Какова динамика художественной культуры

Какова динамика художественной культуры. Кризисные явления в современном искусстве, отмечавшиеся многими исследователями, актуализировали вопрос о том, как происходят изменения в художественной культуре.

Существуют ли какие-то закономерности в смене стилей и направлений, можно ли говорить о прогрессе искусства Будет ли справедливым считать, например, искусство барокко лучше готики, искусство феодального общества совершеннее искусства рабовладельческого, а искусство XX века высочайшим художественным достижением мировой культуры Вопрос об изменениях в художественной культуре не может быть решен однозначно.

В истории культуры известны периоды, когда крупные социально-экономические преобразования способствовали бурному расцвету всех искусств. Так было в золотой век русского Просвещения при императрице Екатерине II вторая половина XVIII в когда формировалась национальная школа в русской литературе, театральном, изобразительном искусстве, музыке М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, А.П. Сумароков, художник Ф.С. Рокотов, актер Ф. Волков, архитектор В.И. Баженов творили в это время.

Но эта зависимость может быть и обратной в периоды глубочайших социально-культурных и экономических кризисов мы наблюдаем усиление экспериментального и поискового начала в искусстве, появление новых стилей, жанров и направлений рубеж XIX XX вв. в России это и художники Мира искусств, и символизм А. Блока, А. Белого, и музыка А.Н. Скрябина, и рождение нового языка живописи у В. Кандинского и К. Малевича, и театральные искания К. С. Станиславского и В.Э. Мейерхольда. В различные культурно-исторические эпохи на первый план выдвигались те виды искусства, которые наиболее полно выражали данную эпоху.

Мы говорим античная скульптура, средневековая архитектура, живопись Возрождения, тем самым подчеркивая, что данные вида искусства были доминирующими, а остальные существовали под их влиянием. Современные представления о мире все более усложняются, что позволяет, вслед за М. Бахтиным, говорить о полифоничности современной художественной культуры. Полифоничность художественной культуры это и ее романизация выражение М. Бахтина, и музыкализация, и видеолизация, и зрелищность.

Отдельные виды художественного творчества не существуют сегодня изолированно друг от друга, что выражается не только в появлении новых синтетических жанров искусства симфонии-балеты, мюзиклы, но и в интегративности художественного мышления, в расширении художественной сферы светомузыка, цвето-музы-кальные фильмы, эстетический феномен моды, художественного конструирования, компьютерной графики.

В искусстве естественно и свободно происходит отказ от прошлых завоеваний и находок, когда они не выражают нового мироощущения человека в культуре. Совершенствуются приемы, технологии, способы извлечения звука, цвета, расширяются границы художественной сферы, но само искусство не меняет своей сущности, не становится более или менее прогрессивным. И это важнейшая особенность искусства как феномена культуры. Таким образом, развитие искусства происходит в рамках динамических изменений всей культуры.

Выяснение закономерностей динамики художественной культуры одна из актуальных задач современной культурологии. Но сколько бы ни пытались ученые постичь искусство, в нем всегда будет оставаться некая тайна, которую невозможно охватить только рациональными методами. Как неугомонный Кастальский ключ, оно дарует художникам волны вдохновенья, радуя нас своей непредсказуемостью. Литература 1. Культурология. Под редакцией Багдасарьян Н.Г.