Основные доминанты культуры европейского просвещения

Основные доминанты культуры европейского просвещения. Эпоха Просвещения по праву может быть названа золотым веком утопии. Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, рационально преобразовывая политические и социальные устои.

Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих обстоятельств или среды политических институтов, систем образования, законов, философия этой эпохи подталкивала к размышлениям о таких условиях существования, которые способствовали бы торжеству добродетели и вселенского счастья.

Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества, пути их построения и установления.

Даже в самых прагматических сочинениях того времени проглядывают черты утопии. Например, знаменитая Декларация независимости, включала в себя такое утверждение все люди сотворены равными и наделены Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Ориентиром для создателей утопий XVIII века служило естественное или природное состояния общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не искусственным законам.

Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию выдающегося философа и писателя эпохи Просвещения Жан Жака Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.

Предложенный мыслителями XVIII века идеал общественного устройства использовался для сокрушительной критики существующего порядка вещей. Зримым воплощением лучших миров для людей эпохи Просвещения были сады и парки. Как и в утопиях, в них конструировался мир, альтернативный существующему, отвечавший представлениям времени об этических идеалах, счастливой жизни, гармонии природы и человека, людей между собой, свободе и самодостаточности человеческой личности.

Особое место природы в культурной парадигме XVIII столетия связано с провозглашением ее источником истины и главным учителем общества и каждого человека. Как и природа в целом, сад или парк становился местом философских бесед и размышлений, культивирующим веру в силу разума и воспитание возвышенных чувств. Парк эпохи Просвещения создавался для возвышенной и благородной цели создания совершенной среды для совершенного человека.

Внушив любовь к полям, внушаем добродетель Делиль Ж. Сады. Л 1987. С. 6. Часто в качестве дополнения в парк включались утилитарные постройки например, молочные фермы, которые, однако, выполняли совершенно иные функции. Важнейший морально-этический постулат Просвещения обязанность трудиться находил здесь зримое и реальное воплощение, поскольку заботам о садах в Европе предаются представители правящих домов, аристократии, интеллектуальной элиты.

Парки эпохи Просвещения не были тождественны естественной природе. Их проектировщики отбирали и компоновали казавшиеся им наиболее совершенными элементы реального ландшафта, во многих случаях меняя его целиком в соответствии со своим замыслом. При этом, одной из главных задач было сохранение впечатления естественности, ощущение дикорастущей природы. В композицию парков и садов включались библиотеки, картинные галереи, музеи, театры, храмы, посвященные не только богам, но и человеческим чувствам любви, дружбе, меланхолии.

Все это обеспечивало реализацию просветительских представлений о счастье как естественном состоянии естественного человека, основным условием которого было возвращение к природе. В XVIII Франция становится гегемоном духовной жизни Европы. В ее философии, литературе, искусстве новые веяния проявляются с особой силой. Французскому образцу подражают в Испании, Германии, Польше, России.

Даже Англия, считающая себя противницей Франции, признает авторитет французской культуры. XVIII век отодвигает на второй план как религиозные, так и национальные различия, апеллируя прежде всего к чисто человеческому содержанию культуры. Так, в живописи между персонажами картин разных мастеров возникает неожиданное сходство. Похожи не только костюмы, но сходными оказываются и манера держаться, сам душевный настрой. Искусство XVIII века стремится отойти от возвышенного, аллегорически-надуманного к простому, непосредственному, соизмеримому с человеком, его повседневной жизнью.

Эта соизмеримость, характеризующая мировосприятие эпохи Просвещения, проявляется и в философии, и в науке. Частная жизнь, интимные чувства и эмоции противопоставляются холодной официальности, фальшивой торжественности и претенциозной возвышенности. 2.