рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Образы Богородицы

Работа сделанна в 2001 году

Образы Богородицы - Реферат, раздел Культура, - 2001 год - Древнерусская иконопись – шедевры северного Возрождения Образы Богородицы. Рядом С Образами Спаса С Древнерусском Искусстве По...

Образы Богородицы.

Рядом с образами Спаса с древнерусском искусстве по своему смыслу и значению, по тому месту, которое они занимают в сознании и в духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Марии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель образы его земной матери. И тверда у христиан вера, что став Владычицей мира, стала Богородица и неизменной заступницей людей извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту, ее сердце, пронзенное великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчисленные людские страдания.

Предание гласило, что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни, что их написал один из апостолов, автор Евангелия Лука. К произведениям художника евангелиста причислялась и икона Богоматерь Владимирская, которая считалась покровительницей России, находящаяся сейчас в коллекции Третьяковской галереи. Существует летописное известие, что эта икона была привезена в начале XII века в Киев из Царьграда так называли на Руси столицу Византии Константинополь.

Имя Владимирская она получила на Руси ее забрал с собой из Киева, отправляясь в северо-восточные земли, князь Андрей Боголюбский. И здесь, в городе Владимире икона обрела свою славу. В центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на руках, который нежно прижимается к ее щеке. Изображение Марии и младенца в позах взаимного ласкания - по-русски обозначалось как Умиление. Прижимая к себе правой рукой младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую руку простирает к нему Мария в жесте моления пронзенная своей материнской скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое извечное заступничество за людей.

Способным разрешить материнскую печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость. Почитание Богоматери Владимирской привело не только к тому, что на Руси существовало много списков с нее, много ее повторений.

Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней иконе, особенно в северо-восточных русских землях, широкое распространение получил сам тип Умиление, к которому она принадлежала. Умилением является прославленная Богоматерь Донская - икона, согласно легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий Донской брал ее с собой на Дон, в битву на Куликовом поле, Где одержана была великая победа над татарами. Кроме изображений типа Умиление, многочисленными и любимыми были изображения Богоматери с младенцем на руках, которые назывались Одигитрия, что означает Путеводительница.

В композициях Одигитрия, Богоматерь изображена в фронтальной, торжественной позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно поднята в жесте моления, обращенном к сыну. Иногда Богоматерь Одигитрию, называют Богоматерь Смоленская. Дело в том, что согласно летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь списков Одигитри находился в Смоленске.

Существует еще несколько различных по композиции изображений Богородицы. К ним относятся Богоматерь Казанская, Богоматерь Тихвинская, Богоматерь Оранта молящаяся, Богоматерь Знамение. Кроме рассмотренных нами икон, существует еще несколько сюжетных групп иконы с изображением различных праздников, например, Рождества, Сретения, Успения и многих других иконы с изображениями различных святых, например, Георгия Победоносца, апостолов Петра и Павла, Козьмы и Демьяна и многих других.

Все эти иконы пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяющим сюжет и композицию изображения 8. Иконостас. В каждом древнерусском храме иконам были отведены определенные участки стен и другие части интерьера. Одни иконы предназначались для иконостаса, другие для помещения у нижних частей столбов и стен, третьи для временного размещения в центре храма на подставке аналое в определенные праздничные дни. Размеры икон, их тематика обусловлены их культовой функцией. Изготовляли иконы и для жилища, их помещали обычно в переднем или красном то есть самом красивом углу дома. Домовые иконы, как правило, имеют меньшие размеры, чем иконостасные и киотные то есть иконы, которые ставили или подвешивали в храмах в специальных больших коробах киотах.

Аналойные иконы по сюжетам и размерам чаще всего совпадают с домовыми иконами. Большинство икон, хранящихся в музеях, происходят из храмовых иконостасов. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке и закрепленных на специальном каркасе глухая стена иконостаса отделяет алтарное пространство от основной части храма. С художественной точки зрения иконостас представляет собой одновременно и малую архитектурную форму в интерьере церкви, и целостный ансамбль станковых произведений живописи, объединенных на основе единой духовно-эстетической и иконографической системы.

