Специфика эволюции правоприменительной практики в отношении к ультрапроявлениям различных направлений культуры от начала к концу

Специфика эволюции правоприменительной практики в отношении к ультрапроявлениям различных направлений культуры от начала к концу. летнего ритма. После Октябрьской революции устраняются препоны мешавшие пролетариату пользоваться благами культуры и просвещения. Общественным достоянием стали крупнейшие частные художественные и книжные собрания, музеи и дворцы знати, киностудии и театры.

Конституция закрепляла за государством обязанность предоставить рабочим и беднейшим крестьянам полное, всестороннее и бесплатное образование В качестве долговременной перспективы большевистская партия выдвигала задачу создания нового типа культуры - культуры социалистической. Считалось, что в основе новой социалистической культуры должна лежать марксистская идеология, выражающая интересы не только пролетариата, но и всех трудящихся, а главная цель культуры - служить задачам классовой борьбы пролетариата за социализм.

В это время на базе министерства народного просвещения сформировалось новое центральное ведомство - наркомат просвещения во главе с А.В. Луначарским. Наркомат держал в поле своего внимания все сферы духовной жизни общества, все учреждения культуры. Появление подобного административно-идеологического монстра не было, конечно, чисто революционной импровизацией.

К жизни его вызвало стремление как можно быстрее реализовать главную цель большевиков в начатой ими культурной революции опираясь на государственную власть, политизировать культуру, превратить систему образования, гуманитарные науки, литературу, искусство, театр и другие общественные институты, формирующие образ мыслей и настроения в обществе, в инструмент воспитательного воздействия правящей партии на народные массы. Первые представители беспартийной интелегенции пошли на сотрудничество с властью вскоре после Октября.

Среди них были деятели науки и культуры с громкими именами литераторы А.А. Блок, В.Я. Брюсов, В.В. Маяковский, В.И. Немирович- Данченко, В.Э. Мейерхольд и другие. В качестве инструмента в укреплении контроля правящей партии над политической и духовной жизнью общества, решено было использовать органы ВЧК. 1921 году, в сфере культуры, большевики держали в центре внимания старую интелегенцию. В этой среде политические настроения выражались в двух моментах не борьба, а сотрудничество с советской властью в деле хозяйственного и культурного возрождения России глубокая и искренняя уверенность в том, что в ходе возрождения большевизм будет под напором жизненной стихии изживать экстремизм в экономике и политике, эволюционируя в сторону буржуазно-демократических порядков.

Власти, стремясь вовлечь старую интелегенцию в активную трудовую деятельность, в первые послевоенные годы поддерживали такие настроения. В то же время всячески ограничивались возможности интелегенции участвовать в политической жизни страны, влиять на массовое сознание. В 1922 году был создан специальный цензурный комитет - Главлит, обязанный осуществлять предупредительный и репрессивный контроль за враждебными выпадами против марксизма и политики правящей партии, за пропагандой национализма, религиозных идей и т.п. Вскоре к нему прибавился Главрепертком - для контроля за репертуаром театров и зрелищных мероприятий.

В августе из страны было выслано около 160 оппозиционно настроенных видных учёных и деятелей культуры Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, Н.О. Лосский, С.Н. Прокопович, П.А. Сорокин, С.Л. Франк и другие. В следующем году произошла массовая чистка библиотек от антисоветских и антихудожественных книг, в число которых попали многие выдающиеся произведения отечественных и зарубежных писателей, философов, историков, экономистов.

К середине 20-х годов прекратилась деятельность практически всех частных книгоиздательств, возникших при переходе к НЭПу, были закрыты независимые научные и литературно-художественные журналы.

Литературно-художественная жизнь Советской России в первые послереволюционные годы отличались многоцветием, обилием различных творческих группировок и течений. Только в Москве их насчитывалось свыше 30. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты серебряного века русской литературы А.А. Ахматова, А. Белый, В.Я. Брюсов и другие. Гроза, пронёсшаяся над Россией, дала новый импульс творчеству В.В. Маяковского и С.А. Есенина.

Ставили спектакли классики театральной режиссуры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко. Устраивали выставки картин последователи Мира искусства, Бубнового валета, Голубой розы и других дореволюционных объединений художников П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и другие. Большую активность проявляли представители ультрасовременных течений - футуризма, имажинизма, супрематизма, кубизма, конструктивизма - в поэзии, живописи, театре, архитектуре.

Но и в этой области правящая партия постепенно наводила революционный порядок, используя как государственные структуры, так и литературно-художественные объединения коммунистической ориентации. В авангарде ревнителей пролетарской чистоты литературы и искусства действовали рапповцы и напостовцы. Они рьяно пытались внести классовую борьбу в художественное творчество, травили в печати как внутренних эмигрантов М.А. Булгакова, Е.И Замятина, других писателей и деятелей культуры, уклонявшихся от воспевания героики революционных свершений.

Под огнём критики находились, и так называемые попутчики-литераторы, сочувствовавшие большевистским планам переустройства России, но допускавшие, по мнению их строгих судей, отклонения от пролетарской идеологии. К попутчикам причислились участники литературных групп Серпионовы братья М.М. Зощенко, В.А. Каверин, К.А. Федин и другие , Перевал Э.Г. Багрицкий, А. Веселый, М.М. Пришвин и другие Л.М. Леонов, А.Н. Толстой и другие. Но, несмотря на нарастающий идеологический прессинг, 20-е годы по праву вошли в историю как время создания выдающихся произведений в разных областях культуры.

В сфере культуры определяющей тенденцией с начала 30-х годов стала проводимая властями унификация и жёсткая регламентация. Постановлением - ЦК ВКП б от 23 апреля 1932 года О перестройке литературно-художественных организаций ликвидировались многочисленные группы и объединения мастеров литературы и искусства, а их место заняли централизованные, удобные и подконтрольные правительству творческие союзы интелегенции Союз композиторов, архитекторов, писателей, художников.

Господствующим творческим явлением был провозглашён социалистический реализм, требовавший от авторов произведений литературы и искусства не просто описание объективной реальности, но и изображения в её революционном развитии, служением задачам идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма. Сочинения подобного рода представляли собой, в сущности, сказки, иногда, впрочем, весьма талантливые.

Это, например, фильм Волга-Волга режиссёра Г.В. Александрова. Символами народного счастья здесь служат канал Москва-Волга о том, что его строили заключённые, в фильме не упоминалось и сама Волга - как Родина, свободная. Более честные произведения Реквием А.А. Ахматовой, Мастер и Маргарита М.А.