рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Стилевые и жанровые особенности искусства

Работа сделанна в 2000 году

Стилевые и жанровые особенности искусства - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2000 год - Культура эпохи Просвещения Стилевые И Жанровые Особенности Искусства. В Целом Можно Рассматривать Художе...

Стилевые и жанровые особенности искусства. В целом можно рассматривать художественную культуру XVIII века как период ломки воздвигающейся веками грандиозной художественной системы, в соответствии с которой искусство создавало особую идеальную среду, модель жизни более значительной, чем реальная, земная жизнь человека.

Эта модель превращала человека в часть более высокого мира торжественной героики и высших религиозных, идейных и этических ценностей. Эпоха Возрождения заменила религиозный ритуал светским, возвела человека на героический пьедестал, но все равно искусство диктовало ему свои нормы.

В XVIII веке вся эта система подверглась пересмотру. Ироническое и скептическое отношение ко всему, что почиталось избранным и возвышенным прежде, превращение возвышенных категорий в академические образцы снимали ореол исключительности явлений, которые веками почитались как образцы. Перед художником впервые открылась возможность небывалой свободы наблюдения и творчества. Искусство эпохи Просвещения использовало старые стилистические формы классицизма, отражая при их помощи уже совершенно иное содержание.

Европейское искусство XVIII столетия соединяло в себе два различных антагонистических начала. Классицизм означал подчинение человека общественной системе, развивающийся романтизм стремился к максимальному усилению индивидуального, личностного начала. Однако, классицизм XVIII века существенно изменился по сравнению с классицизмом XVII века, отбрасывая в некоторых случаях один из характернейших признаков стиля античные классические формы. К тому же, новый классицизм эпохи Просвещения в самой своей основе не был чужд романтизму.

В искусстве разных стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях. Важным новым началом в искусстве XVIII века было и появление течений, не имевших собственной стилистической формы и не испытывавших потребностей в ее выработке. Таким крупнейшим культурологическим течением был прежде всего сентиментализм, отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемых вместе с первоначальным естественным состоянием общества, его отдалением от природы.

Сентиментализм был обращен прежде всего к внутреннему, личному, интимному миру человеческих чувств и мыслей, а потому не требовал особого стилистического оформления. Сентиментализм чрезвычайно близок романтизму, воспеваемый им естественный человек неизбежно испытывает трагичность столкновения с природными и общественными стихиями, с самой жизнью, готовящей великие потрясения, предчувствие которых наполняет всю культуру XVIII века. Одной из важнейших характеристик культуры эпохи Просвещения является процесс вытеснения религиозных начал искусства светскими.

Светское зодчество в XVIII веке впервые берет верх над 1 церковным практически на территории всей Европы. Очевидно и вторжение светского начала в религиозную живопись тех стран, где она ранее играла главную роль Италии, Австрии, Германии. Жанровая живопись, отражающая повседневность наблюдения художника за реальной жизнью реальных людей, получает широкое распространение практически во всех европейских странах, порой стремясь занять главное место в искусстве.

Парадный портрет, столь популярный в прошлом, уступает место портрету интимному, а в пейзажной живописи возникает и распространяется в разных странах так называемый пейзаж настроения Ватто, Гейнсборо, Гварди. Характерной чертой живописи XVIII столетия является возросшее внимание к эскизу не только у самих художников, но и у ценителей произведений искусства.

Личное, индивидуальное восприятие, настроение, отраженные в эскизе, подчас оказываются интереснее и вызывают большее эмоциональное и эстетическое воздействие, чем законченное произведение. Рисунок и гравюра ценятся больше, чем живописные полотна, поскольку они устанавливают более непосредственную связь между зрителями и художником. Вкусы и требования эпохи изменили и требования к колориту живописных полотен.

В работах художников XVIII века усиливается декоративное понимание цвета, картина должна не только выражать и отражать нечто, но и украшать то место, где она находится. Поэтому наряду с тонкостью полутонов и деликатностью цветовой гаммы художники стремятся к многокрасочности и даже пестроте. Порождением сугубо светской культуры эпохи Просвещения стал стиль рококо, который получил наиболее совершенное воплощение в области прикладного искусства. Он проявлялся также и в иных сферах, где художнику приходится решать декоративно-оформительские задачи в архитектуре при планировке и оформлении интерьера, в живописи в декоративных панно, росписях, ширмах и т. п. Архитектура и живопись рококо прежде всего ориентированы на создание комфорта и изящества для того человека, который будет созерцать и наслаждаться их творениями.