В каждый ряд иконостаса входит значительное количество икон до 12 15, иногда даже больше. В XVIII XIX веках иконостасы нередко перестраивали, при этом некоторые старые иконы заменяли новыми.

Поэтому в дошедших до нас иконостасах, как правило, находятся разновременные произведения живописи. Высокие иконостасы это типично русское явление. Византия, откуда берет свое начало древнерусское искусство, не знала высоких иконостасов. Русский иконостас формировался постепенно в нем увеличивалось число икон и рядов, изменялись его несущие конструкции, усложнялся декор. В домонгольское время еще не существовало высоких иконостасов, которые появились не ранее XV века. Их заменяли мраморные либо деревянные преграды, состоявшие из колонок-столбиков с находившимися между ними низкими парапетами и покоившегося на колонках архитрава.

В центре помещался дверной проем, ведший в алтарь так называемые царские врата, или двери. Если основываться на византийских параллелях, то иконы в это раннее время еще не размещались между колонками на парапетах. Их либо ставили вдоль стен настенные иконы, либо укрепляли на восточных подкупольных столбах настолпные иконы, либо помещали в отдельно стоящие киоты тогда они нередко были двусторонними, либо водружали на архитраве деисус.

Несколько рядов икон, как в позднейших иконостасах, в это время еще не существовало. Почти все ранние русские иконы, которые до нас дошли, не имеют прямого отношения к алтарной преграде и, если судить по их большим размерам, были, скорее всего, либо настенными, либо настолпными образами Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М 1983, с.32. Алтарные преграды были каменные или деревянные. Каменные преграды сохранились до наших дней в некоторых Древних VIII XIII вв. храмах Грузии и Армении, а также стран Балканского полуострова.

Эти каменные преграды представляли собой невысокие ниже человеческого роста стенки с проемами входов в алтарное помещение. На этих стенках стояли колонки, поддерживавшие горизонтальный брус архитрав. На архитраве устанавливали иконы Христа и обращенных к нему в молитвенном предстоянии Богоматери слева от зрителя и Иоанна Предтечи справа.

Иногда все три изображения помещали на одной доске нередко вместо образов Богоматери и Предтечи по сторонам Христа писали архангелов. От XII века сохранились две такие иконы одна с Эммануилом, то есть Христом в младенческом возрасте и двумя ангелами по сторонам, и другая более распространенного типа с изображением Христа в зрелом возрасте, Богоматери и Предтечи. Постепенно к ним начали прибавлять иконы с изображениями апостолов.

Этот ряд икон в Византии стали называть деисисом от греческого деисис моление, а на Руси деисусом по созвучию с именем Иисус. Внизу под архитравом позднее начали помещать иконы с изображениями местно чтимых святых или евангельских сюжетов, которым был посвящен храм, так называемые храмовые иконы. Этот нижний ряд икон приобрел общее название местного ряда, или просто местных икон. В центре ряда всегда находятся царские врата, а по сторонам от них иконы с изображениями Богоматери с младенцем слева от врат и Христа справа.

Правее иконы Спаса всегда ставится храмовая икона. Помимо указанных икон в местном ряду помещались также наиболее почитаемые образы, такие, как Троица , О тебе радуется , Покров Богоматери , Успение Богоматери или иконы особо прославленных святых. Изменение формы алтарной преграды, превращение ее в сплошную стену из рядов икон складывалось постепенно, в течение нескольких веков. До сих пор не воссоздана целостная картина формирования иконостаса.

Однако установлено, что к концу XIV века над деисусом уже существовал праздничный ряд икон. Некоторые этапы сложения и расширения состава иконостаса удалось, в частности, проследить на примере главного иконостаса новгородского Софийского собора. Так, число икон деисусного чина здесь выросло от пяти в 1438 году до тринадцати в 1509 году. К центральным иконам Вседержитель, Богоматерь, Предтеча и два архангела добавили еще восемь икон апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Николай Мирликийский и два великомученика Георгий и Димитрий.

