Но почему же происходит изменение культур или цивилизаций. Согласно П. Сорокину, движение культур имманентно, оно не зависит от действия посторонних факторов, как это предполагали эволюционисты. Культуры изменяются в силу их природы носители культуры стремятся исчерпать заложенные в ней силы и довести их до предела тогда приходится обращаться к иным принципам и двигаться к иному типу культуры в дальнейшем будет показано влияние космоса.
В общем оказывается, что в теории суперсистем П. Сорокина существует только два морфологических начала идеальное и чувственное материальное, определяющих тип культуры и соответствующий ему тип мировоззрения. Каждая конкретная форма культурной суперсистемы язык, мораль, искусство, философия, религия детерминируется морфологическим началом и является замкнутой в себе. Однако П. Сорокин не только не принимает концепцию локальных культур, но и отбрасывает ее как ненаучную. В этом коренное отличие теории суперсистем П. Сорокина от морфологии культур О. Шпенглера.
Сорокинская суперсистема не имеет ограничений в пространстве и времени. Культура одного народа не может быть изолированной от культуры другого народа или цивилизации. Контакты между культурами всегда были и далее становятся все более интенсивными развитие науки, искусства, морали также всегда связано со временем, т.е. с достижениями культуры в прошлом.
К примеру, немаловажное место в культуре ацтеков принадлежало календарю, выражающему ацтекское видение космоса. С ним были связаны понятия времени и пространства, присущие тогдашней эпохе, в нем нашли отражение представления о богах и сферах их деятельности, а также обязательные ритуалы. Согласно этому календарю существовал и другой, солнечный, календарь, состоящий из 18 двадцатидневных месяцев и 5 дополнительных дней, год был равен 260 дням, он делился на 20 периодов по 13 дней каждый, обозначенных определенными знаками и числами.
Правили ими те или иные боги либо богини. Число дней в ГОДУ делили также на 4 больших ансамбля, каждый из которых насчитывал 65 дней и был связан с одной из сторон света. Подобным образом были связаны со сторонами света боги и люди. Эта концепция деления времени и пространства чрезвычайно важный компонент культурного мировоззрения ацтеков, воздействующий как на жизнь отдельного человека, так и на судьбы всего сообщества. Новорожденному давали имя дня, когда он появился на свет, а этот день подчинялся определенному божеству, ибо входил в один из четырех 65-дневных ансамблей, который в свою очередь, был связан с определенной стороной света и правящим им божеством.
Все эти обстоятельства определяли будущее нового человека, программируя именно такой, а не иной ход жизни.