьбы. Правда, при таком подходе идет смешение понятий государственного и национального суверенитета, их отождествление. Ряд ученых считают, что национальный суверенитет имеет свою специфику и является политико-правовым свойством нации, а не государства и проявляется в различных формах автономного национально-государственного устройства, не требующим обязательного провозглашения государственного суверенитета любой автономной единицы. А. И. Солженицын справедливо отмечал, что в малых государственных образованиях народ непосильно обременен избытком учреждений, представительств, армий, ограничен в торговле, общественной деятельности.

Нация – это исторически возникшая специфическая самоорганизующаяся целостность со своим особым генетическим кодом, особым социальным механизмом накопления, хранения и передачи информации, опыта поколений и свойственных нации стереотипов.

Нации стали складываться в эпоху становления индустриальной цивилизации. Провозглашенный Французской революцией лозунг «Один народ – одна нация» действовал более ста лет, но к концу XIX века устарел: возникли многонациональные государства. Тогда левыми социал-демократами был, выдвинут лозунг самоопределения наций как путь освобождения от национального гнета. К сожалению, уже тогда у многих этот лозунг ассоциировался с государственным отделением (сепаратизмом). Самоопределение стало рассматриваться целью, а не средством саморазвития нации без ущерба для других народов. Государственное отделение нужно, если невозможно достичь уничтожения национального гнета, достижения суверенитета другими путями.

Начавшийся в XYIII веке процесс дезинтеграции продолжается и в настоящее время. Первоначально его причина заключалась в проведении имперской колониальной политики в отношении народов присоединенных территорий, невозможность приобретения условий для самостоятельного, суверенного развития в условиях унитарного государства. Процесс дезинтеграции пережили Австрия, Франция, Испания, Великобритания. В настоящее время он происходит в Индии, Югославии, некоторых других странах.

Однако со второй половины ХХ века бурно развивается и другая тенденция – интеграция. Этот процесс характерен для Западной Европы, Южной Америки.

Национальные отношения – это отношения между субъектами национально-этнического развития: нациями, народностями, этническими группами и их государственными образованиями.

Эти отношения бывают трех типов: равноправные, господства и подчинения, этноцида (попытки уничтожения других субъектов). Национальные отношения относятся к числу трудно управляемых объектов. Они требуют длительного, постоянного воздействия, а результаты управленческой деятельности бывают отдаленными, желаемые преобразования происходят медленно. Непродуманные, необоснованные решения способны нанести огромный ущерб отношениям между нациями. Национальные отношения – это деликатная тема, где нужен осторожный, тонкий подход.

Особенностями политического управления национальными отношениями является, прежде всего, то, что они относятся к числу интегральных отношений, включающих экономические, социальные, государственно-правовые, культурные и другие аспекты. В национальных отношениях отражается вся совокупность общественных отношений, специфика которых обусловлена реальным существованием этнических общностей. Поэтому национальные отношения не существуют «в чистом виде», а проявляются как специфическая форма каких-либо иных отношений.

Непосредственной связи между социально-экономическим состоянием общества и сферой межнациональных отношений не прослеживается. Ухудшение социально-экономической ситуации действительно может способствовать развитию межэтнических конфликтов. Но сама по себе стабилизация экономики едва ли автоматически повлечет за собой полный межнациональный мир и всеобщее сотрудничество.

Еще одна особенность национальных отношений – их историческая обусловленность, заданность. Национальный вопрос уходит корнями в прошлое, оставляет следы в исторической памяти народов, которая цепко удерживает как позитивную, так и негативную информацию.

Специфика национальных отношений обусловлена также консервативностью некоторых сторон национальной жизни (национальные обычаи, привычки, традиции, национальная психология, национальные особенности культуры и пр.), что делает весьма затруднительным воздействие на них.

Национальные отношения испытывают сильное влияние эмоций, чувств, которые трудно поддаются воздействию, особенно, если они переплетаются с религиозными. В межнациональных конфликтах эмоции всегда затмевают разум, верх берет иррационализм.

Ключевыми, решающими по воздействию на национальные отношения являются политические факторы. Непосредственно к сфере политики относятся такие вопросы национальных отношений как национальное самоопределение, сочетание национальных и интернациональных интересов, равноправие наций, создание условий для свободного развития национальных языков национальных культур, подготовка и представительство национальных кадров в структурах власти и ряд других вопросов.

Можно выделить ряд основных сфер конфликтных ситуаций в многонациональных государствах: во-первых, отношения между центральными органами и регионами (республиками, землями, штатами, кантонами и т.п.); во-вторых, отношения между регионами; в-третьих, отношения между автономными образованиями внутри регионов; в-четвертых, проблемы этнических групп, не имеющих собственных государственных образований; в-пятых, проблемы разделенных народов.