Праздничный ряд в 1341 году состоял из двенадцати сюжетов, а в 1509 году их стало двадцать четыре. В других храмах в зависимости от размеров интерьера количество икон деисусного ряда могло быть больше или меньше. В полнофигурных деисусах предстоящие Христу фигуры всегда изображались в рост, причем самого Христа писали сидящим на престоле троне. Фигуру Христа помещали или на гладком фоне наиболее характерно для новгородской иконописи или на фоне с изображением сил небесных херувимов, серафимов и других тип, распространенный в искусстве Московской Руси. Этот иконографический вариант представляет Христа сидящим на как бы прозрачном престоле, через который видны сферы сияний небесной славы с херувимами, серафимами и другими силами небесными. Сияние часто бывает миндалевидной формы и поэтому называется обычно мандорлой в переводе с итальянского миндалина.

Мандорла пересекается четырехконечной звездой, в углах которой помещены изображения четырех евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна или их символы ангел, лев, телец и орел. Левой рукой Христос всегда держит Евангелие или закрытое или же раскрытое, на листах которого написан какой-либо текст из Евангелия.

С XIV века в русских иконостасах появляется праздничный ряд, который первоначально помещали над деисусным рядом, а позднее с XVII XVIII веков под деисусом. Основные сюжеты этого ряда двенадцать наиболее чтимых праздников церковного календаря, отмечающих вехи евангельской истории.

Праздники обычно располагали в следующем порядке слева направо Рождество Богородицы , Введение во храм , Благовещение , Рождество Христово , Сретение , Крещение , Преображение , Вход в Иерусалим , Вознесение , Троица , Успение Богоматери , Воздвижение креста. Дополнительно к этим двенадцати, или, как говорили в старину, двунадесятым, праздникам а иногда и взамен некоторых из них в этот ряд включали иконы на другие евангельские темы. Чаще всего это были Сошествие Святого Духа на апостолов иначе называемое Пятидесятницей , Покров , Воскресение Христово Сошествие во ад , Преполовение Пятидесятницы и другие.

Кроме этого в праздничном ряду могли присутствовать иконы страстного цикла, где изображались страдания или страсти Христа, связанные с его распятием и смертью на кресте, а также непосредственно предшествовавшие страстям события сюда входили такие композиции, как Омовение ног , Тайная вечеря , Суд Пилата , Бичевание Христа , Водружение тернового венца , Шествие на Голгофу , Распятие , Снятие со креста , Жены-мироносицы у гроба. Иногда в праздничном ряду помещали Евхаристию, то есть причащение апостолов.

Иконы с изображением Евхаристии ставили в центре ряда, но чаще этот сюжет писали на сени царских врат. С начала XV века в иконостасе над праздничным рядом стали помещать так называемый пророческий ряд икон. Как правило, пророков изображали на горизонтально ориентированных, удлиненных досках по две-три, а иногда даже по четыре полуфигуры на одной доске.

Их главный атрибут свитки обычно развернутые с краткими текстами пророчеств о Христе-Спасителе или Богоматери из Ветхого Завета. До XVI века центральными изображениями в этом ряду были пророки Давид, Соломон и Даниил. Вероятно уже с XVI века в центре пророческого ряда начали помещать поясное изображение Богоматери Знамение иногда вместо него писали Богоматерь на престоле с младенцем Христом на ее коленях.

По сторонам обычно располагались следующие пророки Давид, Соломон, Даниил, Исайя, Аарон, Гедеон, Иезекииль, Иона, Моисей и другие. В XVI веке над пророческим рядом появился, а в XVII широко распространился еще один ряд праотеческий с фигурами ветхозаветных праведных старцев. В центре этого ряда помещали Отечество икону, изображающую бога Саваофа с младенцем Иисусом на его коленях, который в свою очередь держит диск с изображением голубя символа святого духа. Реже на центральной иконе этого ряда писали Новозаветную Троицу в виде сидящих на облаках Христа, Саваофа и парящего над ними голубя святого духа. В руках праотцев, как и у пророков, часто писались свитки с текстами из Ветхого Завета.

