Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве

Какова специфика двух различных способов отражения действительности в искусстве. В искусстве существуют два способа образного отражения мира реалистический и условный.

Уже в самых ранних дошедших до нас художественных произведениях палеолита присутствуют оба. Первобытные художники были прекрасными мастерами реалистического изображения, неплохо разбирались в анатомии животных, могли передать движение с исключительной выразительностью. В условных образах фиксируется попытка обобщения, желание выйти за рамки простого подобия, соответствия природе.

В искусстве оба способа отражения действительности присутствуют всегда, либо параллельно, либо один из них является ведущим. Необходимо отметить, что реалистическое искусство не просто слепок с действительности его художественные образы представляют жизнь как бы в концентрированном виде, фокусируют наиболее значимые для данной культурной эпохи персонажи, события, чувства, идеи, проблемы.

Условное искусство дает больше возможностей для расширения и интерпретации содержания художественных образов, может быть символическим. Американский социолог П. Сорокин связывал символическое искусство с идеационалъным типом культуры, ориентированным на сверхчувственное, сверхрациональное мироощущение, то есть на Бога. Другими словами, религиозное искусство всегда символично. Так, в европейской культуре искусство Средневековья было в большей степени условным, символическим живописные и скульптурные образы, далекие от правдоподобия, служили религиозным идеям, торжеству духа над телесностью.

Именно поэтому скульптуры готических соборов столь условны, фигуры скрыты за складками одежды. В современной художественной культуре реалистическое и условное искусство существуют параллельно в театральном искусстве направление, идущее от К. С. Станиславского, стремившегося к правдоподобному воплощению на сцене жизни человеческого духа, и направление, представленное сторонниками условного театра, монтажа аттракционов, созданное В.Э. Мейерхольдом в кино фильмы реалистические как мы говорим жизненные и условные, с подтекстом, с использованием специально подбираемой режиссером символики А.Тарковский, Ф. Феллини.

В литературе и живописи на рубеже XIX XX веков появляется новое художественное направление символизм П. Верлен, М. Метерлинк, А. Рембо, А. Блок, А. Белый, М. Врубель, М. Чюрленис и др Однако в широком смысле вся живопись модернизма сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, абстракционизм, фовизм и др. может рассматриваться как символическое воссоздание отношений человек мир в наш противоречивый век с сенсационными научными открытиями, достижениями техники, войнами, экологическими катастрофами и кризисом духовности. 8.