Содержательные нормативы абстракционистского идеала

Содержательные нормативы абстракционистского идеала. В основе содержательных нормативов этого идеала лежит принцип внутренней необходимости Кандинского. Теперь, в конце XX в мы имеем возможность сформулировать его в строгой теоретической форме в отличие от той несколько расплывчатой и недостаточно определенной формы, в которой он был сформулирован его автором в начале века при создании художественного образа из множества возможных умозрительных моделей надо выбрать такую, которая наиболее точно передает эмоциональное отношение художника к духовной энергии космоса в одном из ее аспектов.

Таким образом, этот принцип определяет специфический круг эмоций, достойных выражения с точки зрения абстракционистского идеала и той философии, которая его породила. Речь идет о переживаниях совершенно особого типа, которые могут быть переданы только с помощью абстрактных символов, а не предметных. Чтобы реализовать принцип внутренней необходимости на практике, надо руководствоваться следующими правилами 1 изучение беспредметных акцидентальных явлении - переливы перламутра, игра красок на небе, рябь на воде, игра прожилок на минералах прихотливое взаимоотношение линий на листьях, корнях, наростах и т. п. абстрактный рисунок на лепестках цветов, крыльях бабочек, змеиной коже, чешуе глубоководной рыбы и т. д. 2 установка на улыбку Чеширского кота свойства предметов, абстрагированные от предметов - цвет, линия, форма и т. д. как таковые 3 изгнание сюжета как в элементах образа, так и в его структуре - гештальт тоже должен быть освобожден от предметности 4 сближение живописи с непрограммной симфонической музыкой - аналогия живописного контраста с музыкальным контрапунктом, а живописного равновесия с музыкальным ритмом.

Примером такого сближения могут служить известные композиции Буги-вуги на Бродвее Мондриана и Ритм русской пляски ван Десбурга.

А вот что пишет Кандинский по поводу музыкальности цвета Голубой цвет, представленный музыкально, похож на флейту, синий - на виолончель и, делаясь все темнее, на чудесные звуки контрабаса в глубокой, торжественной форме звучание синего можно сравнить с низкими нотами органа.