Особенности японского характера и образа жизни

Отдел Управления Образования Верх-Исетского района. ФОРМИРОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ЯПОНСКОЙ ЭСТЕТИКИ. Реферат по предмету Мировая художественная культура.Исполнитель Щипанова Марина Алексеевна, ученица 11 б класса Языкового Лицея. Руководитель Кравцева Ирина Ивановна, преподаватель МХК. Екатеринбург, 1997 г. ОГЛАВЛЕНИЕ. ВВЕДЕНИЕ 1. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ЯПОНСКОЙ ЭСТЕТИКИ 5 1.а. ОБЩЕРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 5 1.б. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЯПОНСКИЕ ОСОБЕННОСТИ 8 Синто 9 Дзэн-буддизм .2. ТРАДИЦИОННЫЕ ЯПОНСКИЕ ИСКУССТВА 16 2.а. ИСКУССТВО ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ 16 2.б. БОЕВЫЕ ИСКУССТВА 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .22 ВВЕДЕНИЕ. Рассмотрение культурного контекста формирования эстетических представлений помогает более адекватно и глубоко понять специфику традиционного японского искуства, проследить питающие его духовные истоки, правильно оценить его содержательную основу и художественный язык, особенности его выразительности и перспективы развития. Национальное начало в культуре часто связывают именно с традицией, с сохранением наличествующих в ней и полагаемых незыблемыми психологических устоев, духовных стереотипов, культурных образцов.

В этом плане особый интерес представляет опыт Японии, в котором не только как бы естественно сочетаются возможности развития, с одной стороны, по классическому восточному пути, с другой стороны в соответствии с западной, европейской моделью, но и найдено своеобразное равновесие, органическое соединение современных, новых тенденций в культуре и бережного сохранения и развития древних культурных традиций.

По-прежнему с Востоком часто ещ связывают представление о некоем патриархальном укладе жизни и сознания, характеризуемом состоянием общей гармонии человека с миром и с самим собой.

Однако реальности современной жизни и распространение массовой культуры в значительной мере трансформируют этот образ в направлении к действительности типичного буржуазного общества с его проблемами и противоречиями. Японская модель культуры интересна в том отношении, что в ней присутствуют одновременно как традиционное для Востока психологическое принятие существующего порядка Вселенной, свидетельствующее о сохранении и преемственности общей метакультурной основы всего образа жизни с его философским обоснованием и духовным оправданием недеяния, невмешательства в естественный порядок вещей, так и типично западный активизм, самое активное деяние. В сфере искусства, например, это наглядно проявляющееся сосуществование прочной власти традиции, сугубо национальных форм выражения, верности духу созерцательности, близости к природе и стремительного темпа изменений, новейших научно-технических достижений, вторгающихся в заповедную область восприятия, функционирования художественных явлений.

Это традиционное внимание к отдельному, неповторимому, единичному и осуществление его в контексте ставшего типично западным массового общества как соединения индивидов, становящихся вс более усредннными, как бы неразличимыми.

Изучение культурной модели Японии позволяет выявить те социально-исторические условия, в которых осуществляется и сохраняется преемственность культурных традиций, тот культурно-психологический контекст, в котором формируются соответствующие художественно-эстетические вкусы, взгляды и нормы.

Открытость японцев новому, готовность и способность заимствовать внешние приметы современного образа жизни не мешают им бережно сохранять самобытность своего внутреннего мира, своеобразие своей духовной культуры.

Происходящие перемены, нововведения неизбежно приобретают здесь такой характер, который наиболее соответствует традиционному контексту образу жизни, представлениям, формам выражения. Как пишет американский наблюдатель Р. Халлоран, западное влияние изменило лицо Японии, но не проникло в души японцев 2 . Действительно, во всех сферах жизни японцам удатся умело проводить принцип вакон сай, смысл которого состоит в тврдой установке заимствуя иностранное, не позволять ему поколебать внутренних устоев своего образа жизни.

