Творчество художника Чокморова

Творчество художника Чокморова. В ранних живописных работах Чокморов отдат все свои симпатии сельской теме. В непритязательных, порою ещ ученических работах художник сумел передать чувство непосредственного, живого восприятия окружающего его и близкого ему мира. Ему не нужно было вживаться в образ, он хорошо знал жизнь села. Быт кыргызского села в его ранних картинах весом, может быть несколько грубоват, но всегда правдив.

В пейзажах и бытовых сценахДеревенский пейзаж 1954г Утро в деревне 1958г Село Чон-Таш 1958г он не торопится продемонстрировать обновление деревни.

Ему дороги реалии старого быта-коромысла, заборчики, сараи и прочие обычные детали в его ранних сюжетах. Это мир его детства. Первыми пробами в жанре портрета стали небольшие по формату портреты детей и подростков села Чон-Таш Нурсеид 1955 Бурулча 1956 портреты смеющихся девочки и мальчика, 1957 и другие.

Чабаны, конюхи, рабочие совхоза - целый цикл портретов своих односельчан создал Чокморов в период работы над дипломом. Дипломная работа Вечер после работы была задумана им как групповая сельская сцена. Чокморов написал немало портретов зарубежных деятелей культуры. В собрании Чокморова сохранился один из вариантов портрета Моники Витти, известной итальянской киноактриссы В Японии Чокморов пишет серию портретов актров театра Кабуки.

Воспроизводя артистов в гриме, костюмах, в обстановке декораций. Чокморов многое черпает из сокровищницы народной художественной культуры, пытаясь органично соотнести строй мышления современного человека с эстетическими нормами и идеалами эпоса. Деятельность Чокморова как художника многое дает ему как артисту кино. Но связь эта обратная - работа в кино обогащает его живопись, стимулирует е. Это обусловлено в первую очередь особенностями кинематографического процесса кинематографист-путешествующая профессия, дающая возможность знакомства с новыми местами, людьми. Молодой артист с впечатлительностью художника не мог остаться равнодушным и не приобщиться к этому взгляду на мир, который называется кинематографическим видением мира. 3. Суйменкул Чокморов - артист кино. Неисповедима судьба Творца - именно через личность великого сказителя, благодаря творческому соприкосновению с ним художник Суйменкул Чокморов находит свой путь в кыргызском и мировом кино, который станет затем звздным путем С.Чокморова - артиста.

Уже в первых работах С.Чокморова проявились главные качества дара, данного ему свыше.

С появлением на экранах фильма Б.Шамшиева Выстрел на перевале Караш 1969г снятого по одноименной повести М.Ауэзова, стало ясно, что в киноискусство пришел своеобразный актер, обладающий большим творческим потенциалом. Несмотря на то, что художник Чокморов не пробовал раньше сниматься в кино, он сыграл роль Бахтыгула с мастерством опытного актера перед зрителем предстал образ мужественного человека, готового в борьбе со злом пожертвовать собой.

Поразительная способность актера в выражении лица, во взгляде передать тончайшие движения души своего героя. Следующей значительной ролью молодого актера стал образ Ахангула в фильме Лютый 1973г. Она раскрыла новую грань актерского дарования С. Чокморова. Именно благодаря этим картинам, а также основным ролям в фильмах Чрезвычайный комиссар, Алые маки Иссык-куля, Седьмая пуля, Поклонись огню,Улан, Дерсу Узала и другим, он приобрел широкую известность в ряду выдающихся актеров отечественного и мирового кино. Он-единственный среди своих коллег в бывшем СССР, кто был четырежды удостоен диплома на фестивалях за лучшую роль. Суйменкул Чокморов участвовал в четырех фильмах, созданных по произведениям Чингиза Айтматова Джамиля, Я-Тянь Шань Мосфильм, Красное яблоко Киргизфильм, Ранние журавлиЛенфильм и Киргизфильм.

Проза Ч.Айтматова привнесла в артистическую палитру Чокморова новую для него тему-тему лирического героя.

Как популярному киноартисту Чокморову выпала честь представлять советское киноискусство во многих зарубежных странах-в Европе, Азии, Африке, Японии. За выдающиеся творческие заслуги С.Чокморову была присуждена Государственная премия имени Токтогула, премия ВЛКСМ. Первым из плеяды своих собратьев - кинодеятелей Кыргызстана он удостаивается почетного звания Народный артист СССР. Он также является Народным художником республики Кыргызстан. В ноябре 1991года Чокморов был удостоен международной премии клуба Ч.Айтматова в области литературы, искусства и культуры.

Художник и актер был награжден за огромный вклад в дело развития кыргызского изобразительного искусства и киноискусства, высокопрофессиональное исполнение ролей в фильмах, снятых по произведениям Ч.Айтматова. Последние звания были не просто государственной наградой, а глубоким символом и всеобщим, поистине всенародным признанием одухотворенного таланта выдающегося незабвенного творца.

Глубокой ночью 26 сентября 1992 года остановилось сердце человека, которое вмещало в себя всю безграничную радость и непомерную боль своего народа, надежду, веру, горе и думы кыргызов, которые он с такой душевной щедростью выразил в своем творчестве - отныне уже в неувядаемом наследии.