Специфика постмодернистского дискурса

Специфика постмодернистского дискурса. Итак, философия постмодерна отказалась от классики, открыв новые способы и правила интеллектуальной деятельности, что явилось своеобразным ответом на рефлексивное осмысление происшедших в XX в. глобальных сдвигов в мировоззрении.

Она прояснила те базовые понятия и те установки и ориентации, которые стали основополагающими в интеллектуальной деятельности, характерными для стиля мышления эпохи. Это во-первых, отказ от истины, а следовательно, от таких понятий, как исток, причина. Взамен вводится термин след, как то единственное, что нам остается вместо прежней претензии знать точную причину. Во-вторых, неприятие категории сущность, ориентирующей исследователя на поиск глубин, корней явлений приводит к появлению понятия поверхность резома.

В такой ситуации остаются невостребованными термины цель, замысел предпочтительными становятся игра, случай. В-третьих, отказ от категорий истина, сущность, цель, замысел есть по сути отказ от категориально-понятийной иерархии, характеризующий и исследовательский, и даже литературный текст в модерне. Это понятие не работает в постмодерне, сделавшем ставку на анархию. В-четвертых, в дискурсе модерна имели большое значение понятия метафизика и трансцендентичное.

Постмодерн противопоставляет метафизике иронию, а трансцендентному имманентное. В-пятых, если модерн стремился к определенности, то постмодерн тяготел к неопределенности, делая это понятие одним из центральных в своей интеллектуальной практике. В-шестых, на смену терминам жанр, граница текста приходят текст или интертскст, что дает мыслителю свободу творить, пренебрегая требованиями традиции. И наконец, постмодерн нацелен не на созидание, синтез, творчество, а на деконструкцию и деструкцию, т.е. перестройку и разрушение прежней структуры интеллектуальной практики и культуры вообще.

Бинарная оппозиция основных понятий модерна и постмодерна, представленная выше, свидетельствует о том, что постмодернистский дискурс невыводим из модернистского, не есть результат критической рефлексии, которая всегда нацелена на преемственность содержания. Он просто другой, в нем все плюсы поменяны на минусы, его содержание абсолютно противоположно модерну.

Постмодерн ничего не заимствует от традиции он просто порывает с ней, зряшно отказывается от нее. Открытые философией правила и нормы интеллектуальной деятельности дискурс являются всеобщими для культуры XX в. Достаточно сказать, что когда Ортега-и-Гассет попытался выделить основные параметры искусства XX в то пришел к выводу, что таковыми являются дегуманизация, отказ от изображения живых форм, превращение творчества в игру, тяготение к иронии, вместо метафизики, отказ от трансцендентности, т.е. отказ признать существование чего-то, лежащего за пределами нашего опыта.

Негативное и даже агрессивное отношение к прошлому, к классике, к традиции - норма для культуры постмодерна. Поэтому не случайно создаваемая столетиями гуманистическая и рационалистическая культура оказалась вдруг ненужной, не востребованной она стала восприниматься как завал малоинтересных текстов, надуманных и зачастую нерешенных проблем, вникать в глубинные смыслы которых молодые XX в. не захотели.

Отвязавшись от всякой традиции, постмодерн в своем свободолюбии пошел на крайности стер имена и даты, смешал стили и времена, превратил текст в шизофреническое приключение, в коллаж анонимных цитат, начал играть с языком вне всяких правил грамматики и стилистики, смешал и уравнял святое и греховное, высокое и низкое.