Небольшие по объему комнаты не кажутся тесными благодаря иллюзии играющего пространства, создаваемой архитекторами и художниками, умело использующими для этого различные художественные средства орнамент, зеркала, панно, особую цветовую гамму и т. п. Новый стиль стал прежде всего стилем небогатых домов, в которые немногочисленными приемами внес дух уюта и комфорта без подчеркнутой роскоши и помпезности. Восемнадцатый век привнес множество предметов быта, доставляющих человеку удобство и покой, предупреждающих его желания, сделав их в то же самое время и предметами подлинного искусства.

Не менее существенной стороной культуры эпохи Просвещения было обращение к запечатлению художественными средствами ощущений и наслаждений человека как духовных, так и телесных.

У крупнейших мыслителей эпохи Просвещения Вольтера, Гельвеция можно найти галантные сцены, в которых протест против ханжеской морали времени порой перерастают во фривольность. Во Франции с самого начала XVIII века и публика и критики начинают требовать от нового искусства прежде всего приятного. Такие требования предъявлялись и к живописи, и к музыке, и к театру.

Приятное означало как чувствительное, так и чисто чувственное. Наиболее ярко отражает это требование времени знаменитая фраза Вольтера Все жанры хороши, кроме скучного . 3. Расцвет театральной и музыкальной культуры Тяготение изобразительного искусства к занимательности, повествовательности и литературности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто называют золотым веком театра. Имена Мариво, Бомарше, Шеридана, Филдинга, Гоцци, Гольдони составляют одну из самых ярких страниц в истории мировой драматургии. Театр оказался близким самому духу эпохи.

Жизнь сама шла навстречу ему, подсказывая интересные сюжеты и коллизии, наполняя старые формы новым содержанием. Секуляризация общественной жизни, лишение церковного и придворного ритуала прежней святости и напыщенности приводили к их своеобразной театрализации. Не случайно именно в эпоху Просвещения знаменитый венецианский карнавал становится не просто праздником, но именно образом жизни, формой быта. Театр был призван временем для выполнения целого спектра задач.

Бомарше считал его исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары Бомарше. П О. Драматическая трилогия. М 1984. С. 17. Для него изобличение существующего порядка, срывание масок, прояснение истинного положения вещей становятся сверхзадачами подлинной драматургии. Присутствие социального контекста, противопоставлению подлинных ценностей любви, дружбы, честности, ума и таланта ценностям мнимым, навязанным обществом непременный атрибут театральных постановок XVIII века. Однако век разума знал и весьма существенные перепады эмоций, обращение к мистике и суевериям.

Реалистической ясности и трезвости в определенном смысле противостояла тяга ко всему фантастическому, необычному, связанная в первую очередь с кризисом ортодоксальной религии. Это стремление было в равной степени развито и в высших сословиях, и в среде простых людей. Широчайшее распространение получило масонство, соединявшее в себе конкретно-политические цели с глубоким философско-религиозным подтекстом и элементами маскарада и театрализованных церемоний посвящений. Для эпохи Просвещения характерна тяга к авантюрам, приключениям, путешествиям, стремление проникнуть в иное культурное пространство.

Она находила свое проявление в волшебных операх со множеством необычайных превращений, в трагикомедиях, сказках и т. д. Понятие театр, театральность ассоциируется еще и с понятием публичности. В эпоху Просвещения в Европе устраиваются первые публичные выставки салоны, представлявшие собой новый вид связи искусства и общества.

Во Франции салоны играют необычайно важную роль не только в жизни интеллектуальной элиты, художников и зрителей, ценителей произведений искусства, но становятся местом для диспутов по серьезнейшим вопросам государственного устройства. Дени Дидро выдающийся мыслитель XVIII века практически вводит новый жанр литературы критические обзоры салонов. В них он не только описывает те или иные произведения искусства, стили и направления, но и высказывая собственное мнение, приходит к интересным эстетическим и философским открытиям.

Такой талантливый, бескомпромиссный критик, выполняющий роль активного зрителя, посредника между художником и обществом, подчас даже диктующий искусству некий социальный заказ, является порождением времени и отражением самой сути просветительских идей. Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII столетии занимает музыка. Если изобразительное искусство рококо стремится прежде всего украшать жизнь, театр обличать и развлекать, то музыка эпохи Просвещения поражает человека масштабностью и глубиной анализа самых затаенных уголков человеческой души. Меняется и отношение к музыке, которая еще в XVII веке была всего лишь прикладным инструментом воздействия как в светской, так и в религиозной сферах культуры.

