Древняя история майя

Древняя история майя. Исследователи делят древнюю историю майя на несколько периодов доклассический 2000 300 гг. до н. э. классический 300 г. до н. э 900 г. н. э. послеклассический 900 1530 гг. Далее горная Гватемала и полуостров Юкатан были завоеваны испанцами. Но уже тогда, в середине 16 в они натыкались на развалины древних городов.

Пока достоверно неизвестно, почему в конце 9 в. н. э. опять были почти одновременно покинуты и разрушены грандиозные религиозные центры майя классической эпохи и что послужило причиной ухода индейцев с насиженных мест. Возможно, это были тропические ливни или засухи, опустошавшие поля, или вспышка какой-либо болезни, или нападение враждебных племен.

Величественные развалины городов майя привлекали внимание путешественников 18 19 вв которые видели, что развалины древнего города Чичен-Ица продолжали оставаться местом религиозного паломничества индейцев.

В настоящее время известно 800 развалин древних городов майя. Названия многих городов и отдельных сооружений майя были присвоены им после испанского завоевания и не являются подлинными. Например, город Тикаль придумали археологи, а Паленке по-испански крепость. Завоевание испанцами индейских территорий прервало развитие культуры, одной из наиболее богатых в доколумбовой Америке. Испанскими монахами были сожжены более 500 древних рукописей, которые могли раскрыть многие тайны одной из величайших в мире цивилизаций.

Важнейшими в художественном отношении центрами майя были Копан в Гондурасе, Тикаль, Киригуа Пьедрас-Неграс в Гватемале, Паленке, Яшчилан и Бонампак в штате Чиапас в Мексике. На севере представляет интерес смешанная майя-тольтекская культура, расцветшая в 10 11 вв. н. э главные центры которой находятся в городах Чичен-Ица, Ушмаль и Майяпан. В непроходимых лесах штата Чиапас в 1946 г. обнаружен храм, внутренние помещения которого расписаны фресками.

Он был не единственный. К храму примыкало с десяток культовых сооружений, составлявших с ним архитектурный комплекс типичный для священных городов древних майя классического периода. Он был назван Бонампак, что в переводе с майя означает стены с живописью. Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, расположенного на холме, относятся ко 2-й половине 8 в. н. э. Они показывают, что классический период не был эпохой мира основным сюжетом их является какая- то крупная битва, в память о которой и был впоследствии поставлен этот храм. Некоторые из сюжетов изображают принесение в жертву пленных, один из которых простирает к правителю руки, моля о пощаде.

На стенах другого танцующие воины в богатых нарядах и головных уборах из разноцветных птиц празднуют победу. Из росписей Бонампака стало известно о быте индейцев, их одежде, вооружении. Среди множества малых и больших священных городов майя не обнаружено других произведений настенной живописи, которые по своему мастерству приближались бы к ним. Художник, руководивший созданием этих росписей, был, несомненно, большим мастером.

Он свободно и уверенно распоряжается богатой гаммой красок и их своеобразными сочетаниями. Большинство фигур написано почти в натуральную величину. Одна из камер храма осталась незаконченной. Недостроены и некоторые другие сооружения города. Часть стел с изображением правителя повреждена. Почти все священные города классического периода несут на себе следы насильственных разрушений.