Как прямые заимствования, так и определяемые временем и обстоятельствами необходимые изменения накладываются на существование прочных и устойчивых, сознательно хранимых норм и представлений традиционной культуры. Это единство самобытного и заимствованного с полной и естественной ассимиляцией чужого в сво а не своего на чужой образец, единство традиционного и архисовременного обеспечивают жизненность японского искусства, его приспособляемость и выживаемость перед лицом самого активного вторжения чужих культур и художественных образцов.

Опыт Японии одновременно показателен и поучителен тем, что японцы всем строем своего жизненного уклада во многом как бы опровергают распространнное мнение о том что научно-технический прогресс необратимо отдаляет человека от самого себя и от природы, ибо они показывают возможность гибкого и умелого сочетания нового и старого, как в содержании, так и в форме, являют вдумчивое умение вписывать традиции в современность, не изменяя первым и не игнорируя последней. 1.

НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ЯПОНСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Природа антиномична богу, ибо она смертна, а потому противоположна веч... Но в то же время такое проникновение искусства в быт не означало раств... Особая вписанность в мир, особый настрой мироприятия и мироутверждения... Чайная церемония не просто чаепитие, но особый ритуал, в котором имеет... Своеобразный, чисто японский тип архитектуры нашл в тясицу сво характе...

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Заканчивая исследование, следует ещ раз упомянуть отличительные черты эстетики Японии. Мы знаем теперь, что традиционная эстетика японской цивилизации выразила глубокие проблемы человеческого бытия на свом языке и с помощью оригинальных художественных средств.

Она определила роль искусства в познании объективной действительности, в предметной и духовной практике человека. В теории и практике искусства в Японии мы находим самобытное и художественно убедительное решение фундаментальной проблемы эстетики проблемы соотношения особенного и универсального в эстетическом объекте. Одним из привлекательнейших особенностей эстетической традиции Японии является пронизывающая е уверенность в неисчерпаемости творческих сил человека, в высоком призвании человека выявлять и оберегать красоту мира, в естественности гармонии человеческого духа и природы.

Нельзя не отметить также чрезвычайно смелую и богатую нюансами трактовку единения чувственного и духовного аспектов человеческой практики в понятии художественного стиля. Как бы сильно ни отличался менталитет жителей Японии и Востока вообще от менталитета жителей Запада, европейцы и американцы начинают понимать, что японская модель отношения к природе, японское искусство оказываются очень актуальными и созвучными настроениям современного человека, задумавшегося о дальнейшей судьбе мира. Взаимопроникновение Востока и Запада, выражающееся, главным образом, в искусстве, философских учениях и т. д. уже заметно проявляется.

Это и влияние дзэн-буддизма на западную литературу, философию, и влияние философских доктрин Запада на укрепление националистических настроений в Японии, и влияние японских театров но и кабуки, а также японской поэзии и живописи на театральное искусство, литературу и изобразительное искусство всего мира, и распространение в мире искусства икэбаны, и многое другое.

Подобное взаимное влияние со временем будет вс больше усиливаться. Сравнительное изучение эстетики Запада и Востока должно занять в будущем, несомненно, важное место в эстетических исследованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ . 1. Борхес, Хорхе-Луис Коллекция Спб Северо-Запад, 1992. 2. Васильев Л. С. История религий Востока М 1983. 3. Грищелева Л. Д. Формирование национальной японской эстетики в к. XI нач. XX вв. 4. Игнатович А. Н. Буддизм в Японии М Наука, 1987. 5. Малявин В. В. Традицонная эстетика стран Дальнего Востока. 6. Николаенко Н. П. Композиции из цветов ИКЭБАНА. 7. Овчинников В. В. Сакура и дуб Минск, 1987. 8. Самохвалова В. И. Традиционные японские искусства 9. Судзуки Д Кацуки С. Дзэн-Буддизм Бишкек, 1993. 10. Цветов В. Я. Пятнадцатый камень сада Рандзи. 11. Эйдус Х. Т. История Японии с древнейших времн до наших дней.