Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах

Как понималась красота в различных культурах и культурных эпохах. Принято считать, что сутью, сердцевиной искусства является красота.

В разные культурные эпохи в понимании красоты немаловажную роль играли этнические особенности. Наши представления о красоте имеют европоцентристский характер и опираются на эстетические идеалы античности.

Для характеристики прекрасного употреблялись такие понятия как гармония, симметрия, пропорциональность, целесообразность. В античности Платон утверждал, что прекрасное это вечная, божественная идея, а Сократ отождествлял красоту и пользу. В эпоху Средневековья Ульрих Страсбургский видел единственный истинный свет в Боге, который не только совершенно прекрасен в себе самом как предел красоты, но кроме того, он есть причина действующая, причина-образец и причина конечная всей созданной красоты.

Итальянский ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Возрождения Л.Б. Альберта писал, что красота есть строгая соразмеренная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже. И в дальнейшем общественные ценности отождествлялись с красотой для Гете красота это любовь, для Гегеля чувственная видимость идей, Чернышевский утверждал, что прекрасное есть жизнь, у М. Горького прекрасное реализованная способность к творчеству.

У немецких романтиков Шлегель, Шеллинг, Новалис красота и жизнь объединялись в искусстве вся действительность рассматривалась как эстетический феномен, искусство провозглашалось первоосновой мира, отображая сокровенную сущность его и одновременно являясь ее самым совершенным и прекрасным воплощением. Русский философ В. Соловьев утверждал в работе Общий смысл искусства Совершенное воплощение духовной полноты в нашей действительности, осуществление в ней абсолютной красоты или создание вселенского духовного организма есть высшая задача искусства.

Г Г. Гадамер назвал одну из своих последних работ Актуальность прекрасного. Но эти взгляды и высказывания принадлежат европейцам. Специфичны представления о красоте, назначении искусства, его эстетических идеалах в культуре народов Азии, Африки, других регионов нашей планеты. Непривычность, необычность того или иного искусства не могут считаться аргументом в пользу того, чтобы считать будто искусство, которым мы обладаем, есть все искусство, настоящее, единственное искусство, а между тем не только две трети человеческого рода, все народы Азии, Африки живут и умирают, не зная этого единственного высшего искусства, но мало этого, в нашем христианском обществе едва ли сотая доля всех людей пользуется тем искусством, которое мы называем всем искусством.

Начиная с античности, именно европейское искусство провозглашалось единственным, настоящим искусством.

Одно из достижений эпохи Просвещения исследование Лессинга Лаокоон. О границах живописи и поэзии утвердило в качестве цели живописи и скульптуры изображение прекрасных тел. Поэтому столь непривычны для европейского взгляда художественные образы других культур, например, мусульманской, где изображение запрещено, а декоративность является ведущим принципом искусства. Каждая этническая культура имеет свои традиции и для каждой из них характерны собственные представления о красоте. 7.