рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Формы композиционного строения

Работа сделанна в 2001 году

Формы композиционного строения - Контрольная Работа, раздел Культура, - 2001 год - Обрядовая поэзия Формы Композиционного Строения. Повествовательная Часть Монолог Или Диалог....

Формы композиционного строения. повествовательная часть монолог или диалог.

Не бывать бы ветрам, да повеяли, Не бывать бы боярам, да понаехали, Травушку-муравушку притолочили, Гусей-лебедей разогнали, Красных девушек поразослали, Красную Анну-душу в полон взяли, Красную Михайловну в полон взяли, Стала тужить, плакать Анна-душа, Стала тужить, плакать Михайловна, Князь стал унимать, разговаривать, Да Иван-то стал унимать, разговаривати - Не плачь, не тужи, свет Анна-душа, Не плачь, не тужи, Михайловна, Я тебя, Анна-душа, да не силой брал, Я ж тебя, Михайловна, да не неволею. 2 диалог Среди свадебных лирических песен нет песен построенных при помощи монолога - было бы трудно различать песни и причитания Матушка Вьтся сокол над воротами, Сударыня Вьется, ясен над тесовыми - Дитятко, Настасья-свет, ты взойди на двор, Милое, Михайловна, на широкий двор - Матушка Вьтся сокол - на двор летит Сударыня Вьтся ясен - на широкий двор - Дитятко, Настасья-свет, войди в горницу Милое, Михайловна, во столовую - Матушка Вьтся сокол - в горницу летит, Сударыня Вьется ясен - во столовую 3 символическая часть реальная.

Два ряда образов а условные образные б реальные.

Поэтому изображаются две поэтические картины условная и реальная. Как летал, летал сокол, Как летал, летал ясен - Да по тмным по лесам, По высоким по горам Как искал, искал сокол Соколиное гнездо, Соколиночку себе Златокрыльчатую, Сизоперчатую, Как просилась соколинка - Отпусти меня, сокол, Отпусти меня, ясен, На свою волю летать, к своему тплу гнезду, К малым деточкам Как ездил, ездил Фдор - Он по всем городам, Он по разным деревням, Как искал, искал Петрович Себе суженую, Себе ряженую.

Как нашл, нашл Фдор В Онеге-городе У Ивана во дому, У Романовича в терему Красну девицу душу Лизавету хорошу Как просилась Лизавета - Отпусти меня Фдор Свет Петрович господин На свою волю гулять, В гости к батюшке, Ко сударыне-матушке Свадебный обряд, который был объектом изображения в песнях, представлял собой действие - со своим началом, кульминацией и финалом. Необрядовая лирика не изображала действие. Но самым важным аргументом эволюции необрядовой лирики, по сравнению с обрядовой, является выработанный ею новый тип композиции, который описал С.Г.Лазутин цепевидный.

Песни с цепевидной композицией строятся на ассоциациях, полутонах. Свадебные лирические песни не знают такой композиции. В лирических необрядовых песнях, например, большую роль играет изображение авторского исполнительского переживания и непосредственной оценки событий действующими лицами - персонажами песни.

В лирической - и особенно протяжной - песне присутствует голос как бы стороннего наблюдателя, своеобразного судьи е персонажей, который и высказывает сво мнение о них. В свадебной лирической песне нет и слов показывающих авторское исполнительское отношение к изображаемым событиям, которое в лирических необрядовых песнях выражается преимущественно в зачинах Ты не стой, древо, над рекой, Не рони-ко листья на воду Ты не плачь, не плачь Марьюшка, О родимой сторонушке В лирических необрядовых песнях большую роль играют также концовки.

Их функция подобна функции зачина они являются авторскими пояснениями к изображаемым в песне событиям, их оценкой - положительной или отрицательной. Свадебные же лирические песни не имеют концовок песни всегда начинаются с непосредственного изображения какого-либо события, им же и кончаются. Итак, лирические свадебные песни строятся при помощи пяти композиционных форм, с одной стороны, сближающих эти песни с необрядовой лирикой, с другой - отличающих их от не. Сходство двух разновидностей лирики объясняется общностью функций, различие же - тем, что свадебные песни связаны с обрядами.

Можно выделить три вида экспозиции свадебных лирических песен 1. символическая - всегда начинает свадебную песню с символической картины или образа Долго, долго сокол не бывал, Долго, долго ясен не бывал, Видно, сокол на горы летал, Видно, ясен, высоко летал - Долго, долго имя рек не бывал и т.д. 2. условно-поэтическая- активно использует метафору и другие виды иносказания, начиная песню изображением жизни человека. На горе, горе, на высокой, на крутой Город стоял, город каменный В этом городу сила войска стоит Силой силн, воеводой грозен Свет Иван, Свет Семнович Хочет город взять и т.д. Как и в первой, так и во второй песне используется условная образность, иносказание, однако в первом случае оно сложное, требует затем объяснения, во втором же - простое, но вс-таки иносказание, так как обстановка действия и персонажи, участвующие в этом действии, так же условны, как и образ ясного сокола, который летал на горы. Иносказание же, как представляется, в лирических свадебных песнях создатся при помощи примов гиперболизации и идеализации. 3. Третий тип экспозиции во многом сближает свадебные песни с другими песенными жанрами необрядовой лирики.

