Какие существуют гипотезы генезиса искусства

Какие существуют гипотезы генезиса искусства. Самые древние из известных нам художественных произведений принадлежат к эпохе позднего верхнего палеолита 20 30 тыс. лет до н.э Стремление понять свое место в окружающем мире прочитывается в тех образах, что донесли до нас гравированные и живописные изображения на камне из Бурделя, Эль Парналло, Истюрица, палеолитические венеры, живопись и петроглифы изображения, выбитые, выцарапанные или высеченные на камне пещер Ласко, Альтамиры, Нио, наскальное искусство Северной Африки и Сахары.

До открытия в 1879 г. росписей в испанской пещере Альтамира дворянином Марселино де Саутуолла среди этнографов и археологов бытовало мнение, что первобытный человек был лишен всякой духовности и занимался только поиском пищи. Некоторые ученые до сих пор упрощенно подходят к оценке образов первобытного художественного творчества.

Однако уже английский исследователь первобытного искусства Анри Брейль в начале века заговорил о настоящей цивилизации каменного века, проследив эволюцию первобытного искусства от простейших спиралей и отпечатков рук на глине через гравированные изображения животных на костях, камне и роге к полихромным многоцветным росписям в пещерах на огромных пространствах Европы и Азии. Анри Брейль был приверженцем магической теории, согласно которой все фрески, статуэтки и гравировку следует воспринимать как объекты культа, напрямую связывая их с необходимостью заманивать животных в охотничьи угодья.

Говоря о первобытном искусстве, необходимо иметь в виду, что сознание первобытного человека представляло неразрывный синкретический от греч. synkretismos соединение комплекс, и все в дальнейшем развившиеся в самостоятельные формы культуры существовали как единое целое, были взаимосвязаны между собой.

Искусство, фиксируя ту меру социальности, которая свойственна Homo Sapiens, становилось и средством общения между людьми и закрепляло свойственную ему способность давать обобщенную картину мира в художественных образах.

Известный исследователь психологии искусства Л. С. Выгодский пришел к такому выводу Искусство есть социальное в нас Существеннейшая особенность человека, в отличие от животного, заключается в том, что он вносит и отделяет от своего тела, и аппарат техники, и аппарат научного познания, которые становятся как бы орудиями общества. Так же точно и искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа. Существуют и другие точки зрения на происхождение искусства.

Одна из них связана с игровой концепцией культуры и восходит к идеям Ф. Шиллера, И. Канта, Г. Спенсера. Наиболее законченно эта точка зрения выражена в книге голландского культуролога Йохана Хейзинги 1872 1945 Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. Еще Г. Спенсер утверждал, что искусство берет свое начало в тех же импульсах, которые побуждают к играм. Искусство в этом случае рассматривается как незаинтересованная игра. И. Хейзинга пошел в исследовании игрового элемента дальше.

Игра, как и искусство, есть деятельность непринужденно-свободная и творческая. Если игра в ее первозданном виде присуща ребенку животные тоже играют, то игровое начало не только включено в жизнь отдельного человека, но и в жизнь социума. Элементы игры проявляются в различных ритуалах, обрядах, присутствуют в празднествах, где фактически непосредственная веселая игра сливается с самой жизнью вспомним взаимосвязь средневекового карнавала с искрометным смехом Ф. Рабле, блестяще показанную нашим отечественным литературоведом М. Бахтиным.

И. Хейзинга в своей книге показал наличие игрового начала в самых разнообразных проявлениях культуры праве, философии, науке, религии, особо останавливаясь на соотношении игры и поэзии, игры и искусства. Игра-состязание как импульс, более старый, чем сама культура, издревле заполняла жизнь, и подобно дрожжам, побуждала расти формы архаической культуры, пишет в своей книге И. Хейзинг.

Культ разворачивается в священной игре. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошной игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных состязаниях Вывод должен был следовать один культура в ее древнейших фазах играется. Она не происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела она разворачивается в игре и как игра. Игра, по мнению Хейзинги, является критерием оценки всех культурных явлений, в том числе искусства, родственного ей по своей природе. Таким образом, игра рассматривается как импульс возникновения искусства, а игровая природа как одна из граней его существования.

Следующая концепция, связанная с генезисом искусства, носит название имитативной теории. В ней утверждается, что в искусстве проявляется инстинкт подражания Лукреций Кар, О. Конт, Ж.Л. Даламбер и др Античный мыслитель Демокрит считал, что искусство возникает из непосредственного подражания животным именно в античности появляется термин мимезис подражание.

Наблюдая за действиями животных, насекомых, птиц, люди научились от паука ткачеству и штопке, от ласточки постройке домов, от певчих птиц лебедя и соловья пению. Аристотель, рассматривая проблему мимезиса, считал, что в искусстве не просто создаются образы реально существующих предметов или явлений, но и заложен импульс к сравнению с ними. Некоторые ученые рассматривают искусство как реализацию инстинкта украшения, средство полового привлечения Ч. Дарвин, О. Вейнигер, К. Грос и др По-видимому, это один из возможных многочисленных вариантов ответа на вопрос о происхождении искусства, ведь нательные украшения и раскраска тела существуют сегодня в культуре племенных народов.

Если рассматривать данную проблему в контексте генезиса культуры в целом, то очевидно, что многие идеи и теории можно экстраполировать в область искусства. Так, в качестве импульсов для возникновения искусства могут выступать рефлексия, труд, расово-антропологические особенности, процесс сигнификации, коммуникации, внеземные и сверхъестественные источники. 4.