Что такое массовая культура

Что такое массовая культура. Эта проблема затрагивает сегодня не только взаимосвязь искусства с экономикой, но и саму проблему художественности.

В XX веке в искусстве используются несуществующие ранее источники звука, цвета, света. В каждом доме, благодаря телевидению, видео, радио, могут услышать исполнение музыкальной классики Святославом Рихтером, увидеть шедевры лучших музеев мира, посмотреть кинофильмы и театральные постановки величайших режиссеров современности.

Однако массовое производство и репродуцирование произведений искусства оборачивается появлением стандарта не только в материальной, но и духовной сфере, а это, в свою очередь, приводит к выработке усредненного вкуса. Можете ли вы отличить в том потоке музыке, который обрушивается на вас ежедневно, художественное от нехудожественного, искусство от псевдоискусства, эрзац-культуры Стандартизация вкусов способствует усреднению уровня художественных произведений. Достаточно часто не талант создает имидж той или иной звезды, а наличие хорошего продюсера, рекламы.

Искусство начинает подчиняться законам рынка, где создание художественных произведений зависит от спроса и предложения. Идет острая конкурентная борьба за зрителя, и не случайно мы говорим о целой системе шоу-бизнеса.

Единицы ходят в музеи, на концерты классической музыки, а на шоу-представления рок-музыкантов десятки тысяч. В массовой культуре доминируют чувственная экспрессия, получение удовольствия. Эту особенность духовной культуры подметил испанский культуролог XX века X. Ортега-и-Гассет, предложивший концепцию элитарной и массовой культур. Еще в средние века, когда общество было разделено на два социальных слоя знатных и плебеев, существовало благородное искусство, которое было условным, идеалистическим, то есть художественным, и народное реалистическое и сатирическое.

Новое искусство, считает Ортега-и-Гассет, разделяет публику на два класса тех, кто понимает, и тех, кто не понимает его, то есть на художников и тех, которые художниками не являются. Другой современный мыслитель Г Г. Гадамер размышляет о происхождении кича, безвкусицы в искусстве, относящейся к самым нижним пластам массовой культуры Человек в состоянии слышать только то, что он когда-то уже слышал.

Он не желает слушать ничего другого и переживает встречу с искусством не как потрясение, а как бесцветное повторение. Это равнозначно стремлению человека, усвоившего язык искусства, ощутить именно желанность его воздействия. Всякий кич содержит в себе это намерение, часто благое, и все же именно он и разрушает искусство. Этимология слова кич восходит к английскому for the kitchen для кухни, немецкому музыкальному жаргону начала XX века Kitch халтура. Законы кичевого искусства одни, будь то литература, музыка или кино повторяемость, погоня за внешними эффектами и примитив с точки зрения содержания. Голландский культуролог И. Хейзинга, подвергая критике современную культуру, считал, что механизация, погоня за эффектами и появление рынка в сфере искусства приводит к утрате игрового начала и кризисным явлениям в искусстве.

Безусловно, массовая культура имеет свои положительные моменты. Развлекая, доставляя чувственное удовольствие, она дает человеку возможность забыть о своих проблемах, отдохнуть.

Однако произведения массовой культуры или кича сиюминутны и лишь имитируют приемы подлинного искусства, рассчитаны на внешний эффект. 9.