Основные персонажи этого ряда Адам, Сиф, Мельхиседек, Исаак, Иов. Их располагали обычно слева от центра. С правой же стороны ставили иконы с фигурами Авраама, Авеля, Иакова, Иосифа и других. С конца XVII века в навершии иконостаса кроме большого Распятия иногда помещали иконы на темы страстей если не имелось отдельного страстного ряда. Поэтому доскам таких икон, служивших одновременно завершением иконостаса как архитектурного сооружения, придавали различные декоративные формы круга, эллипса и других.

Обрамляли их резными золочеными картушами рамами в ярко выраженном барочном стиле. В XVI веке иногда под деисусным рядом устраивали пядничный ряд. Название это отражает малый размер их досок пядь старинная русская мера от 18 до 23 см. Формировался этот ряд, по-видимому, стихийно из различных по сюжету иконок, которые приносили в церковь прихожане.

По древним описаниям иконостасов XVII века известно, что число пядничных икон порой доходило до сорока и более. Каждый ряд икон поддерживался тяблом деревянным брусом, в древнейший период просто вставлявшимся в специальные углубления в северной и южной стенах. Фронтальную плоскость брусьев расписывали растительным орнаментом. Тябловый иконостас просуществовал вплоть до XVII века, когда стал завоевывать популярность более сложный тип резной иконостас с системой не только горизонтальных, но и вертикальных членений в таких иконостасах иконы отделялись одна от другой позолоченной деревянной резьбой чаще резными круглыми колонками.

Основной мотив резьбы лоза и грозди винограда раннехристианские символы церкви и евхаристии. В конце XVII XVIII веках под влиянием стиля барокко резное убранство иконостасов значительно усложнилось за счет включения в него архитектурных форм колонн, пилястр, архитравов, карнизов.

Техника темперной живописи на Руси постоянно совершенствовалась и изменялась под влиянием искусства других стран. Особенно значительные изменения наблюдаются в ней со второй половины XVII века под влиянием искусства Западной Европы. В этот период развивается так называемая фряжская манера живописи, в которой не только сочетались стилевые особенности древнерусского и западноевропейского искусства, но и две техники темперная и масляная живопись. Последняя, вероятно, была завезена в Россию итальянскими мастерами, которых было принято называть фрязинами . 9.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Древнерусская иконопись – шедевры северного Возрождения

Древнерусское искусство драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием… В различных музеях Москвы, Санкт-Петербурга, Владимира и Ярославля хранится около трех десятков икон домонгольского…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Образы Богородицы

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

История возникновения иконописи
История возникновения иконописи. Как мы знаем, икона возникла до зарождения древнерусской культуры и получила распространение во всех православных странах. Но нигде иконопись не достигла так

Причины забвения русской иконы
Причины забвения русской иконы. Со временем искусство всего византийского мира, и искусство Древней Руси постигло забвение. Пала под ударами турок-завоевателей византийская империя, о

Признание художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней
Признание художественного значения древнерусской иконы и возрождение интереса к ней. Интерес к древнерусской культуре вызвал обращение и к ее живописи. Уже в Истории государства российского Карамзи

Сюжеты древнерусской живописи
Сюжеты древнерусской живописи. В течение долгих веков древнерусская живопись несла людям, необычайно ярко и полно воплощая их в образы, духовные истины христианства. Именно в глубоком раскрытии эти

Образы Спаса
Образы Спаса. Главный, центральный образ всего древнерусского искусства образ Иисуса Христа, Спаса, как его называли на Руси. Спаситель Спас - это слово абсолютно точно выражает представление о нем

Основные направления и школы древнерусской иконописи
Основные направления и школы древнерусской иконописи. Ростово-суздальская школа. Ростово-суздальская и Залесская Русь это в древности обширные земли от Оки и Волги до Белого Озера. Эти земли

Другие школы иконописи
Другие школы иконописи. Поволжская школа. Иконы Поволжья характеризуются следующими чертами энергичная, четкая построенность, темные, глубокого звучания тона. Поволжское происхождение иконы

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги