Другие школы иконописи

Другие школы иконописи.

Поволжская школа. Иконы Поволжья характеризуются следующими чертами энергичная, четкая построенность, темные, глубокого звучания тона. Поволжское происхождение иконы выдает особое пристрастие к водным пейзажам. Их четыре. На трех представлены буйные темные воды, играющие крутыми волнами. На четвертом тихие воды, песчаный берег, где среди бела дня совершается чудо из разверзшегося огромного рта рыбы сходит на берег путешественник с белым мешком на плече. Эта икона Никола Зарайский с житием 16 век. Интересна икона Положение во гроб конец 15 века. Фигуры персонажей расположены четкими горизонтальными рядами параллельно гробнице с телом Христа.

Как бы повторяя эти горизонтали, на фоне высятся уступы горок, расходящиеся от центра в стороны. Фигура Марии Магдалины с высоко поднятыми руками как бы олицетворяет безысходность и отчаяние. В иконе Тайная вечеря конец 15 века драматическая ситуация передана иконописцем чрезвычайно выразительно застывшие в различных позах, с разными жестами рук апостолы изображены вокруг белого овального стола.

Слева, во главе, восседает Христос, к которому припал в выразительном движении крайний апостол. Ярославская школа. Ярославская иконописная школа возникла в начале 16 в. в период быстрого роста населения города, становления купечества. До нас дошли произведения ярославских мастеров начала 13 в известны работы 14 в а по количеству сохранившихся памятников живописи 16 и 17 вв. ярославская школа не уступает другим древнерусским школам.

В творчестве ярославских мастеров бережно хранились традиции высокого искусства Древней Руси до самой середины 18 века. В своей основе их живопись оставалась верна тому великому стилю, принципы которого сформировались в глубокой древности, развивались долгое время в миниатюрной живописи. Наряду с мелочными изображениями ярославские иконники еще в 18 в. писали и композиции, в которых любовь к большим массам, к строгим и лаконичным силуэтам, к четкому и ясному строю сцен в клеймах ощутима так же, как и в работах мастеров 15 16 столетий.

Работы ярославских мастеров второй половины 17 начала 18 вв. еще долго признавались в России образцами старого национального искусства. Их собирали почитатели древней иконописи старообрядцы, внимательно изучали художники Палеха и Мстеры, продолжавшие в 19 20 вв. писать иконы в традициях русской средневековой живописи. Одна из древнейших дошедших до нас икон Богоматерь Великая Панагия. В декоративном оформлении иконы большую роль играет применение золота, придающее образу впечатление величественной красоты и неземного великолепия.

В ритмичном построении иконы использованы так же и активность белого цвета, мастерски примененного в письме ликов. Эмоциональная насыщенность образа характерна для иконы Спас Нерукотворный 13 век. Она усилена благодаря сочной, мажорной живописи фона плата, выдержанной в ярко-желтых и красных тонах нескольких оттенков. Нижегородская школа.

Одна из интересных икон нижегородского происхождения Огненное восхождение Пророка Ильи с житием 14 век. Она написана широко, свободно. Сцены жития полны движения, жесты выразительны. Богатейшее разнообразие индивидуальных характеристик персонажей. Лики написаны по темному санкирю свободное письмо ярким белым отмечает выразительность форм лица, остроту взгляда. Художник концентрирует внимание на главном душевном состоянии, порыве, экспрессии духа в иконе царит напряжение, какое-то сосредоточенное состояние постижения истины и раздумья.

В этой же манере выполнена икона Чудо Дмитрия Солунского с житием первая половина 16 века та же характерная графическая четкость силуэта и яркие насыщенные тона, что отличает нижегородские памятники 14-16 веков. Тверская школа. Тверская школа иконописи сложилась в 13 веке. Для икон и миниатюр тверской школы характерны суровая выразительность образов, напряженность и экспрессия цветовых отношений, подчеркнутая линейность письма.

В 15 в. усилилась свойственная ей и ранее ориентация на художественные традиции стран Балканского полуострова. Псковская шкала. Псковская школа сложилась в период феодальной раздробленности и достигла расцвета в 14 15 вв. Ей свойственны повышенная экспрессия образов, резкость световых бликов, пастозность мазка иконы Собор Богоматери и Параскева, Варвара и Ульяна обе 2-я половина 14 в ГТГ. В живописи распад псковской школы начался на рубеже 15 и 16 вв.