Во Франции и в Италии во второй половине столетия достигает расцвета новый светский вид музыки опера. В Германии, Австрии развивались наиболее серьезные формы музыкальных произведений оратория и месса в церковной культуре и концерт в светской культуре.

Вершиной музыкальной культуры эпохи Просвещения, бесспорно, является творчество Баха и Моцарта. Синтез зрелищности и публичности театра и глубины трактовки человеческих чувств обнаруживает себя в оперном искусстве. Одним из ярких примеров слияния просветительских идей и новой музыкальной формы является опера Моцарта Волшебная флейта. Отражая веру в торжество разума, культ света, представление о человеке как о венце Вселенной, опера в такой же мере несет в себе и основные идеи утопий XVIII века. Главный герой Тамино, попадая в совершенное общество, не сразу завоевывает себе право быть равным среди равных в царстве Зарастро.

Эта сюжетная линия отражает стремление героя к личному совершенству, понимаемого не просто как процесс самоутверждения человека, его поисков своего места, но прежде всего, как путь к достижению столь желанного общественного идеала, гармонии личности и общества. 4. Синтез этики, эстетики и литературы в творчестве великих французских просветителей.

Для мыслителей эпохи Просвещения был поистине характерен универсализм творческих и жизненных интересов. Они сочетали зрелую философичность мысли с юношеской влюбленностью в поэзию, увлеченность естественнонаучными и математическими исследованиями с постоянным участием в общественно-политической жизни своих стран. Ярчайшим памятником эпохи Просвещения является созданная во Франции Энциклопедия искусств, наук и ремесел 1751-1780, грандиозный труд, включавший в себя 28 томов.

Энциклопедия стала не просто сводом информации во всех сферах культуры на уровне самых передовых знаний XVIII века, но и грандиозным гимном силе разума и прогресса, декларировавшим новые этические и эстетические нормы, общественно-политические идеалы и нравственные ценности. В ее издании участвовали все выдающиеся деятели Просвещения из Франции, Германии, Голландии, Англии и других стран.

Душой этого поистине эпохального мероприятия был Дени Дидро, прославившийся не только как критик и общественный деятель, но и как талантливейший литератор и теоретик искусства. Острая литературная борьба в XVIII веке велась прежде всего вокруг возникшей в это время совершенно новой эстетической позиции, сформулированной прежде всего французскими просветителями, основным требованием которой было активное вмешательство художника в общественную жизнь. В рамках этого подхода среди многообразия литературных школ и направлений наиболее ярко вырисовываются три основных, возглавляемых Вольтером, Руссо и Дидро. Вольтер был в основном продолжателем французского классицизма, Руссо явился родоначальником школы революционного романтизма, а Дидро был как основателем и главой школы французского материализма в философии, так и создателем школы реализма в литературе и искусстве.

Эстетические взгляды Дени Дидро неслучайно считались своеобразным манифестом просветительских представлений о предмете, роли и задачах искусства.

Их теоретическим обоснованием были философские воззрения автора, состоящие в признании объективного существования природы, частью которой является и сам человек. Поэтому первоисточником, базой искусства является для Дидро сама природа, являющаяся его первой моделью. Каков бы ни был уголок природы, в который вы заглянете первобытный или культурный, бедный или богатый, пустынный или населенный вы всегда найдете в нем два прекрасных качества истину и гармонию Цит. по Гачев Д. Эстетические взгляды, Дидро. М 1961. С. 61. Только жизненная правда может и должна сделаться объектом искусства.

Чем ближе художник к действительности, тем лучше и значительнее, по мнению Дидро, его творчество, тем более высокой оценки оно заслуживает. Дидро обращался к деятелям искусства со страстным призывом изучать жизнь, проникать в глубинные тайны бытия, идти вглубь народной жизни, где лихорадочно бьется ее истинный пульс. Если художник учится у жизни, то, в конце концов, своими правдивыми и страстными произведениями он сам начнет учить жизнь, влиять на человеческие чувства и разум.

Но самой главной задачей искусства для Дидро было служение передовым идеям эпохи, требованию времени. Всякое произведение должно быть выражением одной большой идеи, оно должно быть поучительно без этого оно будет немым Там же. С. 70. Отождествляя этические и эстетические принципы, иными словами, утверждая, что совершенным может считаться только произведение, пропитанное определенной моральной идеей, Дидро провозглашает принцип идейности нового искусства, исповедующего реализм.

В полной мере эти философские и эстетические принципы Дидро воплотил в своих литературных произведениях. Он использует новые выразительные средства, отказывается от традиционного развития сюжета, являясь основоположником совершенно новых литературных жанров философской повести и философского романа, которые как нельзя лучше помогали отразить правду жизни и глубину ее осмысления.