Колотился, колотился сват у ворот, Колотился, колотился сват у новых, Просит он, просит он сво сужено, Просит он, просит он сво ряженное Уж и подайте вы мне мо ряженое.

Свадебные обряды, начинающие повествование с символической части, могут иметь эту часть в разном объме.

Самой большой символической частью может быть такая, которая изображает целостную картину всего события, происходящего на свадьбе. Возможны и такие символические экспозиции песен, в которых свадебные события рисуются не полностью, а частично. Символические образы чаще всего начинают песню, но иногда они встречаются в середине текста например - в начале Не долго веночку на стеночке висеть, Не долго свет Аннушке во девушках сидеть и в середине Расти, расти, вербушка, век без меня, Живи, живи, матушка, век без меня Параллелизм в сочетании с символическим изображением свадебных событий широко используется в свадебной лирической песне.

Летал голубь, урковал, Ко терему припадал - Што в тереме говорят Говорили красны девушки души Про удалого добра молодца Рядом с параллелизмом в свадебных лирических песнях употребляется другой композиционный прим - прим ступенчатого сужения образа.

Как и параллелизм, чаще всего он встречается в экспозиции песен. Например, в песне При путе, при дороженьке, При широкой, проезжей - Тут стоял нов, высок терем. Что во том ли новом тереме Все покои изукрашены И диваны изуставлены Часто употребляющимся композиционным примом в свадебных лирических песнях являются обращения. Они могут быть символическими и несимволическими. Приведм примеры символических обращений 1 Бел заюшка-горностаюшка, Почто тебя долго времечко нету 2 Ах, ты яблонь, ты яблонь, Садовая моя Я садила тебя 3 Ты камочка, ты камочка моя, Ты, камка да мелкотравчатая Не давалась ты развртываться Ни атласам, ни бархатам Примерами несимволических обращений могут служить такие 1 Вы яхонты, голубые, граненые Полежите малхонько 2 Уж вы дары мои, дары, Тонки, белы, полотняны 3 Ты труба ли моя, трубонька, Ты труба ли моя золотая Воструби, трубонька, поранее Как параллелизм сопровождается символическим изображением действительности, так и обращения всегда сопровождаются тавтологией.

Тавтология в обращениях служит тому, чтобы возможно точнее представить тот объект, к которому обращаются.

В обращении могут повторяться одни и те же слова - здесь мы имеем дело со своеобразным повтором Ах ты, яблонька, моя яблонька Уж ты яблонька раскудрявая Тавтология взаимодействует с палилогией. Значение палилогии в поэтической системе лирических свадебных песен не ограничивается только композиционной функцией она часто используется в тех случаях, когда также нужно внести в изображение предмета какое-то новое качество, новый признак.

Например Подломили зало новое, Зало новое, со гостиною, Растопили чару золотую, Золоту чару, со финиксами. Такой же задаче в свадебных лирических песнях служит и другое художественное средство - синонимия, активно взаимодействующая с параллелизмом. Как правило, уточняются два понятия - или действие, или предмет, или то и другое одновременно. В зависимости от этого синонимизируются чаще всего три части речи глагол, существительное и прилагательное.

Невеста, например Сидит - не улыбнтся, С подружками - не рассмется Или поезжане говорят - Мы были у княгини, Побывали у первобрачной Характерным художественным средством свадебных лирических песен является также эпитет. Например На край моря синего, Тут стояла верба золота, По корень вербы золоты Обегали чрны соболи, Посредь вербы золоты Облетали ясны соколы, Как поверх вербы золоты Итак, свадебные лирические песни являются, с одной стороны, оригинальным жанром свадебного фольклора, отличаясь от величальных и корильных песен как своей доминирующей функцией, так и поэтическим содержанием, художественной формой, с другой - представляют собой своеобразный жанр народной лирики.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Обрядовая поэзия

Календарной обрядовой поэзией называется группа обрядов и словесно- художественных жанров, связанных с народным календарм, который основывался на… В русской обрядовой поэзии олицетворены силы природы, имеющие значения для… Сущность обрядов и песен зимнего цикла состоит в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай и приплод скота. Первая…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Формы композиционного строения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предсвадебные обряды
Предсвадебные обряды. включали в себя сватовство, смотрины, рукобитье и запой, великую неделю, баню и девишник. Сватовство, или сватанье, представляло собой приход представителей семьи жениха в дом

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги