Культура речи

Культура речи. Успех публичного выступления оратора во многом зависит от культуры речи, ее богатства, ясности, точности, информаци- онной насыщенности. Речевые штампы, канцеляризмы, ошибки в ударении и про- изношении, многословие, демогогия, тавтология, фразеологи- ческие повторы, интонационное однообразие - вот далеко не полный перечень ошибок, которые в изобилии встречаются в публичных выступлениях современных деловых людей.

Кратко охарактеризуем их. Штампы в речи - это лексически неполноценные слова и выражения, их иногда справедливо называют затасканные, из- битые выражения. Они мало что добавляют к тому, что хочет сказать оратор, но сильно перегружают его речь. к речевым штампам можно отнести выражения типа развернули работу ши- роким фронтом, новая методика взята на вооружение, мероп- риятием было охвачено, на данном этапе.

Канцеляризмы - речевые обороты и отдельные слова, заим- ствованные из канцелярско-бюрократического стиля общения, которые лишают настоящее деловое общение его яркости и об- разности. К таким выражениям относятся в отчетный период, зафиксировать число опоздавших, налаживать работу. Также мало чего общего имеют с речевой культурой вуль- гаризмы - нелитературные и неправильные по грамматической форме слова и выражения заткнуть глотку, дать в лапу, рожа, заткнись. Жаргоны - например, слова и обороты, заимствованные из уголовного мира кореш друг, завязать решительно по- кончить, пристегнуть прибавить 12 - Многословие и демогогия - это типичное неумение оратора сформулировать свои мысли лаконично, кратко и ясно, это отс- тупление от предмета речи, замена точных и ясных формулиро- вок общими фразами.

Слова поразиты - типичная болезнь многих ораторов это самое, ну вот, в самом деле. Среди типичных ошибок ораторской речи наибольшее расп- рстранение получило несоблюдение правильного произношения вследствие неверной расстановки ударений в отельных словах.

Вычурность и манерность языка оратора вызывает иронию, раздрожает и, естественно, отрицательно влияет на контакт с аудиторией. К примерам вычурности и манерности можно отнести неверное произношение следующих слов эстетика, синтетика, отель, компьютер.

Как преодолеть вышеперечисленные недостатки в процессе публичного выступления, да и обычного делового общения Наи- более действенные примеры - это систематический самоанализ и самоконтроль за тем, как вы говорите. Это постоянная работа над содержанием и композиционно-лексическим стилем своих публичных выступлений, ориентация на достойные подражания образцы ораторского искусства. Говоря о культуре речи, следует предостеречь оратора от того, чего в процессе публичного выступления необходимо из- бегать - избытка иностранных слов - устаревших выражений - напыщенных слов и выражений.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ - 13 - Для современной ораторской речи является характерным сочетание логико - аналитических и эмоцианально - образных языковых средств. Практика выступления лучших ораторов пока- зывает, что сухое деловое выступление, сводимое к передаче голой информации в современной, хорошо осведомленной ауди- тории, как правило, остается без внимания, а нередко вызыва- ет скуку и даже раздражение.

Поэтому начинающему оратору необходимо овладеть приема- ми стилистического синтексиса, которые могут достичь экспес- сивности, эмоциональности публичного выступления. Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность фразе, сформулированной мысли. Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развер- тывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на ди- аметрально противоположный.

Прием апелляции к собственным мыслям, размышления, сом- нения. Которые позволяют создать ситуацию доверительного об- щения с аудиторией. Специфика устной речи проявляется в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении предпочтение следует отдавать более коротким предложени- ям, они лучше воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение позволяет более вариантно подхо- дить к изменению интонации. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРАТОРСКОЙ РЕЧИ Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих - 14 - ее эффективность и убедительность, следует особо выделить лексические приемы. Практически во всех руководствах по ора- торскому искусству среди лексических приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты и отдельные слова, употреб- ляемые в переносном значении, которые позволяют достичь не- обходимой эмоциональной выразительности и образности. К тро- пам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы Сравнение - один из наиболее часто используемых прие- мов, который обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное и образное мышление и тем самым позволяет оратору достичь желаемого эффекта.

Метафора - это перенос названия одного предмета на дру- гой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или конт- расту. Например Локомотив истории остановить невозмож- но Эпитет - образное определение предмета, явления, раск- рывающее его сущность. Например Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь Аллегория иносказательно изображает что-либо. Например Однажды прохожий спросил у строителяЧто ты делаешь Тот подумал и ответил Не видишь Вожу камни.

Второй строитель на тот же вопрос ответил Зарабатываю деньги Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например Редкая птица долетит до середины Днеп- ра. Говоря о культуре ораторского мастерства, ее разнообра 15 - зии, нельзя не обратить внимание на применения крылатых слов, пословиц, поговорок.

Важно, чтобы они были неожиданно, но к месту сказаны. Высокий уровень культуры речи предполагает и непрерыв- ное самосовершенствование техники речи. В этой связи следует обратить внимание на следующие особенности собственной речи Дикция - это четкость и ясность произношения фраз, слов и отдельных звуков. Для высокого уровня ораторского мастерс- тва характерно то, что его легко слушать, у него нет скоро- говорок, проглатывания отдельных слогов и звуков.

Хорошая дикция свободна от шепелявости, гнусавости и заикания. Сила голоса должна быть соразмерна величине аудитории, в которой произносится речь, при этом должны учитываться те задачи, которые своим ораторским мастерством стремиться дос- тичь выступающий. Сила голоса - это не только его громкость, но и сила воздействия на психику волю, чувства, сознание слушателей. Темп речи - число слов, произносимых в минуту, оно мо- жет сильно варьироваться.

Однако чаще всего публичное выс- тупление начинается в медленном темпе. В целях драматизации темп усиливают, либо, наоборот, снижают. Принято считать, что наиболее оптимальным темпом публичного выступления явля- ется 120 слов в минуту. Полетность голоса - это длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся с определенной эмоциональной окраской, ясно, четко и достаточно сильно, то речь оратора как бы зависает в воздухе.

Она достигает самых дальних уголков аудитории. Тембр голоса - это звуковая окраска голоса, которая - 16 - создает те или иные эмоционально-экспрессивные оттенки речи. Типичной ошибкой многих ораторов является неумение чет- ко и правильно произносить отдельные звуки речи. Для преодо- ления этого недостатка, а также совершенствования техники речи рекомендуется - прочитать вслух в различном темпе фрагмент какого-ли- бо рассказа по книге - использовать скороговорки, вначале их следует произ- носить медленно, постепенно увеличивая темп. Важнейший показатель речевой культуры оратора - это бо- гатый словарный запас, точность и образность фраз и выраже- ний, это учение лаконично и просто сформулировать свою мысль.

Итак, оратор с высокой культурой речи отличается бо- гатством словарного запаса, смысловой точностью выражения, соблюдением языковых норм произношения, образностью и точ- ностью словоупотребления.