Вершиной литературного творчества Дидро является философская повесть Племянник Рамо, в которой широкая панорама общественных нравов и социальных пороков тесно переплетается с глубиной аналитического исследования души главного героя. Универсальный гений Вольтера философа, естествоиспытателя, поэта и прозаика в полной мере отразил в себе приметы времени, всю его сложность и противоречивость. Ему не было равных в обличении пороков государства, лицемерия официальной церкви и ее слуг, в разрушении и ниспровержении всяческого рода предрассудков и расхожих мнений.

Вольтер оставил после себя колоссальное как по объему более 70 томов сочинений, так и по широте стилистической и жанровой палитры творческое наследие. В нем есть и строгие естественнонаучные трактаты, героические трагедии, философские повести, галантные письма, комедии, полные юмора. Вольтер считал, что необходимо использовать любое оружие, которое в данный момент может оказать наибольшее воздействие на граждан, поднимая их на борьбу с пороками и несправедливостями жизни.

Несмотря на то, что в своем творчестве Вольтер придерживается основных принципов классицизма, он видит всю ограниченность слепого подражания прежним образцам, насыщая старые традиционные формы классической трагедии, комедии, поэмы новым просветительским содержанием. Одно из самых глубоких и остросатирических произведений Вольтера Кандид, или Оптимист в полной мере отразило как общие тенденции развития просветительской литературы, так и оригинальные идеи и новизну подхода к их выражению самого автора.

Судьба главного героя Кандида складывается непросто, годы жестоких разочарований потребовались ему для того, чтобы прийти к собственному мировосприятию. Неудержимые искания истины приводят Кандида сначала к прекраснодушному оптимизму все к лучшему в этом лучшем из миров, основные положения которого Вольтер вложил в уста ученого-всезнайки Панглосса, а затем к унынию и отчаянию пессимистических философствований Мартена.

Но даже традиционный счастливый конец Вольтер наполняет более глубоким смыслом потраченные на долгие поиски истины годы не проходят напрасно как для самого Кандида, так и для его любимой Кунигунды, успевшей за это время превратиться из юной прекрасной девушки в безобразную старуху. Всю житейскую мудрость, смысл и назначение человеческой жизни Вольтер формулирует так надо возделывать наш сад работать, чтобы не случилось. Именно работа, по его мнению, избавляет от трех великих зол скуки, порока и нужды. Интересно, что в этом романе Вольтер также прибегает к излюбленному приему просветительской эстетики обращается к описанию идеального государства.

Пребывание Кандида в сказочной стране Эльдорадо, на первый взгляд, всего лишь эпизод в романе, но смысловая нагрузка его весьма велика. Эльдорадо воплощенное царство разума, основные элементы которого просвещенная монархия, философская религия деизм, единство цивилизации и природы, культ наук и искусств, свободный и разумный труд всех жителей страны.

Но, увы, Эльдорадо почти недоступно для людей путь туда неведом, долог и полон опасностей. Основоположник просветительского романтизма в литературе Руссо в разработанной им эстетике пошел значительно дальше Вольтера в ниспровержении рационалистических принципов аристократического классицизма, отвергая всякие формальные излишества. В искусстве он отстаивал простоту и естественность языка, обращение к жизненной правде, чувствительность доброго сердца простых людей.

Как и Дидро, он считал, что в любом произведении искусства, если оно подлинно, красота неизменно переплавляется в моральные ценности. Однако, личные чувства и эмоции неизменно должны быть подчинены высшему моральному долгу. Вот почему положительные герои Руссо всегда приносят в жертву себя и свою жизнь неким моральным принципам. Отвергая рассудочную логику здравого смысла , Руссо противопоставляет ей интуицию живого чувства. Весь смысл искусства для него это трогать простые человеческие сердца и воспитывать при помощи чувствительности истинно добродетельного человека и гражданина.

Человек, по его мнению, велик именно своим чувством, а

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Культура эпохи Просвещения

XVIII столетие громко заявляет о себе, выдвигая новое понимание основных доминант человеческого бытия отношение к Богу, обществу, государству,… Приписывая все свойства человеческой натуры воздействию окружающих… Никогда ранее европейская культура не рождала такого количества романов, трактатов, описывающих идеальные общества,…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Стилевые и жанровые особенности искусства

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Основные доминанты культуры европейского просвещения
Основные доминанты культуры европейского просвещения. Эпоха Просвещения по праву может быть названа золотым веком утопии. Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять челове

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги