Внутренняя и внешняя культура

ПЛАН РЕФЕРАТА 1. Введение из истории культуры 2. Общество и культура внешние и внутренние факторы3. Человек и культура - внутренняя и внешняя 4. Заключение 5. Список использованной литературы 13 ВВЕДЕНИЕ из истории культуры На протяжении всей истории развития философской мысли культу- ра в том или ином аспекте являлась предметом изучения различными мыслителями, литераторами, историками.Первоначальное понятие культуры, существовавшее в древних цивилизациях Китая понятие жень и Индии понятие дхарма, означало прежде всего целенап- равленное воздействие человека на окружающую его природу.

Включало оно также и воспитание и обучение самого человека. Философы древ- ней Греции видели в пайдейе, т.е. воспитанности, которую они считали синонимом культуры, главное свое отличие от некультурных варваров. Эпоха Рима, особенно в поздний ее период, органично впи- тав философские взгляды древнегреческих мыслителей, породила свое представление о культуре, которое более близко к понятию цивилиза- ции. Культура стала ассоциироваться с признаками личного совер- шенства.

В эпоху средневековья засилье теологии и схоластики в Ев- ропе не позволяло ставить проблему изучения культуры, как важнейше- го качественного и органичного признака человеческого бытия. Сам процесс создания культурных ценностей и всей деятельности человека целиком отдавался в удел бога. Процесс творческого подъема иногда отождествлялся то с проявлением божьей милости, то с кознями дь- явола.

Подлинное возрождение интереса к изучению и познанию куль- туры возобновилось лишь в эпоху Просвещения. Именно в этот период под совершенством культуры стали понимать соответствие гуманисти- ческому идеалу человека, а в дальнейшем - идеалу просветителей. Для зарождавшейся буржуазной философии характерно понимание под культурой различных форм духовного и политического саморазви- тия общества и человека, проявляющихся в движении науки, искусс- тва, морали, религии и государственном правлении.

Французские просветители XVIII века Вольтер, Тюрго, Кондорсе понимали содер- жание культурно-исторического процесса как развитие человеческого разума. Цель этого процесса, по их мнению, сделать всех людей счастливыми, живущими в согласии с запросами и потребностями своей естественной природы. Однако уже в то время зародилось философс- кое направление критики культуры. Последователи этого направле- ния Руссо осуждали не только культурную эволюцию, но и саму че- ловеческую цивилизацию.

В своих работах они противопоставляли чис- тоту и простоту нравов народов, находившихся на патриархальной ступени развития, испорченности и развращенности культурных на- ций. Восприняв эту критику культуры, как проблему общетеоретическо- го осмысления противоречий буржуазной цивилизации, представители немецкой классической философии стали искать выход в осознании культуры как сферы духа. Кант рассматривал культуру прежде все- го с позиций морального сознания его знаменитый категорический императив.

Шиллер как совокупность эстетических форм сознания, а Гегель усматривал в развитии культуры эволюцию философского созна- ния человека. С этой точки зрения, культура предстает как область духовной свободы человека. Таким образом представители немецкой классической философии рассматривали сущность культуры как единую цепь множества ее типов и форм, располагающихся в определенной ис- торической последовательности и образующих единую линию духовной эволюции человечества.

Многочисленные философские школы ХХ века очень интенсивно за- нимались и занимаются изучением феномена культуры. Собственно го- воря, именно в это время возникла философия культуры как самостоя- тельная философская дисциплина. Последователи неокантианства Рик- керт и М.Вебер рассматривали культуру прежде всего как специфи- ческую систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и организации общества того или иного типа. Интересна концепция немецкого философа-идеалиста О.Шпенглера.

Сущность ее заключается в рассмотрении культуры как организма, который обладает единством и обособлен от других ему подобных организмов. Каждому культурному организму, по Шпенглеру, заранее отмерен предел, после которого культура, умирая, перерождается в цивилизацию. Таким образом, ци- вилизация рассматривается как противоположность культуре. Это оз- начает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может.

С этой точки зрения на культуру очень тесно соприкасается теория локальных цивилизаций английского историка А.Тойнби. Диалектико-материалистическая философия рассматривает культу- ру как специфическую характеристику общества, которая выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, включаю- щий в себя определенное отношение человека к природе и обществу, развитие творческих сил и способностей личности. Важнейшей детер- минирующей характеристикой культуры является ее качественная сто- рона. Любое выражение культуры есть проявление качественных свойств и признаков, степени развития человека.

Реальная, живая культура неотъемлема от человека как от субъекта культуры. Собст- венно сам процесс формирования человека протекает как культурно-ис- торический процесс. Его человеческие качества есть результат усво- ения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и навыками деятельности. можно сказать, что культура - это мир человека, и, в известном смысле, способ его бытия, созданный и постоянно воссоз- даваемый им самим.

Культура - это очеловеченный слой жизни, вто- рая искусственно созданная человеком природа. Там, где есть чело- век, его деятельность, ее продукты, взаимоотношения между людьми - там и есть культура. Иными словами, культура представляет собой меру человеческого в человеке.

Общество и культура внешние и внутренние факторы

Специфическое место религии и церкви также в то время обусловливало ре... Региональные особенности культуры проявляются не только в специфически... Есть основания говорить об особенностях культуры в больших регионах ми... Массовая культура сформировалась одновременно с обществом массового по... не только сохранение лучших образцов прошлого, но и создание нового ку...

Человек и культура - внутренняя и внешняя

Только усваивая и соединяя в себе определенную долю общественной культ... Таким образом, лишь осваивая через познание и деятельность внешнее, ма... Через включение человека в мир культуры, содержанием которой является ... Разрешение собственно человеческих проблем бытия на путях культурного ... Опираясь на последнюю, человек обычно подает себя окружающим. Однако и...

Заключение

Заключение Движение к гуманному демократическому общественному строю просто немыслимо без решительных сдвигов во всем здании культуры, ибо прогресс культуры - одна из сущностных характеристик общест- венного прогресса вообще.

Это тем более важно, если учесть, что углубление НТР означает и возрастание требований к уровню культуры каждого человека, и в то же время создание для этого необходимых условий.

Список использованной литературы

Список использованной литературы 1. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры 2. Орнатская Л.А. Происхождение и формирование понятия культура 3. Межуев В.М. О понятии Культура 4. Артановский С.Н. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур.